Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как накрутить короткий волос в домашних условиях: советы профессионалов
  • Как сделать кораблик из бумаги — оригами схема
  • Кровь на хгч. Как сдают кровь на ХГЧ? Анализ крови на ХГЧ - расшифровка Нормы показателей ХГЧ у женщин
  • Вязаные сувениры спицами
  • Хиромантия и нумерология отношений: как узнать сколько будет браков и детей?
  • Порядок оформления доплаты к пенсионному обеспечению за детей
  • Конспект занятия в гр раннего возраста. Открытое занятие в группе раннего возраста

    Конспект занятия в гр раннего возраста. Открытое занятие в группе раннего возраста

    Конспект игрового занятия в группе раннего возраста по физическому развитию: «К зайке в гости».


    Задачи:

    Развивать умение организованно перемещаться в определенном направлении с ускорением и замедлением темпа, совершенствовать прыжок в длину с места на двух ногах, упражнять ползание на четвереньках, подлезать под дугу, ходить по ограниченной поверхности, упражнять в ходьбе, сохраняя равновесие. Развивать способность испытывать радость от движений и удовольствие от совместных занятий.

    Оборудование: Извилистая дорожка, гимнастическая доска (шириной 25см), детские стулья, гимнастическая скамейка, дуга, игрушка «зайка» и «лиса», по две погремушки на каждого ребенка.

    Ход занятия.
    Воспитатель:
    Детки, отгадайте загадку,- прыгает ловко, грызет морковку. Кто это? Правильный ответ. Зайчик.
    Дети хотите поехать к зайчику и поиграть с ним? Отправляемся в путь!

    Вводная часть. Ходьба.
    Вот по кругу мы идем,
    На носочках мы идем.
    Голову не опускаем.
    Очень весело шагаем.
    Очень весело шагаем.
    Ноги выше поднимаем,
    А теперь бегом, бегом.

    Воспитатель:
    Но что бы до зайчика добраться, придется ехать на поезде. «Я буду паровозиком. Садитесь в вагоны, становитесь друг за другом. Кто едет в первом вагоне? А во втором? Гудок. Поехали вперед». «Загудел паровоз и вагончики повез. Чах-чах, гу-гу-гу, далеко я укачу».
    Поезд едет сначала медленно, потом быстрее и быстрее. Станция. Замедлим ход: гу-гу-гу. А пока я с вами поиграю.
    1. «Погремушки дети взяли, с ними быстро заиграли»
    2. «Стали бегать и скакать, погремушками играть»
    3. «Надо в круг теперь всем встать, погремушки показать»
    4. «Погремушки поднимать, а потом их опускать. Поднимать и опускать, поднимать и опускать».
    5. «Стали дети приседать, погремушками стучать. Стук и прямо, стук и прямо!
    6. «А теперь мы все бежим, погремушками гремим»
    7. «Тихо-тихо мы пойдем, погремушки уберем»
    Молодцы, ребятки, сделали зарядку, стали еще сильнее.

    Чтобы, до зайчика добраться и не заблудиться в лесу, мы с вами пойдем, по извилистой дорожке друг за другом. Идем спокойно. Не торопитесь. Не толкайте впереди идущего. Все прошли?

    Идем дальше. Посмотрите, ручеек. Чтобы перебраться на другую сторону надо перепрыгнуть его, не замочив ноги (дети прыгают через ручеек- доску). Все перебрались на другую сторону. Молодцы. Теперь по кочкам идем. Теперь на бугорки забираемся и спрыгиваем (дети становятся на гимнастическую скамейку и прыгают).

    А здесь зайка живет. Спрячемся за пригорок, чтобы нас не увидели и поползем вперед, что бы нас заметить никто не мог. Ниже, ниже, наклонитесь, осторожнее (дети подлезают под дуги).

    Смотрите, какая узенька дорожка. По ней нужно идти спокойно, тогда мы попадем к зайчику.

    Воспитатель: А вот и зайка.
    Зайка: Здравствуйте, ребятки. Как я рад видеть вас.
    Дети: Здравствуй, зайка.
    Воспитатель: Зайчик очень рад, что к нему пришли такие хорошие ребята и он очень хочет с вами поиграть.
    Игра: «Зайка беленький сидит».
    Зайка: Молодцы, дети. Весело мне с вами играть. Но я хочу к маме. До свиданья, детки.
    До свиданья, зайка. Зайка, ребятки, убежал в лес.

    Заключительная часть.
    Ходьба за воспитателем (дети переодевают спортивную форму).

    Название: Конспект игрового занятия в группе раннего возраста «К зайке в гости»
    Номинация: Детский сад, Конспект занятия, ОД, игровые занятия, Группа раннего возраста

    Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ детский сад «Колокольчик»
    Месторасположение: село Тербуны, Тербунского района, Липецкой области

    Программное содержание:

    Выявить уровень речевого и сенсорного развития детей ; закрепить знания цветов, овощей и фруктов, строения тела человека, предметов гигиены и строения растений - деревьев.

