Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как накрутить короткий волос в домашних условиях: советы профессионалов
  • Как сделать кораблик из бумаги — оригами схема
  • Кровь на хгч. Как сдают кровь на ХГЧ? Анализ крови на ХГЧ - расшифровка Нормы показателей ХГЧ у женщин
  • Вязаные сувениры спицами
  • Хиромантия и нумерология отношений: как узнать сколько будет браков и детей?
  • Порядок оформления доплаты к пенсионному обеспечению за детей
  • Дипломная работа: Социализация детей-сирот в условиях детского дома. Особенности социализации детей-сирот Социализация детей сирот в обществе

    Дипломная работа: Социализация детей-сирот в условиях детского дома. Особенности социализации детей-сирот Социализация детей сирот в обществе

    Никто, как прежде, нас не ждет внизу,
    Не переводит нас через дорогу.
    Про злого муравья и стрекозу
    Не говорит. Не учит верить Богу.

    Теперь до нас нет дела никому,
    У всех достанет собственного дела.
    Но надо жить, как все - но самому…
    (Беспомощно, нечестно, неумело).
    (Анатолий Штейгер)

    Социализация представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого человеком усваиваются знания, убеждения, умения, социальные нормы, правила, роли, принятые в данном обществе, при собственной активности и чужого влияния.

    Социализация детей, воспитывающихся в детских домах, происходит зачастую таким образом, что совершенно не укладывается в допустимые нормы.

    Проблемы детей-сирот стояли перед обществом всегда и, скорее всего, будут стоять в ближайшем будущем. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе: богатое оно или бедное, так как никто не застрахован от тех рисков, которые могут нас ожидать. Но в последнее время речь идет о детях-сиротах социальных или, как их часто называют в литературе, “брошенные дети”. Это дети, которые воспитываются в детских домах при живых родителях. Это дети, чьи родители отказались от их воспитания, забыли про них или лишены родительских прав из-за невыполнения своих обязанностей. Такие дети составляют основной контингент детских домов.

    Несмотря на значительную распространенность социального сиротства, до сих пор не найдены эффективные способы, позволяющие повлиять на кризисную ситуацию и остановить распад жизненно необходимых связей между родителями и детьми. К сожалению, реальная помощь детям, находящимся в подобной ситуации фактически не оказывается.

    Проблемы социализации сирот отличаются особой сложностью. Для включения социальных сирот в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо изменить сам образ жизни их в детстве, их отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, отношение к ближайшему окружению и обществу в целом. Сложнее всего подготовить социальных сирот за время жизни в детском доме к самостоятельному и ответственному решению своих собственных проблем. При этом надо учитывать, что они не могут на этапе жизненного старта рассчитывать на поддержку семьи, а зачастую - и родственников вообще. Социализация - это развитие личности, которое осуществляется в среде обитания человека, из которой он усваивает её структуру, её правила, культуру взаимоотношений, её ценности. Среда обитания таких детей, как в детском учреждении, так и предыдущая жизнь в асоциальной семье, не есть норма, она сильно отличается от стандартных общепринятых норм, скорее, это “параллельный мир”.

    Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Социализация - есть самый важный вопрос, очень серьезный и требующий тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

    Вхождение подростков в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Основной причиной возникновения трудностей при вхождении уже не ребенка, а юноши, или девушки в систему социальных отношений связаны с неадекватным восприятием тех требований, которые предъявляет социум. Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция, это –позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни удерживает детей-сирот в иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации, иными словами, воспитанники детского дома, выходя за его порог учреждения, настолько инфантильны, что только и умеют “быть сиротой”. Они надеются на покровительство, обладают “выученной беспомощностью”, не подозревая, что можно опереться на свои собственные возможности. Причина трудностей в жизненном устройстве выпускников не только в отсутствии жилья, что не актуально для Москвы, работы, семейного окружения, но и в неумении самого подростка организовать свой быт, позаботиться о себе, собственном здоровье, свободном времени.

    Трудовая и бытовая адаптация выпускников школы-интерната далеко не всегда проходит успешно. Характерны тенденции к частой смене работы, неоправданная неудовлетворенность заработком, трудности установления контактов с членами коллектива. Отмечаются трудности, возникающие вследствие неумения распорядиться заработной платой, семейным бюджетом, планировать накопления, рационально вести хозяйство. У сирот и подростков, лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходит с большим трудом.

    Несмотря на заинтересованность общества в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, чтобы результаты их социализации были позитивны как для того же общества, так и для выпускника, но так и не разработана концепция их развития и воспитания.

    Социализацию детей-сирот, формирование социальной компетенции выпускников, формирование адекватной оценки себя и других в обществе, важно развивать именно в условиях сиротского учреждения. Необходимо прививать такие качества личности, которые обеспечивают успешность в современной жизни:

    • уважение к труду, осознание ценности труда, необходимого для достижения целей;
    • чёткое осознание элементарной человеческой морали, кодекса чести, понимание порядочности;
    • коммуникативную культуру, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации;
    • умение сделать осознанный и ответственный выбор;
    • универсальные навыки деятельности, умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач;
    • умение работать в группе, коллективе.

