Войти
Женский портал - SelfShop
  • Вязаные сувениры спицами
  • Хиромантия и нумерология отношений: как узнать сколько будет браков и детей?
  • Порядок оформления доплаты к пенсионному обеспечению за детей
  • Как снять шеллак в домашних условиях - проверенные способы Как спилить шеллак в домашних условиях
  • Тату-иглы: виды и применение
  • Применение комплексной метаболической терапии при лечении больных с синдромом поликистозных яичников
  • Особенности работы доу с детьми раннего возраста. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста

    Особенности работы доу с детьми раннего возраста. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста

    Овладение практическими действиями связано с развитием эмоций ребенка. Исследованиями подтверждено, что имеющийся от рождения весьма бедный арсенал эмоций изменяется. Дальнейшее развитие и формирование положительных эмоций происходит в процессе формирования предметных, конструктивных и других действий. При этом качество и сила эмоций зависят от совершенства способов действия в той или иной среде. На первом этапе, когда еще способы действия не сложились, всякая попытка ребенка решить практическую, даже сенсорную задачу вызывает преобладание отрицательных эмоций. Далее, когда ребенок овладевает определенными способами действия, появляются ярко выраженные положительные эмоции. И наконец, когда способ действия достигает высокого уровня, внешние проявления эмоций резко ослабевают. При этом, как показывают исследования, эмоциональное состояние его не ослабевает, но приобретает другое, как бы внутреннее выражение, зависящее от продуктивности и результата выполненного действия. Таким образом, выявляются два вида эмоций, возникающих у ребенка при выполнении какого-либо действия: одни эмоции направлены вовне, адресованы взрослым или предметам; другие направлены внутрь, они являются как бы движителем высокой активности.

    Вышесказанное позволяет сделать педагогически важный вывод: только в процессе формирования разных видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляться задачи всестороннего воспитания детей. При таком подходе задачи всестороннего развития и воспитания ребенка следует ставить и осуществлять уже с первых недель его жизни.

    В наиболее раннем возрасте задачи физического, умственного, эстетического и нравственного воспитания как бы слиты. Однако по мере роста ребенка все стороны воспитания начинают дифференцироваться. Эта закономерность отражается в усложнении программных задач уже в конце первого и начале второго года жизни.

    На первом году жизни ребенок интенсивно овладевает движениями, у него формируется предметное восприятие, развиваются действия руки, проходит подготовительный период овладения речью, возникают первые чувства привязанности и многое другое. На втором году жизни малыш овладевает ходьбой, речью, усложняются все виды его деятельности (общение, предметная, бытовая и другая деятельность), возрастает интерес к окружающему. (См. характеристику возраста в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду».)

    Успешное осуществление задач воспитания в значительной мере зависит от того, насколько эффективно воспитатель учитывает особенности возраста и изменяет педагогические методы и приемы по мере овладения детьми теми или иными навыками, умениями, способами действий, знаниями, постепенно усложняя их деятельное освоение.

    Педагогическая работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.

    Организм маленького ребенка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи - это охрана здоровья ребенка, укрепление его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика, двигательная активность - важнейшие условия физического развития и здоровья ребенка.

    Большую роль в развитии детей игра ет рациональная организация их самостоятельной деятельности. Воспитатель должен обратить внимание на правильный подбор игрушек, чередование спокойных и подвижных игр, обеспечение разумной занятости детей, создание у них положительной эмоциональной настроенности.

    Достижением советской педагогики является разработка форм содержания и методов обучения детей раннего возраста. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемый в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой обучения являются занятия. Система занятий направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности и т. д.

    Содержание и методы обучающего воздействия взрослого на детей на занятиях на протяжении раннего детства меняются. В доречевом периоде главное значение приобретает организация ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка. С развитием речи в этом процессе существенную роль начинает играть регуляция его поведения словом. Язык становится одновременно и объектом, которым овладевает под руководством взрослых ребенок, и средством передачи ему опыта.