    Закреплять умение дошкольников слушать речь воспитателя и отвечать на вопросы по содержанию картины, соотносить услышанное с предметом или рисунком, рассказывать короткие стихи.

    Закрепить усвоение детьми сенсорных эталонов: умение различать предметы по цвету, форме; умение подбирать предметы различной формы с заданной формой (круг, квадрат, треугольник) понятие «много», «один»; соотносить разнородные предметы одновременно по величине, цвету; распознавать на слух звуки природы (дождь, ветер).

    Развивать речевое дыхание, активность, зрительную и слуховую память, внимание, наблюдательность , мелкую моторику пальцев рук.

    Воспитывать бережное отношение к собственному телу, здоровье, интерес к живой и неживой природе.

    Вызвать у детей положительные эмоции во время занятия.

    Оборудование: кукла Даша, бумажные Солнышко и Облако, муляжи овощей и фруктов, бумажные листочки красного, желтого и зеленого цветов, карточки с изображением предметов гигиены, бумажные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник разного цвета и величины, аудиозапись ветра и дождя.

    Предыдущая работа: знакомство с цветами - желтый, красный, зеленый; формами - круг, квадрат, треугольник; овощами и фруктами; рассмотрение картины «Осенние деревья»; изучение частей тела человека, предметов гигиены наблюдения за растениями (деревьями) осенью; заучивание стихов; прослушивание аудиозаписи звуков природы.

    Худ. слово: стихотворение Г. Бойко «Солнышко и тучка», стихи про овощи, фрукты, осень .

    Ход занятия воспитателя с детьми раннего возраста:

    I . Организационный момент (2 мин.).

    Доброе утро, дорогие малыши! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними: - Доброе утро!

    Но это еще не все наши гости. Должны прийти еще некоторые.

    Сюрпризный момент

    Стук в дверь, пришла кукла Даша.

    Воспитатель. Дети, к нам пришла кукла Даша.

    II. Мотивация (0,5 мин.).

    Она пришла к вам в гости и хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть с куклой?

    III. Основная часть (16 мин.).

    Сначала давайте рассмотрим куклу поближе.

    На кого она похожа? (На человека, ребенка)

    Кукла, как и все дети, очень любит играть и предлагает поиграть в игру. Она будет показывать части тела, а вы их будете называть и показывать на себе.

    Дидактическая игра «Части тела»

    Дети, как вы думаете, почему кукла чистая и опрятная?

    Да, потому что она умеет и любит умываться. Дети, а вы любите умываться?

    Что нам нужно для умывания? Давайте расскажем.

    Дидактическая игра «Предметы гигиены»

    Чем мы моем ручки? (Водой, мылом)

    Чем вытираем? (Полотенцем)

    Давайте покажем как мы умеем умываться.

    Рассказывание стихотворения с выполнением движений

    Водичка, водичка!

    Умой наше личико -

    Румяное и белое,

    Как яблочко спелое.

    У нашей куклы есть любимые игрушки. Вы знаете что это? (Кубик, шар)

    Какого цвета кубик (шар)?

    Что может делать шар? (Катиться)

    Может катиться кубик? (Нет) Почему нет?

    Малыши, кукла Даша принесла с собой корзинку. Давайте посмотрим, что в ней.

    Дидактическая игра «Овощи, фрукты, ягоды»

    (Названия, цвет, вкус)

    Молодцы, ребята. Много овощей и фруктов вы уже знаете. А сейчас послушайте стихотворение о яблоке.

    Солнцем яблоко налито -

    Круглое, и сочное -

    В бабушкином саду

    Я на дереве найду.

    А Антон расскажет нам стихотворение о капусте.

    Белая и хрусткая,

    Зовут меня капусткою.

    Вкусная, полезная -

    Прогоню болезни я.

    Вы знаете, дети, что большинство овощей и фруктов созревают осенью. Это очень хорошая, волшебная пора. Миша, расскажи нам стихотворение об осени!

    Если небо хмурое,

    если дождик льется,

    Это время года

    осенью зовется.

    Вот посмотрите, какую хорошую осень нарисовала наша кукла Даша.

    Рассмотрение картины «Осень»

    Что изображено на рисунке?

    Сколько деревьев?

    Артем, покажи где у дерева ствол? Где веточки? Где листочки?

    Какого цвета стали листочки на деревьях?

    Что они делают?

    Куда падают листочки?

    Есть солнышко на небе?

    Дети, а вы хотите, чтобы появилось солнышко? У нас есть волшебный волчок. Сейчас мы с его помощью пригласим к нам солнышко.

