Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как накрутить короткий волос в домашних условиях: советы профессионалов
  • Как сделать кораблик из бумаги — оригами схема
  • Кровь на хгч. Как сдают кровь на ХГЧ? Анализ крови на ХГЧ - расшифровка Нормы показателей ХГЧ у женщин
  • Вязаные сувениры спицами
  • Хиромантия и нумерология отношений: как узнать сколько будет браков и детей?
  • Порядок оформления доплаты к пенсионному обеспечению за детей
  • Луцева И.Ю. Проблема детства в современном мире

    Луцева И.Ю. Проблема детства в современном мире

    Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской, природы.

    Однако на протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый. Показателен в этом плане диалог отца? с сыном в одном из древнеегипетских источников. Отец недоволен школьными успехами сына и выговаривает ему в том духе, что, например, осел - животное, ему объясняют, что от него хотят, на человеческом языке, и он в конце концов понимает, что ему требуется делать, а сын - человек, и как это он не может понять объяснение учителя, который разговаривает с ним на его же, человеческом языке. У народов, живущих на стадии родоплеменных сообществ, детство очень короткое - в 8-11 лет (у разных народов) после обряда инициации ребенок становится полноправным членом племени. Во многих культурах на протяжении многих веков существовала инфантицида - разрешенное уничтожение детей. В мифах древности нет детских персонажей. Ребенок не является предметом духовной культуры. Исключение составляют некоторые мифологические герои, однако их детство оценивается по законам взрослого поведения. Наглядной иллюстрацией невосприятия детской специфики являются полотна средневековых авторов, на которых ребенок изображался с пропорциями взрослого, но небольшого роста. Определить, что это ребенок, можно лишь по игрушке, яблоку в руках или другим деталям принадлежности к детству.

    Даже Ж.Ж. Руссо, с именем которого связывают идею детоцентризма, рассматривал детство (в индивидуальном и общественно-историческом смысле) лишь как иллюстрацию того, какова действительная, естественная, не искаженная культурными наслоениями, природа человека.

    «Открытие» детства происходило постепенно. Рассуждая о периоде детства, средневековая мысль выделяла черты, присущие всем детям вообще: восприимчивость, греховность и неразумность, и особенные, присущие разным этапам детства и разным индивидам. Положительной чертой детского возраста считалась его по сравнению со всеми другими возрастами восприимчивость к воспитанию. Филипп Наваррский в сочинении «Четыре возраста человека» утверждал, что детский возраст является фундаментом жизни, а на хорошем фундаменте можно построить большое и хорошее здание.

    Значительный вклад в изменение отношения к детству был сделан Эразмом Роттердамским (1467-1536). В процессе воспитания ребенка, считал он, надо учитывать возраст и не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры. Воспитателю необходимо как можно раньше распознать склонности и способности ребенка и опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа. Он утверждал, что внутренний Мир ребенка - это божественный мир и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.


    Научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться только во второй половине XIX в. на основе утверждения самоценности ребенка, его включения в гражданско-правовое и моральное сообщества, предоставлявшие детям юридические и нравственные права. Но лишь в XX в. возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену и формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную и духовную сферы. Именно в это время усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства, в том числе о праве ребенка на игру и игровое сознание, имеющие особую роль в развитии человека и общества в целом.

    В связи с этим перед философско-педагогической антропологией встали специфические вопросы: если особенности природы ребенка обусловлены его возрастом, то какова взаимосвязь между детством и общей природой человека; выражает ли детская природа изначальную сущность человека или человеческие свойства приобретаются в процессе ин­дивидуальной социализации и воспитания; допустимо ли оценивать свойственные детям искренность, открытость, доверчивость и другие черты как нравственно идеальные качества человека; состоит ли задача воспитания в сохранении и укреплении этих черт или состояние «мораль­ной невинности» характеризует нравственный инфантилизм личности?

    Понятие детства на современном этапе связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни" с набором доступных для него видов и форм деятельности - так определяют детство историки. Психологи трактуют детство как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции». В.А. Сухомлинский считал, что детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни.

    Педагоги-гуманисты подчеркивали, что понимание сверхценности взрослой жизни приводит к выводу о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребенка к миру взрослых. Адаптация, основанная на полном повиновении, ведет, в конечном счете, к отрицанию личности ребенка. Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности: детские дома Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла, новая французская школа С. Френе, свободная школьная община в Виккерсдорфе Г. Вине-кенаидр.