    Психолого-педагогическая наука не только доказала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на принципах программности, планомерности, постепенности усложнения дидактических задач.

    Дети этого возраста способны воспринимать поставленную в доступной форме задачу. Значение занятий в том, что в ходе овладения способами действий ребенок успешно развивается, учится достигать результата, действовать целенаправленно, сосредоточенно. На занятиях он приобретает первые навыки коллективного поведения. Всестороннее развитие детей раннего возраста реализуется в процессе комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание с первых дней жизни.

    Елена СМИРНОВА,

    доктор психологических наук,

    профессор, научный руководитель Ресурсного центра «Все лучшее - детям»

    Однако далеко не всегда взрослые понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. Во многих семьях внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша и ограничено гигиеническим уходом. В других взрослые, напротив, переоценивают возможности 2-летнего малыша: его начинают учить и воспитывать так же, как ребенка 5-7 лет (учат читать и писать, пользоваться компьютером). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Это выдвигает задачу поиска адекватных педагогических воздействий для детей раннего возраста.

    Однако эти воздействия имеют серьезную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста. Особенности раннего детства предъявляют особые требования к педагогу и создают определенные трудности в его работе. Первая трудность - это повышенная привязанность ребенка к маме и проблема адаптации к новым условиям и детскому учреждению. Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Здесь требуются терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка.

    Малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. От педагога здесь требуются гибкость, фантазия и владение адекватными педагогическими техниками (игры, потешки, сюрпризы). Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку очевидна для всех возрастов, однако в раннем возрасте он имеет решающее значение. Маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращенные целой группе. Вербальные методы воспитания (инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию) оказываются бесполезными. Малыши до 3-4 лет не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и окружающие предметы, движения, звуки для них гораздо более сильные побудители, чем значение слов взрослого.

    Эти особенности маленьких детей предъявляют высокие требования к действиям взрослого. Они должны быть предельно выразительными, эмоциональными и заразительными. Только собственной увлеченностью можно передать маленькому ребенку интерес к какой-либо деятельности. Здесь требуются повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова обязательно должны быть включены в реальные действия, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Необходима эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею, и таким образом вызвать его собственное желание.

    В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. В детских садах Москвы уже достаточно много детей не старше года. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими детьми, в методическом и психолого-педагогическом обеспечении.

    Работа Ресурсного центра «Все лучшее - детям» направлена на решение этой важнейшей задачи.

    Общая цель работы центра заключается в создании условий для полноценного проживания раннего детства. Такое полноценное проживание предполагает, с одной стороны, разностороннее развитие ребенка, а с другой - его эмоциональное благополучие в детском учреждении.

    Цели создания Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – Развитие детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет) на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

    Задачи :

    • оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи детям;
    • создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
    • создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
    • содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
    • активизация творческого потенциала личности ребенка;
    • гармонизация детско-родительских отношений;
    • формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
    • взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям;
    • разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
    • консультирование в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

    Организация деятельности.

    Создается при наличии не менее 24 воспитанников.

    Дети принимаются в ЦИПР по заявлению родителей (законных представителей) и на основании договора, заключенного между ними и администрацией ГБОУ, при условии предоставления медкарты из детской поликлиники о состоянии здоровья ребенка и родителя (законного представителя).

    Основными формами работы с ребенком и семьей служат индивидуальный и групповой игровые сеансы, консультация, тренинг.

    Наполняемость групп при организации работы с детьми - не более 8 чел. В работе групп могут принимать участие родители (законные представители). Продолжительность групповых занятий составляет не более 1 ч, в зависимости от возраста детей. Групповая работа может быть организована несколькими специалистами одновременно.

    Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей).

    Для организации деятельности ЦИПР в штатное расписание ГБОУ введены дополнительные штатные единицы: старшего воспитателя, педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, помощника воспитателя.

    В ЦИПР организуются лектории, теоретические и практические семинары для родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений по вопросам, связанным с использованием и применением игровых средств обучения для детей дошкольного возраста.