    Юла, Юла, покрутись!

    Ясное солнышко, появись!

    Вот и появилось солнышко, а вместе с ним пришла и дождевая тучка. О них есть хороший стих. Вот послушайте.

    Солнце с тучкою опять

    В прятки начали играть.

    Только солнце спрячется -

    Тучка вся расплачется.

    А как солнышко найдется -

    В небе радуга смеется.

    Наверное солнышко и тучка хотят поиграть с вами.

    Физкультминутка

    Подвижная игра «Солнышко и дождик»

    (В конце звучит аудиозапись дождя)

    Дети, это звучит? (Дождь)

    Закончился дождь. Облако поплыло по небу дальше, а солнышко осталось с нами. Вдруг что это?

    (Звучит шум ветра)

    Что это дети. Налетел сильный холодный ветер и раздул вокруг осенние листочки. Малыши, давайте собирать листочки в цветные ведерки!

    Дидактическая игра «Собери листочки»

    (Дети собирают цветные листочки в ведерки соответствующего цвета)

    Сколько листочков у меня в руке? (Один)

    Сколько в ведерке? (Много)

    А теперь подул теплый ветерок. Давайте покажем как.

    Пальчиковая игра «Веер»

    (Дети машут руками, ручки как фонарики, сжимают пальцы в кулачок.)

    Теплый ветерок принес нам какие-то предметы. Давайте соберем их в нашу волшебную коробочку.

    Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

    (Дети вставляют геометрические фигуры в отверстия разной формы, предварительно вырезанные в коробке)

    IV . Итог (1,5 мин.).

    Молодцы, ребята. Кукле Даше с вами было очень интересно и весело, за это она хочет угостить вас вкусными, сочными яблочками. Ей пора возвращаться домой, но она обещает еще посетить вас в гости.

    Воспитатель угощает детей яблочками.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    Программные задачи:

    • Дать представление о птицах, развивать внимание, речь, память.
    • Воспитывать любовь к живым существам и желание помогать им.
    • Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
    • Формировать познавательную активность.
    • Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные птицы.
    • Обогащать словарь детей, закреплять умение подражать голосам птиц.
    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Закреплять навыки рисования ладошками.
    • Продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами.
    • Поощрять инициативные проявления детей.

    Материал и оборудование:

    1 день:

    1. звуковая фонограмма “Голоса птиц”;
    2. игрушка птичка;
    3. плетеная корзиночка из соломы;
    4. “травка” (из цветной двусторонней бумаги желтого цвета свернуть трубочки и нарезать тонкими кольцами);
    5. фартуки на каждого ребенка;
    6. мольберт;
    7. лист бумаги большого формата с наклеенными силуэтами птичек (две-три птички без крылышек!);
    8. пальчиковые краски и одноразовые тарелочки на каждого ребенка, влажные салфетки;
    9. листы бумаги А4 с изображением птички на каждого ребенка;
    10. гуашь желтого цвета и ушные палочки.

    2 день:

    • лото “Птицы” (тематические картинки);
    • птички (оригами из белой бумаги);
    • карандаши (восковые мелки или фломастеры);
    • колечки по количеству детей (или обручи, один обруч - на двоих детей);

    3 день:

    • Игрушки для показа спектакля: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона;
    • соленое тесто на каждого ребенка (кусочек теста размером с детский кулачек);
    • крупа гречка.

    1 день. Ход занятия.

    Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (соловей).

    Воспитатель : - Слышите, кто это песенку поет? Кто может назвать? Поищем вместе, того кто так красиво поет.

    Находим птичку (на штору прикрепить заранее), внимательно рассмотреть её.

    Воспитатель : - К нам птичка прилетела! Посмотрите, какая она маленькая, красивая, какие у нее перышки (красные, желтые, синие, зеленые), крылья, маленькие глазки и клюв. Хотите с птичкой поздороваться? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

    Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди, сажает птичку на ладошку, приговаривая:

    Птичка полетела-полетела,
    К Саше на ладошку села.
    Села, посидела,
    К Ане полетела!

    Воспитатель : - Вот как птичка со всеми детками поздоровалась, а как птичка летает (дети машут руками), а как песенки поет? (Дети повторяют “чирик-чирик”). Сейчас мы с вами будем птичками!

    Дети встают вкруг и друг за другом и по кругу “полетели”.

    Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
    Птички-невелички,
    Крыльями махали,
    На дорожку прилетали, приседают
    Зернышки клевали
    Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
    Зернышки клевали.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    Воспитатель : - Птичка летала-летала, устала. Надо птичке отдохнуть, где птичка живет, где она будет спать? Кто может назвать? Птичка живет в гнезде! Гнездо птичка делает из веточек и сухой травки. Давайте мы для нашей птички тоже сделаем гнездо.