    По мнению выдающихся, педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребенка. Педагогигуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства и потребностей ребенка.

    В современном, российском законодательстве права ребенка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности. Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности. Отмечается, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми и нуждаются в специальной охране и защите. Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые права для детей и нормы их обеспечения для всех детей в целом, и в частности для детей, лишенных по разным причинам родительского внимания и заботы.

    Права ребенка представлены в "Конвенции ООН - международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Появление Конвенции сыграло определенную роль в процессе гуманизации образования. Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчеркивает, что детство - это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, но именно в детстве человек наименее защищен и нуждается в помощи и поддержке старших. Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия. Ребенок имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых. В Конвенции подробно излагаются права детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за пра­вонарушения. Важное место занимают статьи о защите детей от эко­номической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья. Особое место в Конвенции уделено проблеме школьной дисциплины. Подчеркивается необходимость дисциплины для безопасности детей, привлекается внимание к мето­дам ее достижения. В нескольких статьях речь идет о равных старто­вых возможностях детей в процессе получения образования, которое должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям собственной страны, а также к другим цивилизациям.

    В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребенка:

    1-я группа прав - «социальная подсистема» - представляет права ребенка на более высокий социальный статус. Сюда отнесены права детей на равенство с взрослыми в обсуждении общих проблем, на участие в рассуждениях и приговорах себе, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых (самодурства и деспотизма). Право на защиту своего здоровья, на тайну и на отклонения тяжелой работы роста, на самоуправление, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на уважение сегодняшнего дня и текущего часа (ребенок живет сегодня, и он ценен как индивидуальность именно сегодня).

    2-я группа прав - это физическая, или «средовая». Включает в себя требования контроля над окружающей ребенка средой.

    3-я группа прав - «личностные права», связанные с внутренней жизнью ребенка, носящие субъективный характер. Главное из них - право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности - речь идет о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт или приводить в соответствие с целями, которые поставили перед собой взрослые. Признавая право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель создает условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание.

    Общества различаются по тому, какая возрастная группа обладает наивысшим статусом. В традиционных культурах статус индивида неуклонно повышается с числом прожитых лет и старики обладают абсо­лютным авторитетом. В индустриальном обществе наибольшее влияние имеют трудоспособные взрослые, оттесняя пенсионеров на периферию. В современном обществе, в котором наибольшей ценностью является юность, принадлежность к молодому поколению становится ценностью на рынке труда. Специфику современного индустриального и постиндустриального общества составляет всевозрастающая скорость изменений, а разрыв между культурой различных поколений все больше увеличивается. В 70-х гг. XX столетия по мере роста скорости изменений во внешней среде внутренние различия между молодежью и стариками неизбежно становятся все более заметными. Темп изменений становится настолько ошеломляющим, что несколько лет разницы дают большие различия в жизненном опыте человека. Молодое поколение, как носитель самых современных знаний и лучше подготовленное к будущему, приобретает более высокий статус, чем их родители. Взрослые начинают подражать детям, осваивать их стиль одежды, их жаргон, слушать их музыку. Стало модным снимать большие игровые фильмы для взрослых по мультфильмам и компьютерным играм.

    Детское видение мира в настоящее время становится универсальным, интерес к детству - все более пристальным, а образ ребенка занимает все более значимое место в мире взрослых.

    К существенным издержкам процесса социализации современной молодежи можно отнести выраженный инфантилизм значительной ее части, который вызван особенностями игрового сознания, убежденного в своей защищенности от обязанностей и тягот повседневности. Игра с действительностью, или игра в иллюзорный мир, что выражается в модных молодежных сообществах, живущих по законам виртуальной реальности, в длительной материальной и бытовой зависимости от родителей и т.д., основывается на затаенном желании отказаться от тех социальных прав, реализация которых связана с практико-ориентированными усилиями, и вместе с этим от прав и обязанностей, предполагаемых «взрослой» жизнью. Право на детство гипертрофируется до права на вечное детство, что, по сути своей, есть отказ от права на взрослость.

    Каждое новое поколение людей присваивает достигнутый человечеством уровень, принимая его как данность. Например, сегодня ребенок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Дети схватывают самый высокий достигнутый уровень. Между тем для взрослых задачи эти еще находятся в процессе разработки, заключают процесс решения. Более того, имея дело с новыми электронными, ком­пьютерными игрушками, играми и прочим, ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления их взрослыми.