    Основные направления работы:

    Развитие познавательных способностей;

    Развитие эмоционально-личностной, социальной сферы;

    Развитие представлений об окружающем мире;

    Развитие речи;

    Развитие мелкой моторики;

    Развитие творческих способностей;

    Развитие сенсорных ощущений;

    Развитие двигательной активности;

    Развитие музыкального слуха и ритма.

    В нашем центре Вам предложат квалифицированные консультации педагога-психолога, старшего воспитателя, воспитателя, музыкального работника по проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.

    Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом.

    Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.

    На групповых занятиях совместно с мамой мы приобщаем малыша к различным видам продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация), двигательной деятельности (подвижным играм, упражнениям, играм на руках и коленях, игровому массажу, пальчиковой гимнастике).

    Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.


    Консультация для воспитателей

    Методические рекомендации по организации
    работы с детьми раннего возраста

    Н. Н. Долгова, Н. В. Егорчева
    МДОУ ЦРР – ДС № 53
    «Ёлочка» г.Тамбов

    Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

    1. Особенности развития детей раннего возраста:

    Раздел работы

    Возраст ребенка

    Основные показатели развития

    Развитие речи

    1 год 6 месяцев

    Является инициатором в общении: знает свое имя, некоторые части тела, общается со взрослыми не только с помощью жестов и мимики, но и с помощью речи.

    Расширять запас понимаемых слов за счет существительных, обозначающих части тела человека и животных, предметы и игрушки, близких людей.

    Развивать активную речь.

    1 год 6 месяцев – 2 года

    Понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия и их признаки;

    В речи проявляются короткие фразы, простые предложения, звукоподражающие и неполные слова заменяет общеупотребительными.

    Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих предметы окружающего мира, глаголов, обозначающих действия, состояния и признаки предметов, прилагательных, наречий;

    Развивать диалогическую речь.

    2 – 3 года

    Умеет говорить внятно

    В речи появляются глаголы, наречия, прилагательные

    Пользуется речью как средством общения

    Развивать активную речь, обогащая ее прилагательными, глаголами, наречиями, обозначающими цвет, величину, форму, качество, действия и т. п.

    Развивать звуковую сторону речи

    Совершенствовать грамматический строй речи.

    Действия с предметами

    1 год 6 месяцев

    Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата

    Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого

    Формировать умение различать предметы по величине, цвету, форме

    Развивать умение использовать вспомогательные средства для действия с предметами (подтягивать, прокатывать, двигать, дергать и т. д.)

    Знакомить детей с формой и величиной предметов

    1 год 6 месяцев – 2 года

    В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д.

    1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных

    2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине

    3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец) , делать простейшие постройки.

    Формировать обобщенное представление о предметах: создавать условия для познания предметов, группировать, соотносить по цвету, форме, величине и т. д.

    Развивать умение различать четыре основных цвета: красный, желтый, зеленый, синий

    Упражнять в овладении простейшими предметами, использовать их по назначению в повседневной жизни

    2 – 3 года

    Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению

    Выделять признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза

    Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета

    Продолжать обогащать ребенка яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром предметов

    Создавать условия для развития разнообразных действий с предметами в деятельности

    Расширять представления о цвете (оранжевый, синий, черный, белый)

    2. Развитие познавательной сферы ребенка раннего возраста.

    Познание окружающего мира ребенком начинается через ощущения, которые формируют начальные ощутимые представления о предметном мире. Поэтому важным процессом в развитии познавательной сферы ребенка с 1 года до 3 лет остается развитие процесса восприятия.

