Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как накрутить короткий волос в домашних условиях: советы профессионалов
  • Как сделать кораблик из бумаги — оригами схема
  • Кровь на хгч. Как сдают кровь на ХГЧ? Анализ крови на ХГЧ - расшифровка Нормы показателей ХГЧ у женщин
  • Вязаные сувениры спицами
  • Хиромантия и нумерология отношений: как узнать сколько будет браков и детей?
  • Порядок оформления доплаты к пенсионному обеспечению за детей
  • Конфликтные отношения между родителями и детьми. Семейные конфликты родителей и детей — одна из причин социальных опасностей общества

    Конфликтные отношения между родителями и детьми. Семейные конфликты родителей и детей — одна из причин социальных опасностей общества

    Причины конфликтов «родители - дети»

    Причины конфликтов между родителями и детьми:

    1. Общий агрессивный фон современного общества. При этом ребенок является центром пересечения целого комплекса общественных проблем (социальных, экономических, психологических, правовых);

    2. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения;

    3. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом. Не высокий уровень развития у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции приводит к тому, что собственное недовольство жизнью взрослые выплескивают на членов семьи, зачастую на детей;

    4. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические или моральные издевательства над своими детьми, как правило, повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших;

    5. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения;

    6. Возрастные особенности детей. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство, выражая неосознанный детский протест и наивный способ привлечения к себе внимания. Кроме того, в критические периоды развития дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто провоцируют конфликтные ситуации с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Взрослые далеко не всегда понимают причины такого поведения детей;

    6. Низкий уровень конфликтологической компетентности родителей. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна - неумение или нежелание родителя найти к ребенку правильный подход и корректно отреагировать на его поведение.

    7. Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

    8. Конфликт сверх заботы (излишняя опека и сверх ожидания);

    9. Конфликт неуважения прав ребенка на самостоятельность (тотальность указаний и контроля со стороны родителей);

    Профилактика конфликтов «родители - дети»

    Профилактика конфликтов:

    1) повышение психолого-педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные особенности детей, их потребности и эмоциональные состояния;

    2) организация семьи на коллегиальных началах (общие перспективы: совместные труд, увлечения и отдых; традиции; взаимопомощь) являющаяся основой выявления, профилактики и разрешения возникающих противоречий;

    3) подкрепление словесных требований к ребенку в семье обстоятельствами воспитательного процесса;

    4) проявление интереса к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям;

    5) проведение родителями как можно большего количества времени вместе со своими детьми с максимальным вниманием к ним;

    6) формирование у родителей желания и умения делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;

    7) наличие взаимопонимания, дружбы и любви между родителями и ребенком;

    8) сбалансированный подход к воспитанию: сначала убеждение, а потом уже, как крайняя мера, - наказание;

    9) всегда помнить об индивидуальности ребенка;

    10) учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

    11) помнить, что для перемен в поведении ребенка нужно время;

    12) противоречия с детьми воспринимать как факторы нормального развития;

    13) проявлять постоянство по отношению к ребенку;

    14) одобрять разные варианты конструктивного поведения;

    15) совместно искать выход путем перемены в ситуации;

    16) расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений.

    Все без исключения родители ожидают рождения младенца с огромным нетерпением. Они стремятся окутать его лаской и вниманием, уделяют ему все свободное время и кучу сил. Несмотря на это, когда дите взрослеет, в кругу семьи неминуемо происходят разногласия.

    Достаточно часто такие ситуации приводят не опытных родителей в оцепенение. Папа и мама, не представляя, каким должно быть правильное поведение в той или иной ситуации с повзрослевшим ребенком, только усложняют размолвку некорректным поведением. В этой статье мы рассмотрим причины появления размолвок между детьми и их родителями в кругу некогда дружной семьи. А также мы найдем пути их решения.

    Первопричины разногласий между родителями и их детьми

    Совершенно все трения между родными и близкими людьми происходят из-за нежелания или неспособности понять друг друга. Ребенок в возрасте 3 лет уже отчасти считает себя как отдельную персону и всеми способами стремится показать родителям, что он сам в состоянии делать какие-нибудь действия, принимать решения. Несмотря на такой решительный настрой, получается это у ребенка не всегда и достаточно часто становится причиной раздражения родителей.