    Для реального достижения поставленных целей необходима совместная работа воспитателей, социальных педагогов, психологов.

    Каждый специалист, работающий в сиротских учреждениях, связан с рутиной составления всяческих планов (перспективных, календарных, годовых, полугодовых и т.д.) с правильной формулировкой целей и задач, но при этом, прекрасно осознаёт их не востребованность. Другими словами, какие бы правильные слова не содержали эти планы, в итоге общество не приобретает в своих рядах полноценных граждан.

    Программа развития социальных сирот для их успешной адаптации в жизни должна предусматривать, в первую очередь, трудовое воспитание.

    Современные подходы трудового воспитания формально признают его необходимость, но в виде какой-то “абстрактной форме”, в лучшем случае, в виде приобретения навыков самообслуживания. Давно не существует никаких мастерских, теплиц, ранее существовавших при школах-интернатах. Повсеместно игнорируется опыт предыдущих поколений, который реалистично учитывал социальный статус воспитанников, будущее которых и основывалось на их умении трудиться. Созданный в 1764 году Московской Воспитательный Дом ставил своей задачей создание совершенно “новой породы людей”, детей-граждан, способных “служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах”. Целью всех государственных и частных учреждений было воспитать достойных, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойную жизнь граждан. Трудовые мастерские в этих учреждениях были основной частью воспитательной работы. Не подвергается сомнению и опыт великого Макаренко, который сделал труд своих воспитанников высокотехнологичным и придал ему общественную значимость.

    В силу чисто социальных причин, многие дети из неблагополучных семей нерегулярно посещают школу и не приобретают навыков к занятиям и желания учиться вообще. Слабая, несформированная волевая сфера – это самая существенная первопричина не успешности и маленького, и взрослого человека. Равным образом отсутствие систематического трудового воспитания, часто наблюдаемое в социально неблагополучных семьях, не только препятствует приобретению элементарных навыков работы по дому, но и резко обесценивает труд как потребность человека в целом. Труд, привычка к труду формирует волевую сферу этих детей, важность трудового воспитания неоспорима.

    Воспитательный эффект имеют результаты и содержание таких видов деятельности, которые имеют явные позитивные последствия как для самого ребенка, так и для других людей. При этом ребенок должен знать и понимать, для чего он выполняет то или иное действие.

    Важно помнить, что дети, о которых идет речь- это дети из неблагополучных семей. Никто, кроме государства, фондов поддержки и сострадающих сограждан, не будет оказывать им поддержку, рассчитывать придётся только на себя, на свои возможности.

    Характерной чертой детей-сирот является слабая мотивация при получении знаний и нежелание поиска работы после выпуска из колледжа. Это качество можно обосновать с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами. Стоит учитывать, что дети, находящиеся в учреждениях для сирот имеют заболевания центральной нервной системы, соответственно, они нуждаются в постоянной психологической помощи.

    Освоение учеником стандартной образовательной программы во многом зависит от его здоровья, способностей, уровня мотивации, но образовательный уровень выпускников оставляет желать лучшего. Ограниченность кругозора, малая информированность, практически во всех областях знаний человеческого общества, делают выпускника сиротского учреждения “инопланетянином” среди окружающих его новых людей. В результате долговременного пребывания в достаточно замкнутой среде с определёнными правилами взаимодействия, дети “варятся в собственном соку”, формируется своеобразная субкультура, представители которой вполне понимают друг друга, но выйдя за границы этой субкультуры, выпускник не встречает понимания и сам многого не понимает. Его одинаковость, непохожесть, заметны, что может вызывать отторжение в обществе. Отсюда, как следствие, известное явление проживания бывших детдомовцев в одной квартире по месту жительства одного из них, а самый распространённый способ заработка – сдача своих квартир в аренду.

    Для успешной будущей социализации детей важна работа по общему их развитию, расширению кругозора. Эта работа должна быть реальной, индивидуальной, каждодневной. Она предусматривает тесный контакт с ребёнком, беседы с ним, общение с разнообразными людьми из разных сфер деятельности общества, возможность увидеть что-то своими глазами, потрогать своими руками, прочитать об интересном в своей книге, своём журнале и т.д.

    К этому пункту можно тесно привязать вопрос о личном пространстве ребёнка, который трудно решается в казённом учреждении. Постоянные перемещения детей из группы в группу, из одного учреждения в другое, в результате их закрытия, слияния, столь распространённых в последние годы, эмоционально лишают их почвы под ногами, лишают привязанностей.

    Принятые решения вопроса детского сиротства с переходом детей в приёмные семьи призваны во многом сделать социализацию сирот менее болезненной, обеспечить детям счастливую семейную среду, приблизить их эмоциональный мир к реалиям жизни, расширить их знания о законах жизни, дать чувство надёжности бытия.