    Современное детство стало, с одной стороны, значительно более активным в своей рефлексии на окружающий мир в целом, с другой - более инфантильным в плане социальной направленности. Произошли серьезные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей, что выражается в появлении новых, зачастую весьма «спорных», ценностей, тревожном сдвиге мотивов и т. д. В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Кроме того, сведены к минимуму структуры, обеспечивающие формирование детского социума, в частности различные детские самодеятельные объединения. Существующие же различные секции, кружки и другие внеклассные формы ориентированы на конкретную предметную деятельность, а не на взаимодействие детей, не на проявление ребенком себя среди других, в своем социуме. Между тем дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой, разных в разных возрастах, в организации особых социальных структур, которые несут определенную нагрузку, как в самом детском социуме, так и во взрослом мире. Эту потребность в связях со сверстниками- подрастающие дети реализуют в субкультурах определенных групп, в стихийных объединениях, в малых, часто с негативной направленностью, группах, проявляя по-своему в массовых шоу и на дискотеках.

    Сложилась сложная и неадекватная потребностям детей и задач воспитания ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связи с большей доступностью информации, с тем, что почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, появилась определенная независимость детей.

    С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. При этом дети старших возрастов - подростки и старшеклассники - сохраняют реально в глазах близких взрослых и взрослого мира в целом положение ребенка. Дети не включаются в сферу деятельности общества и в обсуждение на доступном уровне тех экономических, экологических, социально-политических и других проблем, которыми живут взрослые. В школе до сих пор не создаются должной мере возможности включения детей в ситуации, требующие проявления ими личностной социальной активности, самоопределения и ответственности. Напротив, в силу снижения требований освоению обязательных предметов, отсутствия должного контроля и т.д., с одной стороны, и изменения ценностных установок и целей современной молодежи, с другой, формируются условия, способствующие выработке иждивенчества, потребительской позиции, стимулирующие формирование социальной пассивности и эгоцентризма.

    Не случайно, например, обязательные занятия, учебные и другие, при отсутствии соответствующей сформированной потребности, внутренней готовности к приобретению глубоких истинных знаний воспринимаются школьниками лишь как навязанные, вызывая нередко ощущение непонятности, оппозицию. Очевидно резкое противоречие между ускоренным общим социальным развитием детей, связанным с условным приобщением к миру взрослых, и закрытыми для них возможностями реального социального функционирования и реальных личностно значимых путей социализации и индивидуализации.

    В современных условиях появилось и качественно новое обстоятельство, значительно усложняющее процесс становления личности растущего человека, - лавинообразная, неуправляемая, неконтролируемая информация с кино-, телеэкранов и экрана монитора компьютера, страниц журналов и газет разного уровня достоинства и сомнительности. Весь специально подаваемый ребенку материал, от учебных предметов до нравственных установок, как бы широк он ни был и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком этой свободной информации.

    Современное детство значительно растянулось во времени, удлинилось в развитых странах за последние сто - сто тридцать лет на одну треть-с 12-до 18-летнего возраста. Одновременно происходит все более динамичное развитие внутри каждой ступени-стадии детства.

    Рассуждая о детях и детстве, конечно же, нельзя обойти проблему игры и ее значение для развития, воспитания и обучения детей. О первостепенное значения игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. В. Г. Белинский писал в одной из своих статей о том, что пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатка физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего.

    Игра, как известно, предполагает наличие других участников, с которыми обсуждаются правила и сценарий игры, распределяются роли и т.п. Даже в тех случаях, когда ребенок играет один, он как бы «раздваивается» и договаривается обо всем с самим собой. Игра - всегда диалог. В процессе игры часто возникают непредсказуемые ситуации, открывающие простор для принятия нестандартных решений, пробуждающие фантазию и воображение, стимулирующие самостоятельность и самодеятельность каждого участника.

    Когда игра предлагается другими, дети, как правило, игровую часть легко и сразу берут на себя, однако с целеполаганием, контролем и оценкой, как наиболее рефлексивными компонентами, дело обстоит гораздо сложнее. Ж. Пиаже объяснял это существованием жесткого возрастного разделения функций ребенка и взрослого. Так, в европейской и в нашей системе обучения и воспитания функции целеполагания, контроля и оценки в процессе взаимодействия с детьми закреплены за взрослым. В самостоятельной детской игре чаще всего и замысел игры, и его воплощение, и корректировка - дело только самого ребенка.