    Такая же трудность появляется и у подростков. Девушкам и парням этой возрастной категории не терпится как можно быстрее стать старше. Они стремятся стать самостоятельными и отгородиться от родителей, которые и до этого возраста воспринимают своего ребенка как малыша. Помимо того родители много работают и вместе проведенное время само собой сокращается. В последствие это становится достаточно распространенное причиной семейных выяснений и скандалов.

    Причины конфликтов между родителями и детьми по мнению психологов

    • психологическое напряжение, связанное с переходным возрастом;
    • повышенная опека родителей;
    • повышенная агрессивность, как у детей, так и у родителей;
    • отсутствие желание выслушать и понять собеседника;
    • наличие кардинально разных взглядов на жизнь, что более заметно в подростковом возрасте;
    • накопление чувства усталости у родителей от работы или иных занятий, которые никак не связаны с непосредственно жизнью их ребенка.

    Решить подобную проблему зачастую нелегко. Еще сложнее это сделать, если в такой ссоре берут участие не только родители и их ребенок, но и бабушка, дедушка, тетя. В такой ситуации вполне возможно ощутимое снижение влияния мамы и папы на ребенка и становится практически не реально достичь любых воспитательных задач.

    В любом случае родителям необходимо стремиться решить конфликтую ситуацию в наиболее краткие сроки. К этому нужно подходить максимально спокойно и взвешенно. Необходимо внимательно выслушать своего ребенка и отнестись к его жизненной позиции, мнению, вкусам с должным уважением.

    В трудных случаях, если родители, перепробовав все методы, не смогли загладить конфликт, необходимо воспользоваться услугами профессионального психолога. Он поспособствует выходу из конфликтной ситуации и поможет найти общий язык двум враждующим сторонам. Особое внимание следует уделить и психологической профилактике трений такого рода. Ведь любой скандал или ссору намного проще не допустить, чем потом исправить.

    Как снять конфликтную ситуацию

    • стабильное увеличение степени развития родителей;
    • постижение родителями изменений ребенка, вызванных сменой возраста;
    • наличие общих увлечений для всей семьи;
    • распределение обязанностей по домашнему хозяйству между всеми членами семьи в равной степени;
    • соблюдение и мамой и папой одной четкой и взвешенной позиции в воспитании;
    • общение в обязательном порядке между родителями и их детьми на любые, даже простые темы.

    По определению Н.В. Гришиной, конфликт - это биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, причем стороны представлены активным субъектом (субъектами).

    Семейный конфликт можно рассматривать и как одну из форм нормального человеческого взаимодействия, не всегда и не везде приводящему к разрушению; это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческого выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей. Счастливые семьи отличаются не отсутствием или низкой частотой конфликтов, а малой их глубиной и сравнительной безболезненностью и беспоследственностью .

    А.И. Донцов и Т.А. Полозова отмечают, что семейный конфликт может выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (деструктивную).

    Конструктивная функция конфликта в семейных отношениях проявляется в том, что он может стать мощным источником развития личности и группы. Для личности его последствия могут выражаться в достижении душевного равновесия, умиротворенности, новом ценностном сознании. В семье благодаря конфликту могут появиться новые цели, нормы, ценности. В рамках своей конструктивной функции конфликт адаптирует семью в целом и отдельных ее членов к новым условиям, в которых они оказались; проявляет источник разногласия и тем самым позволяет устранить его; обнажая и устраняя противоречия, освобождает семью от подтачивающих ее явлений и тем самым способствует ее стабилизации; сплачивает членов семьи и ориентирует их на ее стабилизацию .

    Деструктивная функция заключается в том, что на уровне личности по мере ощущения неразрешимости конфликта нарастает психологический дискомфорт. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему боль, порой даже ценой собственной уязвимости. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов белее активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом становится обращение к психологу .

    Особенности развития конфликтов.

    В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий.

    1) Стороны конфликта. В семейной жизни встречаются практически все варианты конфликтного взаимодействия: личность - аспект личности, личность - личность; личность - группа и группа - группа. В первом случае мы имеем дело со столкновением отдельных особенностей личности, во втором - с широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, установок, целей. В двух других случаях происходит конфронтация как внутри семьи, так и между семьями по различным проблемам (организация быта, устройство жилья, поведение детей, отношение к общей собственности, суждения и оценки других и т.д.).

    2) Условия протекания конфликта. Определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это пространственно-временные (место реализации противоречия и время его разрешения); социально-психологические (тип и уровень общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие национальных, семейных, профессиональных, бытовых, воспитательных интересов) условия.