    Список литературы:

    1. Астапов В. М. Тревожность у детей. – М., 2001.
    2. Божович Л. И. Психологическое изучение детей в школе-интернате. – М., 1960.
    3. Жуков В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. – М.: Академический Проект, 2003.
    4. Змановская Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения. – М., 2004.
    5. Иовчук Н. М., Северный А. А. Депрессия у детей и подростков. – М., 1998.
    6. Комков С. Откуда в России берутся беспризорные дети // Социальная педагогика – 2005. – № 1
    7. Лангеймер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.
    8. Осадчая Г. И. Лекции по социологии. – М.: Издво РГСУ, 2008.
    9. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. / Осадчая и др.; под ред. академика РАН В. И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2009.
    10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М. – Воронеж, 2000.
    11. Психология подростка / под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
    12. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2008. № 11.

    Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду . Личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального опыта предполагает не пассивное его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство личностью социального опыта есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.

    Социализация определенной категории детей происходит вне семьи. К этой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести детей, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи: 1. с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах; 2. признание родителей безвестно или недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; 3. объявлением их умершими; 4. отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 5. нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 6. уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; 7. отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения .

    Сироты - это особая социальная группа, которой присущи явления родительской, социальной, психической депривации. А.М. Прихожан определяет депривацию как неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделения, имеющего пагубные последствия. Родительская депривация рассматривается как явление лишения ребенка возможности непосредственно находится в контакте с родителями, вступать с ними в отношения и в связи. Для современных детей, лишенных родительской опеки характерно явление социальной депривации, т.е. лишение, ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, развития, которые прежде всего охватывают сферу первичной социализации - родительскую семью. Следствием родительской и социальной депривации является психическая депривация: психическое и физическое развитие детей в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы .

    Дети, лишенные родительской опеки, попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации. Первую группу существующих институтов социализа-ции детей, лишенных родительской опеки, составляют учеб-но-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет -- родители от-казались от них в роддоме, бросили, были лишены роди-тельских прав или в силу неблагоприятных условий жиз-ни оставили на временное пребывание в этих учреждени-ях, которые относятся к системе охраны здоровья. Из дома ребенка дети поступают в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до по-ступления в школу. На стадии обучения социализация де-тей, лишенных родительской опеки, проходит в школе-ин-тернате. Дети с трехлетнего возраста могут поступать так-же в детские дома смешанного типа. В этом учреждении они только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Комплектуется детский дом смешанного типа деть-ми из одной семьи, которые должны проживать в разно-возрастных семейных группах. Ко второй группе институтов социализации относятся существующие семейные формы: усыновление, опекунские семьи, детские дома семейного типа.

    Интернатное учреждение как институт социализации детей, лишенных родительской опеки, имеет следующие ха-рактеристики.

    1. Структурную, которая выражается в том, что интер-натное учреждение включает несколько институтов социа-лизации: а) школу, где дети обучаются; б) интернат (от лат. internus -- внутренний), общежитие. Дети, лишенные родительской опеки, проживают в интернате в одновозрастных группах, которые в данном случае выступают анало-гом семьи. Следуя объяснению И.С.Кона, школа и роди-тельская семья в норме являются "относительно автоном-ными и не складываются в единую иерархическую систе-му институтов социализации" . Данная структу-ра школы-интерната усиливает степень зависимости фор-мирующейся личности от института социализации.

    Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе обра-зования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, кото-рая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физичес-ком здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской).

    В интернатном учреждении существуют группы взрослых и сверстников, которые выполняют роль трансляторов социального опыта. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации - биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка.

    Количество детей в группе намного превышает тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку. Это приводит к недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

    Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности.

    В связи с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.

    В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

    На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.

    1. Фактор социальной изоляции, который проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.

    2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая.

    1. Дети, поступившие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют отрицательный опыт семейной социализации. Они идентифицируют различные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный опыт воспроизводится как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).

    2. Дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не проживали в родительской семье. Эти дети никогда не выполняли роли сына или дочери.

    3. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях.

    1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.

    2. Группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.

    3. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения.

    4. Неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников.

    5. Коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.

    6. Смена воспитателей,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.

    7. Воспитатели не получают специальной подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

    Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего .

    Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с се-мьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отно-шении которых с самого рождения допускается соци-альная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

    По данным многих исследований, социальное разви-тие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных ста-диях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты не-рвозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрес-сию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Не-правильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим не-гативную позицию.

    Дети психологически отчуждены от людей, и это от-крывает им "право" к правонарушению. Недостаток люб-ви, мало положительных эмоций нормального человеческо-го общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появ-ляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, эко-номии, даже в сугубо личных масштабах.