    Воспитатель дает детям “сухую травку” и корзиночку плетеную из соломы, дети укладывают “травку” в корзинку и сажают птичку в гнездо.

    Воспитатель : - Пока наша птичка отдыхает, мы с вами порисуем.

    Дети надевают фартуки и подходят к мольберту. Воспитатель обращает внимание детей на птичек на листе бумаги.

    Воспитатель : - Посмотрите, кто это? (птички). Птички что делают: сидят или летят? (сидят). Птички хотят полетать, что им для этого надо? Им надо раскрыть крылышки, посмотрите, я им сейчас помогу.

    Воспитатель окунает ладонь в пластиковую тарелочку с пальчиковыми красками и ставит на бумаге сначала один отпечаток на спинке у птички, затем другой пониже.

    Воспитатель : - Вот какие крылышки, сейчас птичка полетит!

    Еще раз показывает способ отпечатывания ладошкой.

    Воспитатель : - Еще одна птичка крылышками замахала и полетела! Хотите, чтобы ваши птички тоже полетели? Тогда садитесь за столики.

    Дети садятся за столики. Воспитатель раздает детям листы бумаги А4 с наклеенным силуэтом птички (без крылышек!). Раздает тарелочки с пальчиковыми красками и при необходимости помогает детям ставить отпечатки ладошек.

    Когда дети вымоют руки, можно предложить им покормить птичек и порисовать зернышки ушными палочками методом “тычка” (гуашь желтого цвета).

    Во время рисования воспитатель повторяет детям стихотворение “Прилетали птички, птички-невелички...”

    2 день. Ход занятия.

    Дети сидят на ковре, воспитатель включает запись “Голоса птиц” (кукушка, сова, дятел, вороны, воробьи).

    Воспитатель : - Кто сейчас песенку поет? Вот сколько птичек сегодня к нам прилетело!

    Показывает картинки птиц. Предлагает детям лото “Птицы” (тематические картинки).

    Воспитатель показывает детям птичку в гнезде с прошлого занятия.

    Воспитатель : - Наша птичка в гнездышке посидела, отдохнула, кушать захотела. Будем птичку кормить? Тогда протяните руку и выпрямите ладошку.

    Дети протягивают руки, и воспитатель по очереди клювиком птички “клюет” на ладошке у детей. Читает стихотворение:

    Маленькая птичка прилетела к нам.
    Маленькой птичке зернышек я дам.
    Маленькая птичка зернышки клюет.
    Маленькая птичка песенку поет:
    - Чик-чирик, чик-чирик!

    Воспитатель : - Спасибо детки, все птичку покормили! А сейчас представьте, что к вам на ладошку птичка села, давайте мы ее погладим, хорошая птичка! (пальчиковая игра)

    Птичка-невеличка, гладить ладошку
    Вот тебе водичка, постучать указательным пальчиком по ладошке
    Вот тебе крошки барабанить пальчиками по ладошке.
    На моей ладошке.

    Дети садятся за столики. Воспитатель раздает птичек (оригами из белой бумаги).

    Воспитатель : - Посмотрите, какие интересные птички у вас! Покажите где у птички крылышки, головка, клювик? Молодцы! А давайте птичек сделаем красивыми-красивыми, сейчас я вам дам карандаши и вы раскрасите у ваших птичек крылышки!

    Воспитатель раздает детям карандаши, восковые мелки или фломастеры. При необходимости помогает детям.

    Воспитатель : - Молодцы! Вот какие интересные и веселые птички у вас получились! Давайте с птичками поиграем.

    Подвижная игра “Кошка и птички”. Воспитатель раскладывает на ковре колечки (или обручи). Показывает детям игрушку кошку.

    Воспитатель : - Кошка хитренькая, хочет поймать птичек, а птички спрячутся от кошки в гнездышке!

    Дети с птичками оригами в руках “летаю” по группе.

    Прилетали птички, “летают” размахивая крыльями
    Птички-невелички,
    Крыльями махали,
    На дорожку прилетали, приседают
    Зернышки клевали, три пальчика вместе, стучат об пол - “клюют”
    Клю-клю-клю, клю-клю-клю,
    Зернышки клевали.
    Вдруг кошка прибежала,
    Птичек распугала: Мяу-мяу, Мяу-мяу.

    Кошка догоняет “птичек”, а они “улетают в гнездышки” (садятся в колечки или обручи на ковре). Игра повторяется 2-3 раза.

    3 день. Ход занятия.

    Дети сидят на стульчиках в ряд.

    Воспитатель за столиком с ширмой.

    Воспитатель : - Ау-ау-ау, всех на сказочку зову!

    Кукольный спектакль “Угадай, кто мы?”