    К концу 3 года жизни ребенок:

    Различает по образцу геометрические формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу, сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга;

    Различает основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; узнает знакомые предметы по цвету, группирует их, сравнивает прикладыванием рядом;

    Различает большие и маленькие предметы; группирует по образцу; сравнивает прикладыванием и наложением;

    Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действиях; различает далекие и близкие расстояния; различает направления: вверху, внизу, спереди, сзади;

    Различает время суток (день, ночь) ; различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать ими, присесть, наклонить голову;

    Различает температуру (горячо, холодно) ; поверхность (колючий, пушистый) ; плотность (твердый, мягкий) ; вкус (кислый, сладкий) ; запах (приятный, неприятный) ; звуки (знакомых предметов и голоса животных) ;

    Узнает знакомые предметы по одному свойству или части, различает изображения отдельных предметов, образы героев и их действия и настроение в коротких стихах и рассказах, различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях, различает движения, подражания, звуки.

    Не мало важен и процесс развития детской самостоятельности, нормативные показатели становления которой в период с 1 года до 3 лет следующие:

    В 1 – 1, 5 года – пьет из чашки, ест ложкой, начинает ходить, самостоятельно берет нужные игрушки, играет пирамидками, самостоятельно берет интересующие предметы.

    В 1, 5 – 2 года – умеет снимать с себя одежду, просится на горшок, переворачивает страницы (по 2-3 сразу) , бросает мяч держит ложку уверено.

    В 2 – 2, 5 года – повторяет бытовые действия (подметание, открывание двери ключом, складывает игрушки в коробку, «звонит» по телефону) , самостоятельно ест, может ездить на трехколесном велосипеде.

    В 2, 5 – 3 года – одевается и обувается самостоятельно, но без пуговиц и шнурков, держит в руках карандаш, черкает им, знает несколько стихов и песенок, играет с родителями «в больницу», «магазин», «троллейбус».

    3. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста.

    1). Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста. Разработана авторским коллективом: Т. И. Алиевой, Т. В. Антоновой, А. Г. Арушановой и др. , под редакцией Л. А. Парамоновой. Цель программы: определить базисное содержание образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, сбалансированность всех его компонентов. Авторы отмечают, что данная программа является базисной и направлена на разностороннее и полноценное развитие детей от рождения до 7 лет, сохранение их психического и физического здоровья. Программа состоит из взаимосвязанных блоков: в первом содержатся характеристики психологических возрастов детей: младенчества, раннего возраста; второй блок посвящен содержанию обучения, воспитания и развития детей первой группы раннего возраста (первый год жизни) , второй группы раннего возраста (второй год жизни) и первой группы младшего дошкольного возраста (третий год жизни) , структурирован по четырем основным направлениям: здоровье и физическое развитие, социальное, познавательное, эстетическое; третий блок программы составляют интегральные показатели развития, отражающие основные достижения детей каждого психологического возраста.

    2). Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Цель программы: всесторонне развивать психические и физические качества детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. Ведущие цели программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Задачи программы предусматривают своевременную помощь каждому ребенку в формировании ведущих умений, характерных для конкретного возрастного периода жизни малыша и зоны его ближайшего развития. Решение обозначенных в программе целей и задач возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении.

    3). Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Авторский коллектив: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. Научные редакторы: Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, Л. М. Гурович. Цель программы: обеспечить целостное развитие личности ребенка в период дошкольного детства (интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное) . Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Программа состоит из трех частей, ориентированных на развитие детей с 2 до 7 лет: младший возраст (третий и четвертый годы жизни) , средний (пятый год жизни) , старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни) . Содержание программы разделено по четырем блокам: «Здоровый образ жизни», «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание».

    4). Программа «Кроха» (воспитание, обучение и развитие детей до 3 лет) . Авторский коллектив: сотрудника факультета дошкольного образования Нижегородского института развития образования под руководством Г. Г. Григорьевой. Научный редактор Г. Г. Григорьева. «Кроха» представляет собой целостную научно обоснованную программу и методику последовательного воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3 лет. Это первое в России учебно-методическое пособие для родителей и педагогов ДОУ, опубликованное в 1996 г. Цели программы: помочь родителям осознать самоценность и особое значение раннего периода в жизни человека, убедить их в необходимости воспитывать ребенка с учетом знания общих закономерностей его развития и природной индивидуальности, оказывать помощь в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания. Авторы отмечают ориентировочный характер программы, необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребенка.