    В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" -- мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по от-ношению к ним агрессию, готовы использовать их в сво-их целях. Дети могут жестоко обращаться со своим свер-стником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и призна-нии из-за нестабильного положения.

    У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происхо-дит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсут-ствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваи-вают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

    Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы по-ведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоя-тельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развива-ется ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность .

    Нахождение в интернатном учреждении на полном го-сударственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

    Исследования И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской показыва-ют, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собствен-ной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в роди-тельскую семью мужа или жены, не в состоянии постро-ить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быс-тро исчерпывается первоначальная привязанность, содержа-ние супружеских отношений не получает развития .

    Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). Деятельность социально-педагогической деятельности должна быт направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.

    Социальная адаптация и дезадаптация непосредственно связаны с таким понятием как «социализация». На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики Е.А. Волошиненко определяет сущность социализации следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду . Личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентиры. Этот момент преобразования социального опыта предполагает не пассивное его принятие, а активность личности в применении такого опыта. Усвоение и преобразование, и воспроизводство личностью социального опыта есть суть процесса взаимодействия личности с социальной средой.

    Социализация определенной категории детей происходит вне семьи. К этой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

    К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, можно отнести детей, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи: 1. с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах; 2. признание родителей безвестно или недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях; 3. объявлением их умершими; 4. отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 5. нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; 6. уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; 7. отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения .

    Сироты - это особая социальная группа, которой присущи явления родительской, социальной, психической депривации. А.М. Прихожан определяет депривацию как неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения - отделения, имеющего пагубные последствия. Родительская депривация рассматривается как явление лишения ребенка возможности непосредственно находится в контакте с родителями, вступать с ними в отношения и в связи. Для современных детей, лишенных родительской опеки характерно явление социальной депривации, т.е. лишение, ограничение, недостаточность условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, развития, которые прежде всего охватывают сферу первичной социализации - родительскую семью. Следствием родительской и социальной депривации является психическая депривация: психическое и физическое развитие детей в той или иной степени запаздывает относительно возрастной нормы .

    Дети, лишенные родительской опеки, попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации. Первую группу существующих институтов социализации детей, лишенных родительской опеки, составляют учебно-воспитательные учреждения интернатного типа: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты. В домах ребенка находятся дети в возрасте от 0 до 3 лет -- родители отказались от них в роддоме, бросили, были лишены родительских прав или в силу неблагоприятных условий жизни оставили на временное пребывание в этих учреждениях, которые относятся к системе охраны здоровья. Из дома ребенка дети поступают в дошкольный детский дом, где и находятся на полном государственном обеспечении до поступления в школу. На стадии обучения социализация детей, лишенных родительской опеки, проходит в школе-интернате. Дети с трехлетнего возраста могут поступать также в детские дома смешанного типа. В этом учреждении они только живут, а обучаются в общеобразовательной школе. Комплектуется детский дом смешанного типа детьми из одной семьи, которые должны проживать в разновозрастных семейных группах. Ко второй группе институтов социализации относятся существующие семейные формы: усыновление, опекунские семьи, детские дома семейного типа.

    Интернатное учреждение как институт социализации детей, лишенных родительской опеки, имеет следующие характеристики.

    1. Структурную, которая выражается в том, что интернатное учреждение включает несколько институтов социализации: а) школу, где дети обучаются; б) интернат (от лат. internus -- внутренний), общежитие. Дети, лишенные родительской опеки, проживают в интернате в одновозрастных группах, которые в данном случае выступают аналогом семьи. Следуя объяснению И.С. Кона, школа и родительская семья в норме являются "относительно автономными и не складываются в единую иерархическую систему институтов социализации" . Данная структура школы-интерната усиливает степень зависимости формирующейся личности от института социализации.

    Социализация детей, лишенных родительской опеки, в интернатном учреждении осуществляется в процессе образования. Образовательный процесс предполагает единство обучения и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, учитывает их социальную, родительскую депривацию, которая выражается в социально-педагогической запущенности детей, поступающих в интернатное учреждение; наличии задержек психического развития и отклонений в физическом здоровье; различных формах девиантного поведения. Поэтому учебно-воспитательный процесс имеет коррекционную направленность, предполагает создание служб помощи и поддержки ребенка (психологической, социальной, дефектологической, медицинской).

    В интернатном учреждении существуют группы взрослых и сверстников, которые выполняют роль трансляторов социального опыта. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации - биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка.

    Количество детей в группе намного превышает тот уровень, при котором взрослый может уделять необходимое внимание каждому ребенку. Это приводит к недостаточности общения со взрослыми, наличию обостренной потребности в их внимании и доброжелательности. Педагогическая позиция взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, делает ребенка крайне зависимым от взрослого.