    (Герои: утка, утенок, курочка, цыпленок, петушок, сова, ворона)

    Воспитатель : - Это маленький утенок, его зовут Кряк. Однажды утенок Кряк убежал от своей мамы и заблудился. Оглянулся – рядом никого нет. Испугался утенок, побежал искать маму и вдруг услышал: “Ко-ко-ко!”

    Дети, как вы думаете, кто же это? (Дети: - Курочка!)

    Курочка - Рябушечка, куда пошла?

    На речку.

    Курочка - Рябушечка, зачем пошла?

    За водичкой.

    Курочка - Рябушечка, зачем тебе водичка?

    Цыпляток поить.

    Курочка - Рябушечка, как цыплятки просят пить?

    Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

    Ой, кто это? – спросил утенок.

    Дети, кто это? (Дети: - Петушок!)

    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Щелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?
    “Ку–ка–ре–ку!”

    Ой, кто это? – спросил утенок.

    Дети, кто это? (Дети: - Сова!)

    Совушка-сова,
    Большая голова,
    На пеньке сидит,
    Головой вертит,
    Во все стороны глядит,
    Да ка-а-ак полетит!

    Улетела сова, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кар! Кар!”.

    Дети, кто это? (Дети: - Ворона!)

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    Деток кормила:
    Этому дала в ложечке,
    Этому дала на блюдечке,
    Этому дала в на тарелочке,
    Этому дала в мисочке.
    А этому ни чего не дала:
    - Ты дров не пилил,
    Воду не носил!

    Улетела ворона, а утенок Кряк снова побежал искать маму и вдруг услышал: “Кря-кря-кря!”.

    Дети, кто это? (Дети: - Утка!)

    Это мама у утенка! Обрадовался он и побежал к маме-утке: “Кря-кря-кря!”.

    Наши уточки с утра –
    Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

    Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

    После спектакля воспитатель дает детям поиграть с игрушками героями.

    Подвижная игра “Птички” муз. Екатерина и Сергей Железновы “Подвижные игры-песенки для детей” (движения на слова):

    Мы насыплем птичкам крошки,
    Мы откроем все окошки,
    К нам покушать прилетайте,
    С нами птички поиграйте!
    В домик птички прилетели
    Сразу песенки запели,
    Поклевали-поклевали,
    На прощание сказали:
    - За еду спасибо детки,
    Но не будем мы жить в клетке,
    Мы обратно улетаем,
    Но вернуться обещаем!

    После подвижной игры воспитатель предлагает детям покормить птичек (оригами).

    Дети лепят тарелочки из соленого теста: скатывают между ладоней шар, сплющивают и выкладывают на доску для лепки, насыпают на получившуюся тарелочку крупу гречку и прижимают пальчиком. Кормят своих птичек.

    В работе представлена система сюжетно-тематических комплексных занятий для детей раннего возраста и их родителей, рекомендована для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, в центрах раннего развития.

    Рецензент Сечкина Ольга Константивна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.

    Составитель: педагог-психолог

    Скобелева Алина Андреевна

    Введение

    21 век, в котором довелось жить нам и нашим детям, очень динамичен. И именно динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первых годах жизни. Важность развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте 3 лет приобретает от 60–70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30–40 %. В настоящий момент ученые доказали, что наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его развитии. Младенчество «вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять движением рук. С этого времени, ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

    В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги для него являются главными авторитетами. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Современные специалисты предоставляют родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, которые знают и любят свое дело. Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности – в общении, предметном манипулировании и игре. Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации – цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребенка и способствуют вовлеченности в процесс занятия. При посещении центров и клубов раннего развития, дети, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; у них отличаются достижения в развитии познавательной сферы; активно развивается речь, увеличивается объем внимания, овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно действенного мышления.

    Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

    Комплексные занятия направлены на решение следующих задач:

    Развитие чувства ритма;

    Адресатом комплексных занятий являются дети раннего возраста (от полутора до трех лет) и их родители.

    Результатом реализации занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, которые являются предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного усвоения графических навыков, что обеспечит успешную подготовку учащихся к школе; родители чувствуют себя компетентными в воспитании и развитии своих детей.

    Апробация примеров занятий проходила на базе детского развивающего центра «Чудесная страна» г.о. Тольятти в течении трех лет.

    Пояснительная записка

    При разработке комплексных занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), согласно которым предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

    Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

    В ходе реализации занятий в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

    Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений;

    Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

    Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера);

    Развитие внимания, речи, воображения, творческих способностей;

    Развитие слухового внимания, произвольности;

    Развитие чувства ритма;

    Развитие пространственных представлений, умение отображать по инструкции;

    Развитие тактильного восприятия;

    Развитие умения подражать движениям взрослого;

    Создание положительного эмоционального настроя в группе.

    Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятиях музыкальных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а так же с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.