    3) Образы конфликтной ситуации. Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением - с другой, выступают образы конфликтной ситуации, включающие представления участников конфликта о себе и противоположной стороне, среде и условиях в которых протекает конфликт. Важно иметь в виду, что именно образы, а не реальность определяют конфликтное поведение. Поэтому и реальным, наиболее эффективным средством разрешения конфликта может быть внешнее воздействие на участников с целью изменения этих образов.

    4) Возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны сознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации. Бывают наступательными, оборонительными, нейтральными; активными и пассивными; инициирующими, ответными; направленными на оппонента, самого себя, третьих лиц. Такие действия приводят к четырем основным исходам: полному или частичному подчинению другого, компромиссу, прерыванию конфликтных действий, интеграции.

    5) Исходы конфликтных действий. Выход их сложившейся конфликтной ситуации может иметь четыре основных исхода:

    а) полное или частичное подчинение партнера;

    б) компромисс;

    в) прерывание конфликтных действий;

    г) интеграция .

    Конфликты между родителями и детьми в неполных семьях - один из самых распространенных видов конфликтов в повседневной жизни. Однако он в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

    Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психолого-педагогические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

    1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

    В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

    Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

    2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

      опека и запреты во многих сферах жизни детей;

      повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;

      разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

      противоречивость, непоследовательность, неадекватность.

    3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

    Кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

    Кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);

    Кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

    Кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);

    Подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

    4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

    Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

    Оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

    Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

    Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

    Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

    Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

    Родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение - С. Годник).

    Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

    Реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

    Реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

    Реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

    Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку, когда от него ждут то детское послушание, то взрослую самостоятельность. Самым распространенным конфликтам является отношение родителей к внешнему виду подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится быть похожим на сверстников.

    Причинами конфликтов также может быть: время, до которого подросток может гулять, установка на то, что девочкам рано встречаться с мальчиками, и т.д.

    В этом возрасте ребенок раним и очень болезненно реагирует на конфликтные ситуации. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль, нравоучения. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

    Так же выделяют следующие особенности взаимоотношений с детьми в неполных семьях:

    1. У маленького ребенка, как правило, складываются эмоционально глубокие (симбиотические) взаимоотношения с родителем (особенно с матерью).

    2. Значительное напряжение во взаимоотношениях в неполной семье, особенно материнской, может происходить, когда ребенок достигает подросткового возраста. У подростка появляется потребность в автономии и в референтной группе друзей.

    Мать, находясь в сильной эмоциональной зависимости от ребенка, начинает тяжело переживать его первые шаги в самостоятельной жизни. Отход ребенка может вызвать ухудшение самочувствия матери. Подросток может столкнуться с необходимостью выбора между проявлениями самостоятельности и здоровьем матери.

    3. В диадических семьях, чаще типа «мать-сын», могут встречаться и своеобразные конфликты, напоминающие супружеские. Основаны такие конфликты чаще на перенесении матерью на сына нереализованных претензий к его отцу.

    4. Достаточно сложной в неполной семье является такая ситуация, когда оставшийся с ребенком родитель стремится доказать (продемонстрировать) обществу, что и один он может воспитать достойного человека. Часто при этом родитель стремится реализовать в ребенке собственные нереализованные планы и идеалы, при этом склонности и особенности ребенка игнорируются. В такой ситуации учащаются детско-родительские конфликты .

    Почему возникают и продолжаются конфликты между родителями и взрослыми детьми ; каковы истинные причины конфронтации и противостояния близких и самых родных людей; что нужно сделать, чтобы решить — на эти и другие вопросы, мы постараемся ответить в этой статье.

    Причины конфликта между родителями и взрослыми детьми

    Проблема отцов и детей извечна, но в современном обществе ее можно решить, поняв и осознав причины конфликта между родителями и взрослыми детьми , и научившись ведению конструктивного диалога для налаживания взаимоотношений.

    Для того, чтобы понять и осознать причины возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях родителей и взрослых детей , нужно вернуться в прошлое, и взглянуть как строились детско-родительские отношения ; какие ошибки воспитания ребенка были допущены, программируя жизненный сценарий , будущее сына или дочери; какие применялись стили семейного воспитания ; правильно ли применялись наказания и поощрения детей родителями , да и самое главное: любили ли родители своего ребенка, или только жалели, относясь к нему как к беспомощной жертве, из-за чего, уже с раннего возраста, могла сформироваться психологическая игра по треугольнику Карпмана , которая, может быть, продолжается и по сей день, уже во взаимоотношениях родителей со взрослыми детьми , приводящая к постоянным конфликтам, противостояниям и конфронтациям.