    Дети в интернатных учреждениях наблюдают взрослых в основном при исполнении ими своих профессиональных обязанностей. Поэтому эти дети имеют значительно более ограниченные возможности видеть особенности поведения и отношения друг к другу и к другим людям мужчин и женщин, воспринимать семейные отношения и участвовать в них. И у таких детей не формируются определенные эталоны мужчин и женщин, понятия мужественности и женственности. Феминизированность группы взрослых в интернатном учреждении приводит к затруднению формирования у мальчиков и подростков собственной половой идентичности.

    В связи с изложенным, социализирующая роль группы взрослых в интернатном учреждении обусловлена: 1. Изменением природы агентов вторичной социализации на выполнение функций агентов первичной социализации; 2. Недостаточностью общения с детьми; 3.Зависимостью ребенка от взрослого; 4. Узостью взаимодействия в конкретных социальных ролях; 5. Феминизированностью группы взрослых.

    В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, при чем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Безусловность в общении со сверстниками в интернатном учреждении рассматривается, с одной стороны, как положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников выступает как аналог семьи. С другой стороны, подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения. Таким образом, социализирующая роль общества сверстников в интернатном учреждении определяется: 1. безусловной принадлежностью к определенной группе сверстников; 2. содержательностью отношений в разновозрастных группах в противоположность одновозрастным; 3. прямой зависимостью от взрослых; 4. компенсирующим значением недостатка общения со взрослыми; 5. трудностью адаптации в обществе сверстников вне интернатного учреждения.

    На основании данных исследований М.И. Лисиной, Л.И. Смагиной, А.М. Прихожан Е.А. Волошиненко выделяет факторы, определяющие содержание социализации детей, находящихся в интернатных учреждениях.

    • 1. Фактор социальной изоляции, который проявляется в ограниченном взаимодействии с социальной средой, определенной закрытости интернатных учреждений. В системе взаимодействия ребенка с социальной средой наблюдается «разрыв». Из-за этого возникают трудности в усвоении социального опыта, что отражается на трех сферах социализации: общения, деятельности, формирования самосознания.
    • 2. Фактор родительской депривации. Здесь необходимо рассмотреть два случая.
    • 1. Дети, поступившие в интернатное учреждение из родительских семей. Эти дети имеют отрицательный опыт семейной социализации. Они идентифицируют различные формы девиантного поведения родителей (пьянство, насилие, невыполнение родительских обязанностей). Усвоенный отрицательный семейный опыт воспроизводится как уже собственное девиантное поведение (правонарушения, преступления, побеги, бродяжничество).
    • 2. Дети, от которых родители отказались еще в роддоме и никогда не проживали в родительской семье. Эти дети никогда не выполняли роли сына или дочери.
    • 3. Фактор организации жизнедеятельности детей в интернатных учреждениях.
    • 1. количество детей в интернатном учреждении превышает тот уровень, при котором возможно создание условий, приближенных к семейным.
    • 2. Группы одновозрастные, количество детей в них намного больше того, при котором взрослый может уделять внимание каждому ребенку.
    • 3. Жесткая регламентация деятельности детей и взрослых, акцент на дисциплинарные моменты, бедность событий в их совместной жизни не предоставляют содержательных поводов для общения.
    • 4. Неадекватная организация жизненного пространства в интернатных учреждениях. Архитектура помещений не предусматривает наличия собственной территории, вынуждая детей постоянно пребывать в чрезмерно большом коллективе сверстников.
    • 5. Коллективная жизнь преобладает над личной. В области личной жизни ребенок лишен всего необходимого: близких взрослых, своего «угла», личных игрушек и своих вещей, свободы перемещения внутри и вне помещения, контактов с людьми, выбора занятий и игр. Социализация личности происходит как часть коллективного целого. Личность вторична по отношению к коллективу.
    • 6. Смена воспитателей,перевод детей из группы в группу не позволяет устанавливать адекватные отношения ребенка со взрослым.
    • 7. Воспитатели не получают специальной подготовки для работы с детьми, лишенными родительской опеки.

    Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1. неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2. отсутствием общения с родителями; 3. неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1. отсутствием самостоятельности; 2. неумением регулировать свою деятельность; 3. трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1. нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2. неумение адекватно оценивать себя; 3. ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего .

    Все это откладывает особый отпечаток на проживание ребенка-сироты в учреждении интернатного типа. Это отражается на его поведении, его отношении со сверстниками и воспитателями. На каждом возрастном этапе эти особенности имеют характерные черты. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, не имеют опыта благополучной семейной жизни, связи с семьей изначально атрофированы или разрушены, их никто не любил и о них никто не заботится. Это дети, в отношении которых с самого рождения допускается социальная несправедливость. Они ощущают себя в этом мире брошенными и очень одинокими.

    По данным многих исследований, социальное развитие таких детей отличается целым рядом особенностей, которые сопровождают развитие на всех возрастных стадиях. Как уже упоминалось, у них нет навыков продуктивного общения. Контакты нервозны и поспешны, поверхностны. Ребенок одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

    Дети психологически отчуждены от людей, и это открывает им "право" к правонарушению. Недостаток любви, мало положительных эмоций нормального человеческого общения часто являются причинами онанизма, гомосексуализма и других сексуальных отклонений. У них появляется иждивенческая позиция "нам должны", "дайте"; отсутствие бережливости и ответственности, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии, даже в сугубо личных масштабах.