    При создании занятий использовались следующие методологические принципы:

    Принцип системности, последовательности и постепенности;

    Принцип индивидуального подхода;

    Этнопедагогический принцип;

    Принцип деятельностного подхода;

    Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога).

    Принцип системности, последовательности и постепенности, что занятия выстраиваются педагогом систематизировано, структурировано. В основе принципа лежит идея от простого к сложному. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала.

    Принцип индивидуального подхода соблюдается в том, что развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании комплексных занятий. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

    Этнопедагогический принцип предполагает, что ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. Народная культура построена на идеях природосообразности. В соответствии с этим в занятия включены потешки, пестушки, сказки, народные песенки.

    Принцип деятельностного подхода выражается в том, что предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Принцип деятельностного подхода реализуется: в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.) и с природным материалом (камешками, ракушками, шишками, каштанами, желудями) в занятиях продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация). В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

    Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога) соблюдается в том, что раннее развитие и воспитание во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

    – создание оптимальных условий для интеллектуального и психомоторного развития ребенка (развитие координации движений, мелкой моторики и чувства ритма);

    – создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

    Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего родителя некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

    Наряду с материалами современной отечественной и традиционной народной педагогики в программе используются элементы зарубежной педагогики: идеи М. Монтессори о создании подготовительной среды и специальных материалов для развития общей и мелкой моторики ребенка.

    Практической деятельностью являются структурированные комплексы занятий. Все занятия выстроены в одной тематической линии, линия выдерживается на протяжении всего занятия. Занятия построены в виде сюжетно-ролевой игры, которая является единственной подходящей формой обучения и развития для детей данного возраста. Каждое тематическое занятие содержит около десяти заданий и упражнений, направленных на решении поставленных задач.

    Конспекты пятнадцати занятий (включая два праздничных) приведены в развернутой форме. Это дает возможность проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей. Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность для творческого воплощения на практике.

    Занятия рассчитаны час, но в зависимости от правил, наполняемости групп и оснащения вашего клуба, могут проводиться как полуторачасовые. Так же отдельной главой, предлагаются варианты приветствия, прощания в кругу, так же варианты для игрового массажа и пальчиковой гимнастики, которые не вошли в предложенные занятия, но проверены и активно используются педагогами нашего центра. Структура развивающего занятия представлена в таблице.

    Структура развивающего занятия

    Краткая характеристика основных частей занятия

    Приветствие , является неизменным каждое занятие, либо можно использовать один персонаж (куклу, солнышко…), при этом менять потешки. Приветствие настраивает детей и родителей на занятие, является организационным моментом. Дети с помощью мам говорят о своем присутствии. Такое начало настраивает ребенка на дальнейшее общение и предоставляет ребенку возможность для осознавания себя как индивидуальность.

    Пальчиковая гимнастика является важной частью занятия. Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма, развитию речи и музыкальности.

    Изучение заданной темы, направленное на интеллектуально-личностное развитие ребенка (использованием методик Зайцева, Монтессори, Савичева и др.) данный блок является самым обширным во всей структуре занятия. Направлен на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, классификаций, обобщений, на развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Так же, при помощи методики Зайцева, знакомим детей с чтением и основами математики.

    Музыкально-ритмическая часть осуществляется на выбор педагога, что является простором для творчества. Можно использовать проверенные музыкальные занятия Е.Железновой, можно использовать полосу препятствий либо ортопедические дорожки. Музыкально-ритмические движения являются наиболее удобной формой для развития координации

    Изобразительная деятельность по теме занятия включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью, гуашью, лепку из пластилина и соленого теста, аппликацию из цветной бумаги, поделки из различных материалов. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога-психолога.

    Сказка по теме либо игровой массаж. Осуществляется на выбор педагога, просмотр сказки, длящейся не более 5–7 минут, постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость. Близкое общение со сказочными героями, снимает у ребенка страх перед ними.

    Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие. Ребёнок воспринимает и оценивает холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать лопатки, затылок, ступни, икры и другие части тела. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

    Прощание , так же как и приветствие, является организационным моментом на занятии. Дети усваивают определенные нормы поведения, тем самым достигается своеобразная ритмичность и предсказуемость в построении занятия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно на занятии.

    Необходимые ресурсы для эффективного проведения развивающих занятий

    Требования к ведущему . Специалисты, ведущие занятия по раннему развитию, должны иметь профильное образование,(желательно высшее), так же иметь опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей раннего возраста, владеть игровыми технологиями с маленькими детьми, постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками в сфере образования.

    Перечень учебных и методических материалов для реализации занятий достаточно большой, но все необходимое есть в любом детском развивающем центре: кубики Зайцева, мягкие игрушки, кукольные и настольные театры, фланелеграф, спортивный инвентарь. Для занятия с сыпучими материалами используем горох, фасоль, гречку, орехи, пуговицы, прищепки, клубочки. Необходимо иметь канцелярские принадлежности для занятий творческими видами деятельности. Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.