    Подводя итог всему вышесказанному, важно помнить, что полноценное, разностороннее развитие ребенка данного возрастного периода зависит от успешного решения субъектами воспитания следующих задач:

    1. Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы.
    2. Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки) .
    3. Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность.
    4. Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря.
    5. Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек) . Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно.
    6. Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении.
    7. Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты.
    8. Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками.
    9. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей.
    1. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
    2. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
    3. Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
    4. Павлова Л. Н. , Волосова Е. Б, Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 152 с.
    5. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
    6. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. -метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

    Гуманитарная академия переподготовки работников социальной сферы (МИСАО)

    Программа профессиональной переподготовки

    Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей на ранних этапах онтогенеза (288)

    Дисциплина: Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО

    Практическое задание 3, Модуль 2. Содержание и методы педагогической работы с детьми раннего возраста

    Выполнил:

    слушатель Семенова Елена Евгеньевна

    Преподаватель:

    Гершман Елена Дугласовна

    Москва – 2018

    Задание:
    Изучив методы педагогики раннего возраста, заполните таблицу. В нее необходимо внести все представленные в тексте лекций методы педагогической работы с детьми раннего возраста. Примеры использования метода подбираются самим слушателем (на основе личного опыта или описанных в литературе примеров). Именно соответствие примера выбранному методу и определяет глубину понимания студентом сути изученных методов педагогической работы с детьми раннего возраста. В конце таблицы в текстовом режиме на 1-2 абзаца необходимо сделать вывод, о наиболее эффективных методах работы педагога с детьми раннего возраста с точки зрения ФГОС ДО.

    Таблица:

    Воспитатель детского сада каждый вечер наблю­дает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму (или ба­бушку), пришедшую за ним, как он покидает группу детско­го сада.

    Воспитателю желательно обратить внимание на следующее:

    *на заключительный этап деятельности ребенка (бросил игрушки или убрал их; прекратил игру или доиграл);

    *на характер встречи с родителями (быстро или медлен­но подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет, встречает родных, рассказывает ли о проведенном дне, выражает ли недовольство и как);

    *на характер прощания с детьми и воспитателем - как прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча.

    Информация, полученная с помощью метода наблюде­ния за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отно­шении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе меж­личностных отношений. Наблюдения помогут воспитателю организовать работу, как со всей группой, так и с отдельны­ми детьми.

    Педагогический эксперимент

    Дидактический эксперимент

    Направлен на изучение особенностей сен­сорного воспитания, изобразительной, игровой, учебной дея­тельности; индивидуальных различий детей определенного возраста по определенному психическому проявлению. Практическая цель - накопление данных о ребенке, вос­питателе и группе детей в целом. Проводится в специально созданных условиях, но привычных для ребенка условиях.

    Ставится с целью доказательства преимущественно одной программы или метода обучения перед другими; основное значение при этом имеет объективная оценка его результатов.

    Тема: «Песок»

    На занятии по ознакомлению с окружающим «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

    С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

    А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться. Помимо этого с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок

    Беседа

    Метод устного опроса по заранее намеченному плану.

    «Беседа о зимующих птицах»

    Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субъективный опыт детей и ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал у ребенка целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.

    Анкетирование

    Метод массового письменного сбора материала с помощью анкеты. С помощью анкетирования:

    *у родителей - получить сведения о ребёнка и его семье, узнать о его особенностях, привычках, предпочтениях, взаимоотношениях с близкими, выявить родительские запросы к детскому учреждению, их возможности в помощи педагогам

    * у воспитателей – выявить их отношение к собственной деятельности, запросы к руководству учреждения, особенности психологического климата в группе

    Интервью

    Разновидность беседы по заранее намеченному плану. Полученные ответы фиксируются и обрабатываются. Может проводится через определенное количество времени с целью проверки достоверности полученных данных и выявления изменений в исследуемой сфере

    3-хлетнему ребёнку могут задаваться следующие вопросы:

    1. Как тебя зовут?