    В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское "мы". Дети без родителей делят мир на "свои" и "чужие" -- мы и они. От "чужих" они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста, так как у них не развита и искажена потребность в любви и признании из-за нестабильного положения.

    У ребенка в интернате отсутствует возможность побыть в одиночестве (именно при этом условии у него происходит внутренняя работа, формируется самосознание). Отсутствие возможности психологического обособления приводит к тому, что дети из интерната в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Это способствует бродяжничеству и побегам.

    Дети не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль. Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. У них снижена познавательная активность .

    Нахождение в интернатном учреждении на полном государственном обеспечении приводит к формированию у воспитанников иждивенчества, непонимания материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономии даже в сугубо личных масштабах.

    Исследования И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской показывают, что воспитанники интернатных учреждений нередко испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, они с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии построить полноценные взаимоотношения с супругом. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, содержание супружеских отношений не получает развития . социальный адаптация игровой воспитательный

    Cироты являются социально незащищенной категорией населения, которой свойственна депривация, следствием которой является дезадаптация в социальной среде, что проявляется в бедности эмоциональных контактов ребенка, затруднении в коммуникации со взрослыми и сверстниками, сложности в становлении психосексуальной идентификации. Для большинства таких детей характерно девиантное поведение (побеги, кражи, повышенная агрессивность по отношению к окружающим, а также другие асоциальные поступки). Деятельность социально-педагогической деятельности должна быт направлена на предотвращение и коррекцию данных негативных проявлений, а также на совершенствование процесса социальной адаптации в условиях школы-интерната. Этому может способствовать игровая деятельность, которая является в младшем школьном возрасте основной, как и учебная.

    Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказываю только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения к семье и опосредовано пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родителей, которые живы. Это социальные сироты, до которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут в ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия не допустимы для воспитания ребенка. Но в тоже время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой-то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, хотя вся сложность и противоречивость, этой ситуации заключается в том, что, с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они как бы ощущают, что у них есть все-таки родители, те люди, которые хотя бы словами выражают свое отношение к своим детям .

    Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой детский дом, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

    Особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение социальной роли семьянина, при этом важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Отношение заботы, сотрудничества, поддержки взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальных условий ребенка в этом учреждении.

    Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

    В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднен. Существенным образом он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного социального развития .

    Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс формирования его ценностных ориентации, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации у детей-сирот существенным образом отличаются от ценностных ориентации детей, обучающихся в обычной школе.

    Исследование российских психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью они считают силу, которая способна его защитить.

    Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем.

    В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

    Включение детей-сирот в социальную деятельность является процесс, в ходе которого происходит следующее:

    Выработка критериев, обслуживающих выбор деятельности;

    Формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

    Приобретения опыта деятельности.

    Наибольшую трудность для детей-сирот имеет решение первой задачи, так как у них ограничены возможности, как выбора деятельности, так и способов ее осуществления.

    Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты.

    Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным - отношение личности к данной деятельности.

    Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

    Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является также общение. Для воспитанника учреждения круг общения и его содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи .

    Третья сфера социализация - самопознание личности, которые предполагает становление в человеке «образа его Я», возникающего у него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека под воздействием многочисленных социальных влияний.

    Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знания себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

    Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о себе. Дети-сироты завышают или занижают свои возможности в решении социальных проблем.

    В результате теоретических исследований данной темы мы пришли к выводу. По данной проблеме занимаются ученые (А.В. Мудрик, Г.В Осипов, Г.Н. Волкова, А.К. Басов, Е.И. Казанова и др.)

    Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

    Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов.

    В процессе социализации формируются личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений.

    Анализ опыта воспитательной работы детского дома и проведенные исследования дают возможность построить модель системы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

    Пушкарева Елена Евгеньевна,Магистрант 1 курса, Амурского государственного университета, г.Благовещенск[email protected]

    Актуальные формы и методы социализации детейсиротв современном российском обществе

    Аннотация.Статья посвящена актуальным формам и методам социализации детейсирот и детей,оставшихся без попечения родителейв современном Российском обществе. В статье подробно раскрыты методы социализации детейсирот:коррекционноразвивающие, компьютерные, культурнодосуговые.Ключевые слова:Социализация детейсирот,специализированные учреждения закрытого типа, гостевая семья, коррекционноразвивающие методы, культурнодосуговые методы.

    Социализация является одним из важнейших процессов жизни человека, который включает как осознанные, целенаправленные воздействия, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование личности. Как правило, участниками процесса социализации выступают агенты и социальные институты, включенные в него это родители, сверстники, учителя и воспитатели, учебные заведения, церковь, средства массовой информации и т.д. Многие учёные убеждены, что семья в данном случае является первичным и наиболее мощным агентом социализации, играющим ключевую роль в формировании личности ..