    Результатом комплексных занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, позитивная динамика в развитии психомоторных свойств. Данные критерии можно проследить при помощи структурного наблюдения, проведения методики Е.А. Стребелевой, а так же анкетирование родителей.

    Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

    Занятие № 1
    на тему «Помощники доктора Айболита»

    Задачи:

    Дать общее представление о понятиях аптечка, больничка, лекарства;

    Привлечение детей к игровым действиям;

    Активизировать речевое развитие детей;

    Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком;

    Развитие общей и мелкой моторики;

    Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


    Необходимые материалы и пособия: Игрушечные телефоны по числу детей, или один для вас, игрушка-врач, игрушечная аптечка, пластырь по количеству детей, заготовки для творчества, герои сказки Доктор Айболит (начало), кукла, медвежонок, резиновый или пластмассовый лягушонок, зайка, набор морковки для счета, разноцветные камушки и баночки соответствующих цветов (можно использовать аквариумные), лед(если нет возможности принести настоящий, можно заменить стеклышками для аквариумов), чашечки по количеству детей, игрушечные ягоды или крупные бусины, баночки из под аскорбинки, по числу детей.

    Приветствие , (на ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

    Ход занятия:

    Педагог: «Ребятки, а смотрите, кто это со мной пришел к нам на занятие??? Это же кукла Маринка !» Педагог показывает куколку. «Маринка, давай- ка с ребятишками поздороваемся. – Ой, а у меня что-то головушка болит, и сил совсем нет поздороваться. Педагог трогает кукле голову. – Ой, Маришка, да ты же вся горишь, простудилась, наверное. Не переживай, мы сейчас с ребятками тебе доброго доктора вызовем!»

    Детям раздаются игрушечные телефоны, предварительно их можно сложить для каждого в развивающий мешочек с молниями, застежками, пуговками и т. п., для развития мелкой моторики. Дети рассматривают мешочки, ищут что там внутри, достают телефон. Все вместе прикладываем телефоны к ушкам, педагог озвучивает разговор с Айболитом, приглашает его проведать куклу Маринку.

    Педагог: «Ну вот, ребятки, а пока к нам едет наш добрый доктор, давайте куколке песенку споем…»

    Раздаем детям су-джоки, делаем с помощью мам массажик по ручкам, ножкам, головке.


    Наша кукла заболела,
    Ничего весь день не ела.
    Добрый доктор Айболит
    К нам по улице бежит.

    Доктор куколке кладет
    Руки на спину и ждет.
    Кукла чувствует тепло
    И у куклы все прошло.
    Доктор две руки кладет
    Ей на голову и ждет.
    Кукла чувствует тепло
    И у куклы все прошло.
    Гладит спинку: Молодец,
    Ты здорова, наконец.
    Машет куколке рукой
    И идет к себе домой.

    Приезжает Доктор Айболит, знакомится с детьми, показывает свою аптечку, можно рассказать детям, что для чего, далее меряет кукле температуру, назначает чай с вареньем и постельный режим.

    Педагог: «ой, а давайте чаек с вареньем для Маринки приготовим, как доктор сказал, чтобы она точно поправилась.»

    Детям раздаем каждому чашку, ложку. На каждого предлагается в отдельной посуде ягодки-бусы, в количестве 8 штук, можно положить 2 овоща для усложнения задания. Сначала считаем все предметы, потом говорим что что-то напутали и нечаянно положили овощи, дети убирают их. Считают сколько ягодок осталось, перекладывают с помощью ложечки, по одной в чашку и размешивают.

    По-очереди угощают куклу.

    Кукла: «ой, спасибо ребятки. Теперь мне гораздо легче. только что-то я спать захотела, может вы мне колыбельную споете, тогда я посплю и точно выздоровею.»

    Включаем песню Е. железновой «Куколка», дети встают в круг, по-очереди качают куклу, покачав, передают по кругу следующему ребенку. Последний укладывает куклу в подготовленную кроватку.

    Педагог переключает внимание детей:

    Педагог: «ребятки, а слышите чьи-то шаги, стучит за спиной по бубну, кто же это может быть: такой шумный, тяжелый и неуклюжий, показывает куклу – перчатку медвежонка. Здравствуйте, мои хорошие, давайте я с вами за ручку поздороваюсь. »

    Здоровается с каждым ребенком.

    Медвежонок: «представляете, шел я по-лесу, собирал шишки как всегда, и вдруг одна шишка как упадет мне прямо в лоб!!!»

    Педагог удивляется, предлагает детям встать в круг и инсценировать стихотворение мишка-косолапый, по лесу идет.