    2. Сколько тебе лет?

    3. Как зовут маму? Папу?

    4. Кто летает? Ч то растёт? Что греет?

    5. Чего на картинке много? Мало?

    6. Нарисуй круглый мяч

    7.. «Собери мисочки».

    Взрослый перед ребенком раскладывает формочки от пирамидки, говорит: «Мишка поел, а посуду не сложил. Давай поможем сложить ему мисочки. Я покажу, как это надо сделать. Сначала надо выбрать самую большую мисочку, затем в нее положить поменьше…». Показав образец выполнения задания, предлагает дальше действовать самостоятельно.

    Изучение документации

    Изучение планов, отчётов, методических разработок детских учреждений и отдельных воспитателей, которое дает материал для характеристики организационной работы, некоторых приемов воспитания

    Ребенок с девиантным поведением. Психологу необходимо изучить личное дело и характеристику ребенка, особенности воспитания. Эти данные будут полезными при исследовании обучаемости ребенка и прогнозировании темпов его развития.

    Анализ процесса и результатов детской деятельности

    Дает возможность судить об индивидуальных особенностях ребенка, его интересах, предпочтениях, эмоциональном состоянии, умениях.

    Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию индивидуальности ребенка, эмоции получаемые ребенком при работе с различным материалом являются движущей силой, которая лечит детскую психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными жизненными обстоятельствами.

    Видеосъемка

    Дополняет методы наблюдения и изучение документации. Можно получить богатый материал о поведении детей в разных ситуациях в целях последующего анализа исследователями. Служит хорошим способом трансляции педагогического опыта воспитателям и родителям

    Открытый урок воспитателя или психолога. Видеоматериалы материалы способны достаточно наглядно и информативно охарактеризовать ситуацию.

    Методы обучения и воспитания

    Словесные методы

    Объяснения, указания, рассказы об окружающем

    *показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

    * просьба произнести, сказать слово (это платье).

    * объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

    *многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

    * договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").

    Наглядные методы

    Непосредственное ознакомление детей с окружающим природным и социальным миром и показ им реальных предметов, картинок, книг.

    *показ с называнием (это кролик).

    *пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

    * просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

    *многократное повторение слова.

    *активное действие детей.

    * задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

    * включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").

    Практические методы

    Необходимость практически действовать с предметами, обнаруживать их характерные свойства и особенности, выясняя связи и соотношения, преобразуя их.

    *Упражнения (оказание помощи).

    *Совместные действия воспитателя и ребенка.

    *Выполнение поручений.

    Методы прямого воздействия

    Постановка перед ребенком практической задачи, показ образца, способа действия, помощь взрослого в его выполнении Использование метода эффективно не только для овладения предметно-практической деятельности, но и в других сферах его развития - художественно-эстетической, речевой, физической, социально-личностной. Данный метод не должен подавлять собственную активность ребенка, инициативность и самостоятельность

    *построить из кубиков домик;

    *собрать и разобрать пирамидку

    Метод опосредованного (косвенного) педагогического воздействия

    При использовании данного метода воспитатель дает ребенку советы, поощряет его действия, предлагает на выбор их варианты, создает условия для самообучения, организуя предметно-материальную среду, стимулирующую разные виды детской активности.

    На занятиях лепки и рисования

    Метод проблемного воспитания и обучения

    Направлен на стимулирование познавательной активности, мышления, самостоятельности ребенка. Он предоставляет детям возможность самим изыскивать средства для решения той или иной задачи.

    Создать проблемную ситуацию можно с помощью вопросов, загадок, задачек, демонстрации пока еще непонятных ребенку явлений.

    В соответствии с ФГОС ДО реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Рассматривая конкретное содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

    Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве.

    Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста и включать в себя как исследовательские методы, так и методы обучения и воспитания.

    Список литературы:

    1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

    2. Воспитание детей раннего возраста. Москва, «Просвещение», 1996

    3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.

    4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.

    5. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение, 2006.