    В то же время, в современном российском обществе экономическая нестабильность, девальвация ценностей и норм, изменение поведения значительного числа семей, в том числе и семей с детьми, часто приводят ксоциальной и психологической дезадаптации их членов. Эти процессы негативно отражаются на социализации детей и подростков, оказавшихся в зоне социального и экономического неблагополучия..

    Вышеназванные проблемы семьи непосредственно вызывают увеличение в стране количества беспризорных и безнадзорных детей, а также детейсирот. Так, 2015году в России официально зарегистрировано 600тысяч детейсирот. Детисироты полностью зависят от той среды, в которой они воспитываются. Лишенные позитивного влияния семьи как важнейшего источника социализации, они недостаточно успешно адаптируются к обществу и оказываются не готовыми к самостоятельной жизни к моменту покидания детского дома. Все это ставит социализацию детейсирот в ряд наиболее актуальных социальных проблем ..

    В России процесс социализации детейсирот осуществляется на основе государственных и негосударственных форм их жизнеустройства, среди которых имеются такжетрадиционные формы. При этом фактически доминирует государственные формы воспитания детейсирот, а в их числе специализированные учреждения закрытого типа (детские дома, интернаты и т.п.).Государственная система социализации детейсирот ориентирована, прежде всего, на создание условий социальной защиты детей. Федеральные законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, решение жилищной проблемы, на образование и профессиональную подготовку. Однако выпускники государственных учреждений для детейсирот чаще своих сверстников вовлекаются в различные формы девиации, теряют принадлежащее им жилье и оказываются среди лиц без определенного места жительства, с большим трудом устраиваются на работу и создают семью. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют рядысоциальных аутсайдеров ..

    Процесс социализации детейсирот, воспитывающихся в детском доме или интернатном учреждении, имеет свои особенности. Как правило, наиболее значимыми агентами социализации данной категории детей является коллектив сверстников, воспитатели интерната или детского дома. При этом главными факторами, препятствующими процессу социализации, выступают: ограниченность круга значимых других; невозможность ориентироваться на опыт социализации родителей: отсутствие личного пространства; особый тип взаимодействия ребенка и воспитателей (представляющий собой чередование опеки и подавления); отсутствие возможности проявления самостоятельности и апробирования тех или иных ролей; утрата базового доверия к миру ..

    Деятельность детейсирот в учреждении полностью регламентируется взрослыми, это порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в индивидуальном жизненном пространствадетскогодома .В целом, одной из основных задач специалистовпрактиков и заинтересованных общественных организаций является разъяснительная работа, освобождение профессиональнозаменяющей семьи от негативного имиджа.

    Актуальнойформой социализации детейсирот в современной России является и гостевая семья. Семьи, которые приглашают осиротевших детей на определенное время, называют семьямимостами или принимающими семьями краткосрочного размещения. Они предназначены для детей, которые не имеют надежды обрести собственную семью, по причине социального неблагополучия. Разработчики этого проекта убеждены, что в любом обществе существует огромный резерв семей, которые в разных вариантах могут помочь обездоленным детям.

    Гостевая семьясоздается с целью приобретения ребенком положительного семейного опыта и обеспечения ему психологической поддержки. Эта форма семьи может расцениваться как подготовительный этап к другим формам семейного устройства. Несовершеннолетний, постоянно проживающий в государственном интернатном учреждении, находится в гостевой семье на период каникул, праздников, выходных дней, или посещает ее для совместного участия в культурномассовых мероприятиях..

    Общаясь с взрослыми и детьми в семейной обстановке, детисироты формируют устойчивые связи с другими людьми, эти отношения выступают как наставничество, шефство над ребенком и в ряде случаев перерастают в опеку и усыновление. Если семья по какимто причинам не может взять ребенка в гости, ее члены пишут емуписьма, открытки, звонят по телефону, справляясь о самочувствии и успеваемости, передают гостинцы, одежду, подарки и поздравления ко дню рождения. У ребенка появляется взрослый человек, к которому он может обратиться за помощью в сложной ситуации, получить совет, поддержку .

    Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и детьмив семейном кругу. Гостевой режим дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождении в учреждении, что составляет опору для его будущей жизни. Благодаря данной форме жизнедеятельности, дети обретают уверенность в себе, становятся болееактивными и эмоциональными..

    Вместе с тем, специалисты по охране прав детей справедливо указывают на то, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем. Так, Г. С.Красницкая, эксперт РОО «Право ребенка», считает, что если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то детей не следует приглашать и в гости . Однако, как показывает имеющийся опыт подобных семей на Западе, снижение травматизма разлуки с вновь обретенными родственниками может происходить через систему договорённости сотрудников с ребенком. Так, перед размещением ребёнка в семью ему подробно объясняют, на какой срок он туда идет, что создает определенный настрой, установку и не дает беспочвенных иллюзий. Естественно, здесь играет роль понимание воспитателем полезности пребывания в семье для ребенкасироты и его личная заинтересованность в том или ином ребенке, взаимная симпатия.