    Но и детские игры, и игрушки претерпели значительные изменения, особенно в последние десятилетия. Информатизация и компьютеризация, охватившие общество конца XX в., кардинально меняют веками сложившуюся ситуацию игрового воздействия на формирование личности ребенка. Место партнера по играм прочно занимает компьютер. Как бы ни была сложна игровая программа, в игре с компьютером ребенок реагирует на заданные правила, в то время как сам компьютер не учитывает индивидуальности ребенка. Отмечается и еще одна опасная тенденция. Современные сложные, пришедшие на смену механическим, игры и игрушки не дают возможности ребенку узнать принцип их работы, заглянуть внутрь и испытать при этом удивление и чувство открытия. А еще древние заметили, что удивление - источник мудрости, оно всегда побуждало к самостоятельному творческому поиску.

    Пора детства - это естественная гармония разума и чувств, не потерявших свою остроту и яркость, что так необходимо для приобретения культурного опыта и становления внутреннего мира ребенка. В детстве разум и чувства равноправны и самодостаточны, хотя в известной мере автономны. Не случайно задача педагога - создать условия для их целостного развития. Можно предположить, что недооценка этого и других социальных факторов, воздействующих на ребенка в современных условиях, в состоянии свести на нет усилия педагогов, родителей, психологов по формированию неповторимой личности.

    Для понимания детства необходимо не только изучать его современные проблемы и трудности, но и осуществлять исторический анализ состояния детей и детства в разные исторические эпохи в различных общественных устройствах. В этом исследователям помогают, давая неисчерпаемый материал, автобиографические рассказы о детстве.

    Образовательная теория и практика исторически конкретного времени оказываются в автобиографическом подходе представленными через индивидуальную жизнь и опыт ребенка, воспроизводят его личное к ним отношение, хотя и осмысленное уже в зрелом возрасте. Воспоминания о детстве людей различных поколений показывают историю мира детства, историю эмоционального и ментального мира детей, историю педагогической практики не со стороны профессионала, а со стороны «бывшего ребенка». Экзистенциальные состояния личности приобретают историко-биографический характер.

    Описание и анализ индивидуальной жизни и выбираемой человеком стратегии поведения оказались применимы не только в литературе как художественный прием, но и в социологии, истории, антропологии, педагогике, этнографии и других областях человекознания с целью понимания способа существования людей в данном обществе, складывания их судеб, путей их социализации, соотношения детства и судьбы. При этом это может быть рассказ о конкретной жизни реальной личности, абсолютно ничем не выдающейся, в отличие от биографии известного человека.

    Еще в 1930-е гг. известным российским педологом Н.А. Рыбниковым и немецким педагогом К. Улигом разрабатывался биографический метод и использовались автобиографические материалы для изучения детства, однако в России это начинание не получило развития. В Германии ренессансу автобиографического метода в педагогике в 1960-х гг. положили начало Э. Хоффман и особенно Ю. Хеннингсен, который писал, что педагогика исследует автобиографии, так как они отсылают исследователя к индивидуальным историям обучения. Под обучением подразумевается не только и не в первую очередь учеба в школе. История обучения - вся жизнь человека.

    Внимание современных исследователей, работающих в русле педагогической антропологии, автобиографические тексты о детстве привлекают в следующих аспектах:

    Изучение исторической и социокультурной динамики взглядов на детство;

    Изучение особенностей социализации и роли детства в структуре жизненного пути;

    Решение проблем экологии воспитательного процесса и педагогической психологии;

    Реконструкция обычаев воспитания у разных народов и др. Исследования автобиографий, дающие читателю живой материал

    повседневности той или иной эпохи, много дают для воссоздания сложных и вполне конкретных путей социализации индивида в зависимости от социально-исторических условий.

    «Все начинается с детства», - считает известный детский писатель С. В". Михалков. В своей книге с таким названием он пишет: «Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра».

    Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

    Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

    Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

    В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

    Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

    Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

    Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

    Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

    По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

    Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

    Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиологических процес­сов, качественные изменения роста, развитие психики эмоциональ­но-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нрав­ственной зрелости. В современных периодизациях детства отмеча­ются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоциональ­но-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения. К.Д.Ушинский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Алафьева О.В.,

    Воспитатель МБДОУ

    детский сад № 57 «Радуга»

    Предварительный просмотр:

    Проблемы современного детства.