    После этого, можно налаживать добрые, бесконфликтные отношения родителей и взрослых детей.

    Кто виноват в конфликте родителей и взрослых детей

    В любых противостояниях и конфронтациях, в том числе и в конфликтах родителей и взрослых детей, каждая сторона пытается обвинить в проблеме взаимоотношений своего оппонента: родитель винит повзрослевшего ребенка в нелюбви и неуважении; взрослые дети обвиняют во всем своих родителей…ситуация тупиковая, часто повторяющаяся и ни к чему хорошему не приводящая.

    В первую очередь, каждый из участников спора или конфликта, включая умудренных (как им кажется) жизненным опытом, безупречных и безошибочных в своих взглядах и суждениях родителей, и взрослых детей со своими современными взглядами на жизнь и мир в целом, нужно икать источник проблемы во взаимоотношениях в себе, а не в противостоящей, конфликтующей стороне.

    Родителям нужно понять, что взрослые дети, сын или дочь, самостоятельные и уникальные личности, которые не должны жить и поступать в соответствии с родительскими желаниями, ожиданиями и потребностями.

    Взрослые дети, конечно должны уважать и почитать своих родителей, но не должны ожидать от них понимания современных взглядов, жизненных ценностей и приоритетов…у каждого поколения, да и вообще, у каждого человека, свое собственное мировосприятие и понимания себя, других людей и мира в целом.

    И родители и взрослые дети, понимая и чувствуя не только себя, свои желания и потребности, но и другого человека, неважно, родитель он или ребенок биологически, исключая любой намек на эгоцентризм и юношеский максимализм, смогут достигнуть вместо пустой, деструктивной конкуренции в межличностных отношениях, конструктивного диалога и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

    Нужно разрушить вместе с негативной игрой, стереотип постоянных конфликтов, противостояний и проблем во взаимоотношениях родителей и детей , стереотип «Отцов и детей».

    Для начала, можно понять правила поведения в конфликтных ситуациях , в том числе, конфликтов детей и родителей .

    Как решить проблемы взаимоотношений родителей и детей

    Чтобы решить проблемы взаимоотношений родителей и детей , разрешить конфликтную ситуацию и наладить добрые отношения на основе сотрудничества и конструктивного взаимодействия, нужно собрать «семейный совет» («круглый стол») и начать взрослый, деловой и конструктивный диалог на равных позициях.

    Т.е. родителям нужно «отключить» свое менторское, наставническое, сверхзаботливое и попечительское отношение к своим взрослым детям. А последним, перестать относится к родителям, как к устаревшим, ничего непонимающим в современности, с предвзятыми взглядами на жизнь предкам.

    Конечно, на первых порах, в налаживании отношений и проведении конструктивного диалога, возможно будет нужна помощь психолога , или другого посредника авторитетного для обеих сторон.

    Однако, если у участников «круглого стола», довольно зрелые личности , то они могут попытаться придти к общему знаменателю и сотрудничеству во взаимоотношениях взрослых детей и родителей без посредника.

    Главное, чтобы: и у родителей, и у взрослых детей было желание в близких, доброжелательных и уважительных друг к другу отношениях; чтобы жить не конфликтуя и соперничая, а сотрудничая и помогая друг другу.

    Ваши межличностные, бесконфликтные отношения, в Ваших руках…

    Желаю всем психологического благополучия!

    Бесплатная консультация психотерапевта перед оказанием помощи онлайн

    Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

    Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
    1. Тип внутрисемейных отношений . Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
    Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
    2. Деструктивность семейного воспитания . Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

    • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
    • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
    • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
    • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

    3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности . Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

    • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
    • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
    • кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
    • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
    • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

    4. Личностный фактор . Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть Представлены как результат ошибок родителей и детей.

    Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

    • оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
    • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
    • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
    • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
    • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
    • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение - С. Годник).

    Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

    • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
    • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
    • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
    • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

    Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как :

    • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
    • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
    • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

    Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

    1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
    2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления Щ разрешения возникающих противоречий.
    3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
    4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

    По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

    • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
    • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
    • стараться понять требования маленького ребенка;
    • помнить, что для перемен нужно время;
    • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
    • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
    • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
    • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
    • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
    • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
    • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
    • дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
    • логически разъяснять возможности негативных последствий;
    • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
    • использовать положительный пример других детей и родителей;
    • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.