    Успешность процесса социализации детейсирот зависит не только от внедрения в практику ее современных форм, но и от актуальныхметодов, которые используются в традиционных интернатных заведениях. При этом современные ученые, например, социолог С.В Григорьев и педагог О.A, Казанский, убеждены, что метод всегда универсален, а ведущим принципом его применения, в том числе и в процессе социализации личности, должен явиться индивидуальноориентированный подход ..

    Академик B.C. Мухина считает, что относительно детейсирот актуальным является использование группы коррекционноразвивающих методов (арттерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцетерапия, ритмикотерапия, физкультурнооздоровительные технологии, туротерапия, библиотерапия и многие другие). По ее мнению, игровая деятельность выступает наиболее доступным и эффективным методом социализации ребенка, связанным с инициативой, фантазией, выработкой собственной активной позиции. Так как игра по своей сути социальна, она является действенным средством воспитания у детейсирот социальных навыков и умений, открывает просторы для моделирования социальных отношений, дает уникальные возможности в процессе физического и нравственного воспитания .

    В настоящее время в игротерапии получают своё развитие и компьютерные методы и технологии. Компьютерные игры способствуют формированию умения оперативно принять решение, преодолению страха перед непредвиденными обстоятельствами. Существуют игры, которые формируют умение удерживать в памяти и управлять достаточно большим количеством параметров одновременно (стратегические, тактические, ролевые игры), позволяют проигрывать экстремальные состояния (автомобильные гонки и другие симуляторы). Вместе с тем в учреждениях закрытого типа недостаточно реализуются потенциальные возможности компьютерной игры. Педагоги уверены, что качество многих игр в настоящее время очень низкое: у детей не развиваются коммуникативные навыки, а эмоциональноволевая сфера задействуется слабо. Кроме того, в настоящее время многие дети отводят игре на компьютере всё свободное время, воспринимая компьютер как единственное средство общения с миром..

    Во многих интернатных учреждениях современной России активно используются культурнодосуговые методы социализации детейсирот: участие в художественной самодеятельности, обучение в музыкальной школе, участие в культурномассовых мероприятиях и кружках различного характера. Данную группу методов принято относить к традиционным. Однако ряд специалистов считает, что в эпоху социокультурных перемен в современной обществе эти методы постоянно трансформируются, совершенствуются, что говорит об определённой степени их новизны ..

    Несмотря на имеющиеся формы устройства и методы воспитания, число детейсирот в России постоянно растет. Но числу детейсирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения, Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны, т.е. около 18 млн., находится в зоне социального риска . Большая доля детейсирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, а государство при этом отстает от инициатив граждан в разработке и принятий новых законодательных актов, регламентирующих актуальныеформы устройства детей..

    Приоритетным направлением в процессе жизнедеятельности детейсирот сегодня следует признать развитие таких форм и методов социализации данной категории детей, которые обеспечивали бы сохранение ребенка в семье. Следовательно, эффективное устройство в семью детейсирот требует разработки и реализации проектного подхода, предусматривающего создание комплекса социальнопедагогических и психологических условий;, таких как применение рациональных методов, обеспечивающих обследование и выявление семей с девиантным поведением в целях планирования попечения над ребенком, нуждающимся в государственной защите; разработка технологии подбора семей, желающих взять ребенка на воспитание, и оценки их воспитательных возможностей; создание соответствующей структуры психологопедагогической подготовки граждан, желающих помогать детямсиротам в той или иной форме. Комплекс воспитательной работы с ребенком в учреждении должен быть направлен на подготовку его к помещению в семью и преодоление имевшегося травматического опыта. Для этого следует использовать процедуры установления пробных позитивных контактов с семьями и осуществления мониторинга эффективности вхождения ребенка в патронатные семьи.

    Таким образом, привлечение внимания общества к рассматриваемой проблеме способствует осознанию социальным большинством России того, что решить ее возможно лишь при условии реальной заинтересованности граждан в преодолении социальной эксклюзии депривированных детей и признания общей ответственности за их судьбу.

    2. Астоянц М.С.,Детисироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс.2006. №3. С.54

    3. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: Детская деревня SOS в подмосковном Томилине // Социальная защита. -2002. ХеЗ,С.35

    4. Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте / ИЛангмейер З.Матейчек // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.сост. B.C. МухинаМ.: Просвещение 1999258с.

    5. Мухина В.С.,Особенности развития личности детей воспитывающихся винтернатных учреждениях / И.А.Мухина// Воспитание и развитие детей в детском доме М. 2002.С.11.

    6. Назарова И.Б., Возможности и условия адаптации сирот // Социс. -2010. №4. С.70