    Периодизация детства и особенности развития детей.

    Алафьева О.В.,

    Воспитатель МБДОУ

    детский сад № 57 «Радуга»

    К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

    В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру.

    1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации.

    2. От 1 года до 3 лет - собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

    3. От 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода - от рождения до 6 лет - называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

    4. От 6 до 8 лет - собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

    5. От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.

    6. От 11 до 14 лет - отроческий, подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении--половое созревание, в психологическом - личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

    7. От 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши - старшие школьники - получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

    В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Так, шестилетки к концу периода все же еще не готовы к систематическим занятиям в школе. А старшеклассники требуют более решительного и интенсивного вовлечения их в общественную жизнь и производительный труд для обеспечения-эффективного нравственного; физического и гражданского созревания. Всякие попытки формирования развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам. Оберегание от труда и гражданской ответственности в период юности ведет к социальной инфантильности, к срывам в духовно-нравственном формировании.

    Характеризуя каждый из названных возрастных периодов развития детей под углом зрения их духовно-нравственного становления, следует отметить ограниченность опыта реальных общественных отношений у дошкольников и младших школьников. Этим и объясняется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни и утвердить себя. Дошкольники и младшие школьники способны оценить и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Они оценивают эти качества утилитарно-практически, а человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках. Период дошкольного и младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

    Подростковый возраст наиболее сложный в жизни детей. Это возраст закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эстетического багажа, его осмысления и обогащения. Важная особенность в том, что ребенок переживает половое созревание. Реальная сложность его жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мышления. Если подросток ощущает и понимает, что гармонично включается в жизнь, находит удовлетворение своим потребностям, то и физиологические процессы протекают нормально. Если же он конфликтует со сверстниками и взрослыми, его интересы подавляются, одна за другой возникают противоречивые ситуации, то половое созревание усложняет угнетенное психическое состояние.

    Подростки недалеко ушли от младших школьников, но уже перешагнули через барьер самосознания. Их еще очень сильно привлекает внешняя форма жизненных явлений, но уже интересует и их содержательное социальное наполнение. В восприятии нравственно-эстетического облика другого человека господствует функционально-романтический подход. Подросток оценивает эстетически не только внешний вид, но и отдельные, привлекающие его нравственные качества. Он выделяет, например, отвагу и смелость, активность и верность, справедливость и решительность. И в зависимости от их наличия или отсутствия судит о человеке в целом: хорош он или плох. красив или некрасив. Подростка может увлечь и асоциальный тип поведения, псевдоромантический образ жизни людей, совершающих правонарушения. Все это делает подростковый возраст периодом особого внимания со стороны взрослых и продуманного индивидуального подхода.

    Не менее сложен и юношеский возраст. В этот период завершается физическое созревание человека, реально возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Юноши и девушки уже готовы к участию в общественно-производственной деятельности, в производительном труде. Однако пока еще семья и школа не обеспечивают необходимых условий, удерживают старшеклассников на положении подопечных, постоянно контролируемых людей, будто не способных к самостоятельным решениям, к ответственности за свое поведение и свои действия. Это препятствует развитию у юношей и девушек самодеятельности, становлению коллектива, осуществлению многосторонней деятельности общественных организаций, школьного ученического самоуправления.

    Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетической оценке человека в единстве его духовной и внешней физической красоты. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеальными стремлениями, максималистскими требованиями к нравственному поведению человека. Отдельные старшеклассники, стремясь в своем максимализме к формированию в себе высоких нравственных качеств и общественных идеалов, не имеют возможности для их реального осуществления. В результате они внутренне «перегорают», успокаиваются, склоняются к равнодушию и скептицизму, уходят в «неформальные» объединения. Другие, преодолевая жизненные препятствия находят выход к реальным делам, ответственным общественным отношениям и формируются как цельные личности. Третьи проникаются мещанской житейской мудростью. В личной практике они убеждаются, что совсем не выгодно быть самим собой. Нужно казаться, лицедействовать, изображать из себя общественника и тогда можно неплохо устроиться.

    Основной способ формирования личности старшеклассников состоит в разрешении противоречия между их готовностью к полноценной социальной жизни и ограниченностью, отставанием от жизни, содержания и организации их повседневной деятельности. Оно преодолевается на основе осуществляемого в условиях современной индустрии и передовых форм организации труда соединения обучения молодого поколения с производственным трудом.