    Педагог: «Да, Мишенька не повезло тебе, но мы с ребятками одно средство знаем, оно тебе точно поможет.»

    Педагог раздает детям, заранее приготовленный лед в стаканчике, дети рассматривают, трогают, знакомятся со свойствами. Если нет возможности показать настоящий лед, можно заменить аквариумными камушками-стеклышками. Если позволяют условия можно их предварительно охладить. Показать детям, что происходит со льдом когда он постоит, обратить внимание, что получается водичка, для ускорения процесса можно использовать соляную грелку.

    Педагог: «Давайте. Скорее лед мишке ко лбу приложим, пока он не растаял совсем».

    Здесь можно либо педагогу показать процесс, либо каждому по-очереди приложить, но тогда имеет смысл использовать имитацию льда.

    Педагог: «Смотрите, ребятки, шишка-то у мишки почти прошла!!! Давайте попрощаемся с мишкой. Пока мишутка, будь осторожнее теперь!»

    Детки машут медвежонку, проговариваем. Чтобы он был осторожнее.

    «ква, ква…»

    Педагог: «ой, ребятки. А там кто-то еще к нам спешит за помощью. Кто же это…?»

    Показываем игрушку-лягушонка, здороваемся с каждым по-очереди. Предлагаем попробовать поздороваться по лягушачьему. Дети пробуют квакать вместе с мамами.

    Лягушонок: «я к вам, детки за помощью прискакал, вот что со мной приключилось,… решил я с кувшинки на бревно прыгнуть. Чтоб на солнышке погреться, да не заметил веточку маленькую и поцарапался немножко. Может вы знаете, как мне помочь.?»

    Педагог: «смотрите, ребята, нам же доктор айболит оставил какие-то волшебные штуки, давайте посмотрим, что это…»

    Показываем детям пластырь, показываем что он липкий, как его можно приклеить и для чего он нужен. Детки с мамами встают в круг и танцуют танец «Четверо лягушат» Е.Железновой, при этом, дети прыгают по импровизированным кочкам. Для детей постарше можно использовать «кочки» с изучаемой буквой или цифрой для закрепления.

    Педагог: «Смотрите, а пока мы с вами плясали к нам в гости зайка ушастый пожаловал. Еще он что-то принес.»

    Зайка несет корзинку с морковкой, но чихает (имитируем) и просыпает всю морковку.

    Педагог: «Да, ты зайчишка простыл, наверное, но мы с ребятками знаем, как твой недуг победить.»

    Предлагаем детям помочь зайке собрать морковку, закрепляем изучаемую цифру, в данном случае 8.

    Педагог: «зайка, а мы тебе сейчас леденцы волшебные сделаем, с ними ты точно кашлять перестанешь»

    Раздаем каждому ребенку баночку, хорошо если баночка будет аптечная, например из под аскорбинки и т. п.

    В центре высыпаем разноцветные камушки, можно использовать камушки для аквариумов. Каждому ребенку даем жетончик определенного цвета и инструкцию, что каждый собирает для зайки свои таблеточки от кашля.

    Передаем их зайке, зайка всех благодарит.

    Подводим итог:

    Педагог: «ребятки, вот мы с вами какие молодцы сегодня, скольким зверятам помогли, и Маринку вылечили, и мишку и зайку и лягушонка. Теперь мы с вами настоящие Айболиты!»

    Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


    Творчество

    Аптечка

    Делаем аптечку. Для этого нам понадобятся красные листы по числу детей, можно использовать картон, белые полоски для крестика, картонные заготовки в виде баночек аскорбинки с заранее наклеенной надписью «Аскорбиновая кислота», по числу детей желтые шарики из пластилина размером с аскорбинку, картонный градусник со шкалой, красные фломастеры по числу детей, кассеты из под таблеток по числу детей, цветные шарики из пластилина, примерно 1 см в диаметре, клей на каждого.


    Даем инструкцию, что мы сегодня были помощниками доктора Айболита, и теперь если у вас дома заболеет какая-нибудь игрушка, у вас должен быть волшебный чемоданчик-аптечка.

    Красный картон или листы сворачиваем наподобие конверта, можно подготовит заранее, и обрезать уголки, чтобы был похож на сумочку. Внутри либо проклеиваем, либо скрепляем степлером каждому ребенку, либо заранее приклеиваем полоски двустороннего скотча, ребенку останется только снять защитный слой и склеить по краям. Далее приклеиваем белые полоски на сумочку в виде крестика.

    Приступаем к заполнению аптечки: на градусниках рисуем красную шкалу, на баночки с аскорбинкой наклеиваем желтые шарики, в кассеты от таблеток прилепляем пластилиновые шарики, все складываем в аптечку- готово!

    Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

    Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.

    Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.

    Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!