    Особенность отроческого и юношеского возрастов состоит в том, что подростки, юноши и девушки не всегда считают нужным и способным выразить свое нравственно-эстетическое отношение к жизни в эстетической форме. В их среде можно столкнуться с фактами, когда хорошие ребята выглядят комичными и жалкими или внешне ведут себя вызывающе грубо. Важно помочь подросткам разобраться в самих себе, найти адекватные формы самопроявления.

    О сформированности у юного человека общественно ценного нравственно-эстетического отношения к жизни можно говорить тогда, когда его нравственно-эстетическое чувство и сознание выступают в качестве действенного стимула активной борьбы с безобразием, безнравственным и антиэстетичным. Это чувство и сознание превращаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Оно становится совестью, средством самопрозрения и самонаказания, приносящим нравственное удовлетворение и душевное спокойствие или раскаяние и угрызение.

    Так, для накопления жизненного опыта ощущений, эмоций и для их фиксаций есть известный период детства. Это - период, когда ребенок стремится в своем ознакомлении с внешним миром упражнять органы внешних чувств. Ему необходимы предметы, обладающие сенсорными стимулами. В более старшем возрасте один только сенсорные стимулы не удовлетворяют ребенка и задерживают его внимание лишь ненадолго; здесь нужны стимулы, соответствующие стремлению ребенка к грамоте, счету, знакомству с природой, строением родного языка, общественной жизнью, различными видами труда и т.д. Внешний материал развития, соответствующий развивающимся психическим нуждам ребенка, представляет собой как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься наверх: эти ступени должны вести к становлению высших совершенств. Это и есть развитие личности.

    Идея сензитивных периодов теснейшим образом привязала проблемы воспитания к решению проблем развития, условий, предпосылок и факторов развития.

    В ряду трех факторов развития:. наследственности, воздействия окружающей среды и воспитания - последнее является самым существенным. Стало быть, если воспитание и не может сделать всего из каждого, то оно может содействовать тому, чтобы недостаточно ярко выраженные сами по себе природные наклонности получили развитие-путем упражнения и чтобы, наоборот, другие наклонности не развивались или совершенно затушевывались. Нет никакого сомнения, что от недостатка воспитания глохнут и гибнут выдающиеся, даже гениальные природные задатки.


    Общая характеристика периода детства

    Детство – это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие.

    Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

    Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

    Л.С. Выготский отмечал, что нельзя говорить о детстве «вообще». История детства как культурно-исторического феномена соотносится с историей общества . Детство – это сложное социокультурное явление, которое имеет историческое происхождение и природу. В классических исследованиях французского историка Ф. Арьеса показано, как складывалось понятие детства на протяжении исторического развития человечества и чем оно отличалось в разные эпохи. Он пришел к выводу, что развитие общественной жизни, появление новых социальных институтов приводит к изменению периодизации человеческой жизни. Так, внутри семьи зарождается период раннего детства, связанный с «балованием» и «нежением» малыша. В дальнейшем обязанность регулярной подготовки к взрослой жизни принимает на себя другой социальный институт – школа. Таким образом, Ф. Арьес показал историческую тенденцию удлинения детства за счет надстраивания нового периода над уже имеющимся . Этот же ученый исследовал решение проблемы детства в изобразительном искусстве и выявил, что вплоть до 13 в. Искусство не обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. По-видимому, никто не считал, что ребенок заключает в себе личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались, как уменьшенные взрослые . Ученый пишет, что первоначально понятие «детства» связывалось с идеей зависимости: «Детство кончалось тогда, когда становилась меньшей зависимость». Детство считалось периодом быстропроходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, возможно, было связано с демографической ситуацией того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Тем не менее, С.Холл (2012 г.), раскрывая общекультурное значение сущности человеческого детства, специально подчеркивает, что «дети не маленькие взрослые со всеми развивающимися способностями, но лишь в уменьшенном масштабе, а единственные в своем роде и весьма отличные от нас создания».

    Преодоление равнодушия к детям происходит не ранее 17 в., когда впервые на полотнах художников начинают появляться реальные дети (их портретные изображения). Таким образом, по мнению Ф. Арьеса началось в 13 в., но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце 16 и в течение всего 17 столетия.

    В 17 в. Возникает новая концепция детства (первичная концепция – семейная концепция). Сейчас появляется психологический интерес к их обучению и воспитанию,что отчетливо отразилось в трудах Я.А. Коменского. В 18 в. В Западной Европе появляется концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине. При этом внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки к взрослой жизни принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение – школа, призванное воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно школа вывела детство за пределы 2-4-х лет материнского, родительского воспитания в семье, и понятие детства и отрочества уже начинают связывать со школой как той социальной структурой, которая была создана обществом, чтобы дать ему необходимую подготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.

    По мнению Л.С. Выготского, ход психического развития ребенка не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, «имеет совершенно определенный классовый смысл». Он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское .

    В литературе XIX в. многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной английским парламентом в 1833 г. для обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14–16 часов. Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX–XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться детский труд.

    Слово «ребенок» долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово «ребенок» было синонимом для понятия «дурак».

    Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.

    В 19 в. В гуманитарных науках начинает проявляться тенденция считать детство не только этапом подготовки к взрослой жизни человека, но периодом в жизни ребенка, имеющим самоценность для него, периодом его самореализации в обществе и культуре .

    Большой вклад в исследование детства внес советский ученый – Д.Б. Эльконин. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии – это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.

    Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек – наиболее совершенное существо в природе. По мнению Д.Б. Эльконина, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается.

    Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства – у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении.

    Исходя из схемы, намеченной Д.Б. Элькониным, В.Т. Кудрявцев показывает историческое развитие представлений о детстве и выделяет три исторических типа детства :

    1. Квазидетство – на ранних этапах человеческой истории, когда детское сообщество не выделено, а непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность и ритуальную практику (ПЕРВОБЫТНОЕ ДЕТСТВО).

    2. Неразвитое детство – мир детства выделен, и перед детьми возникает новая социальная задача – интеграция во взрослое общество. Функцию преодоления межпоколенного разрыва берет на себя ролевая игра, выступая как способ моделирования смысловых оснований деятельности взрослых. Социализация происходит по мере освоения ребенком уже существующих моделей деятельности взрослых на уровне репродукции. Пример – детство в Средние века и в Новое время.

    3. Подлинное или развитое детство – (по терминологии В.В. Давыдова) складывается, когда ребенок пытается осмыслить мотивы деятельности взрослых, относясь критически к окружающему миру (современное детство ). Образ взрослости, который предлагается подростку, не устраивает его. Идеал, созданный в представлении ребенка, зачастую отличается от существующих в обществе образцов, которые ребенок отвергает. И он должен свободно и творчески «самоопределиться в культуре». Современное развитое детство предполагает творческое освоение культуры как открытой многомерной системы. Продуктивный, творческий характер психического развития современного ребенка реализуется уже на ранних этапах в виде феноменов детской субкультуры, которая становится одним из механизмов социализации ребенка.

    Исторические функции детства соответствующие
    Детско-взрослые общности Совместная деятельность ребенка и взрослого Доминирующие генетические перспективы ребенка, модели- способы культуроосвоения в онтогенезе
    Квазидетство Простая, не дифференцированная себе-тождественная Репродуктивный тип совместной деятельности ребенка и взрослого Ограниченный набор наличных социально-закрепленных способов действия (схем деятельности)
    Неразвитое детство Сложный, органический, развивающийся тип Тип совместности с основой имитационного моделирования взрослым и ребенком творческого поиска внутренней формы образца Символическое замещение наличных альтернатив (предметов и способов действий с ними), которые задаются в широком социально определенном пространстве выбора
    Развитое детство Гармонический, самостановящийся тип Развивающий тип содействия – равноправный совместный поиск ребенком и взрослым внутренней формы образца, её проблематитизация и переконструирование в акте сотрудничества Инициативное преодоление наличных ситуаций выбора, оформленных в структуре тех задач, которые ставит взрослое сообщество. Наличие культуротворческой деятельности выступает ведущим критерием современного развитого детства!!

    Развитие психики ребенка – это все более глубокое погружение в исторически развивающееся проблемное поле культуры. По логике такого «погружения» может быть сконструирована любая форма деятельности ребенка. А процесс культуроосвоения – и процесс психического развития ребенка – с исторической необходимостью приобретает черты креативного процесса! !

    Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

    В «Конвенции о правах ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989 г. и направленной на обеспечение полноценного развития личности ребенка во всех странах мира, говорится, что ребенком называется каждое человеческое существо до достижения им возраста 18 лет.

    Существет несколько периодизаций психического развития ребенка (Эриксона, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского и др.). Ниже приведем периодизацию Д.Б. Эльконина:

    Важный вклад в изучение проблемы детства внес Д.И. Фельдштейн: «Как особое явление социального мира, Детство предстоит как объективно необходимое состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательном определении – это процесс постоянного физического роста, накоплния физических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации. которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими людьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом. Сущностно детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального» (Фельдштейн Д.И. Детство как социально–психологичсекий феномен социума и особое состояние развития // И.Д. Фельдштейн. психология взросления: структурно–содержательная характерстика процесса развития личности. Избр. труды, М.: 2004. С.140).

    В современных условиях речь идет о широком социокультурном подходе, предполагающем переход отношений Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов, которых надо растить, воспитывать, обучать, а как к субъекту взаимодействия. Позиция взрослого при этом – позиция ответственности, позиция посредника в освоении ребенком социального мира.

    Современные проблемы детства

    В реальном мире жизнедеятельности существует множество проблем детства. Это проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья (в России ежегодно рождается около 30 тыс. детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70–75% – инвалиды; в 60–80% случаев детская инвалидность обусловлена перинатальной паталогией); детей, лишенных родителей, детей-беженцев; детей с девиантным поведением; одаренных детей.

    Все эти группы нуждаются в необходимости социальной защиты.

    В международной, а теперь и в российской практике предусматривается создание специальных механизмов по защите прав ребенка, к которым относится деятельность уполномоченных по правам ребенка и система ювенальной юстиции (специального правосудия по делам несовершеннолетних). В России указанные механизмы действуют лишь в отдельных регионах в качестве эксперимента. К другим механизмам относится деятельность органов образования, органов по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, прокуратура.

    Одной из проблем современного детства оказывается социализация ребенка в поликльтурном образовательном пространстве.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Проблема детства в современном мире

    Луцева Ирина Юрьевна

    Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"

    Аннотация

    детство взрослый взаимоотношение разрыв

    В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

    Ключевые слова: будущее, взросление., Детство, инновации, кризис детства, мир взрослых, общество

    Детство - один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

    На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

    Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

    Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

    Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

    Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

    С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

    Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

    С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

    С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

    Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

    Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

    Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

    Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

    Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

    В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых - алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

    Также происходит распад специфических видов деятельности детей - «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

    Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

    Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

    Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

    Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

    Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

    Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас - помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок - это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.

    Библиографический список

    Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf

    Гайсина Г.И. Мир детства как социально - педагогическая проблема //Психолого - педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf

    Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. -- М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

    Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е издние., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456с.

    Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -- 4-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -- 384 с.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Три стадии детства. Основные различия детей и взрослых. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов: в Англии, Японии и на Руси. Особенности педагогического воздействия на детей в разные исторические периоды.

      презентация , добавлен 15.03.2015

      Государственная система социальной поддержки детей в КБР. Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Социальная работа с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная поддержка детей–инвалидов.

      реферат , добавлен 20.11.2007

      Понятие агентов социализации. Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков. Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных передачах. Анкета по изучению влияния печатных изданий на социализацию ребенка.

      курсовая работа , добавлен 18.07.2013

      Изучение семьи как социальной ячейки общества и ее современные проблемы. Ознакомление с типами взаимоотношений между родителями и детьми: диктат, опека, "невмешательство", сотрудничество. Рассмотрение особенностей воспитания в многодетных семьях.

      реферат , добавлен 21.02.2010

      Рассмотрение историографии и современного состояния исследований социальной помощи детям. Государственные концепции помощи беспризорным детям в России в разные исторические периоды. Значение исторического опыта для современной социальной педагогики.

      курсовая работа , добавлен 18.12.2014

      Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

      курсовая работа , добавлен 21.08.2015

      Молодежь как особая социально-демографическая группа в условиях трансформаций общества. Генезис общества риска как результат информатизационных и модернизационных процессов в РФ. Социальные ожидания взрослых в отношении молодежи как социальная проблема.

      дипломная работа , добавлен 23.10.2013

      Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

      реферат , добавлен 05.05.2015

      История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

      курсовая работа , добавлен 30.11.2010

      Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России. Детский дом как форма устройства детей-сирот. Адаптация детей в детском доме.