Войти
Женский портал - SelfShop
  • Скульптура жирафа из папье-маше Дачные фигурки из папье маше
  • Уход за волосами девочек Продукты, способствующие укреплению волос
  • Спа-пати: удовольствие для души и тела
  • Как убрать морщины на лице Как удалить морщины
  • Как убирают морщины под глазами: все современные способы Устранить морщины на лице в домашних условиях
  • Как выбрать цвет волос правильно
  • Математическая пальчиковая гимнастика для дошкольников. Образовательный портал

    Математическая пальчиковая гимнастика для дошкольников. Образовательный портал

    Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой.

    Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
    Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач.

    Пальчиковые игры, направленные на ориентировку в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа". Серенький козел.
    Как то серенький козел в огород поесть зашел. (Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.) Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там. (Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.) Под копытами – трава, (Опускаем подбородок)
    А над головой – листва. (Поднимаем подбородок вверх.) Наклонись – капусту кушай, (Наклоняемся вниз.)
    А вверху - большие груши (Встаем на носочки, тянемся вверх.) Сзади огурцы растут , (Поворачиваемся назад.) Впереди кусты растут. (Поворачиваемся назад)
    Слева- молодой лучок, справа –молодой кабачок (Полуобороты влево, вправо)
    Здесь- сто ягодок, там- двести (Наклоны вправо, влево.)
    Козлик крутится на месте. (Крутимся)
    И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. (Наклонив голову, убегаем от пса.) Пальчиковые игры, направленные на изучение счета. Апельсин
    Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
    Много нас – а он – один Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
    Эта долька – для чижа Эта долька – для котят Эта долька - для утят Эта долька - для бобра А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти)
    Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака «Покупал баран баранки» . На базаре (выставляют кулак)
    Спозаранок (ставят ладонь на ребро)
    Накупил (показывают ладонь)
    Баран (кулак)
    Баранок (ребро)
    Для барашков (пальцы левой руки «играют»)
    Для овечек (пальцы правой руки «играют»)
    Десять маковых колечек
    (показывают 10 пальцев)
    Девять сушек,
    Восемь плюшек,
    Семь лепешек,
    Шесть ватрушек,

    Пять коржей,
    Четыре пышки,
    Три пирожных,
    Две коврижки
    И один калач купил

    (показывают соответствующее количество пальцев).
    Про себя не позабыл (отрицательное движение головой),
    А для женушки – подсолнушки
    (пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

    Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.

    Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

    -- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

    -- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

    -- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

    -- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

    -- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

    -- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

    -- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

    -- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

    -- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

    Игра "Часы "
    (Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки).
    Мышь полезла в первый раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом!",

    (Один хлопок над головой).
    Мышь скатилась кувырком.
    (Руки "скатываются" на пол).
    Мышь полезла второй раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

    (Два хлопка).
    Мышь скатилась кувырком.
    Мышь полезла в третий раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
    (Три хлопка).
    Мышь скатилась кувырком.
    Игра "Червячки "
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.
    (Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Червячки пошли гулять.
    Вдруг ворона подбегает,
    Головой она кивает,
    (Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
    Каркает: "Вот и обед!"
    (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
    Глядь - а червячков уж нет!
    (Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
    Игра "Котята"
    (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
    У кошечки нашей есть десять котят,
    (Покачиваем руками, не разъединяя их).
    Сейчас все котята по парам стоят:
    Два толстых, два ловких,
    Два длинных, два хитрых,

    Два маленьких самых
    И самых красивых.

    (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу). Игра"Пальчики" Пальчики уснули, В кулачок свернулись. Раз, два, три, четыре, пять – Захотели поиграть. Разбудили дом соседей, Там проснулись шесть и семь, Восемь, девять, десять – Веселятся все. Но пора обратно всем: Десять, девять, восемь, семь. Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один – Снова в домике мы спим.

    (На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

    Таким образом, можно сделать вывод, что игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей у математике. Пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Ольга Мозгарева
    Пальчиковая гимнастика для дошкольников

    Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

    Мозгарева О. А., воспитатель

    МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе

    ЦЕЛЬ:

    Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

    ЗАДАЧИ:

    Повысить речевую активность;

    Учить слушать и понимать речь взрослого;

    Создать благоприятный эмоциональный фон;

    Развивать умение подражать взрослому;

    Развивать воображение и память;

    Тренировать память ребенка.

    Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

    Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

    Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

    Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

    Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

    Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

    1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

    2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

    3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

    Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

    значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

    Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

    Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

    Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

    Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

    Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

    Я хочу построить дом,

    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

    Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

    И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

    Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

    В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

    Друзья - садоводы

    Палец толстый и большой

    В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

    Средний палец самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

    Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

    А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

    Лодочка

    Две ладошки прижму,

    И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

    Две ладошки, друзья,

    Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

    Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

    Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

    После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

    Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

    Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

    Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

    Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

    Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

    Зайчик в норке . Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

    Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

    Кораблик

    По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

    Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

    На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

    У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

    У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

    И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

    Мышка.

    Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

    В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

    На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

    Пальчиковые игры.
    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
    В. Сухомлинский
    Зачем нужны пальчиковые игры
    Пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего–либо, найти контакт с любым малышом, но это не главное их достоинство.
    Развитие речи
    Речевые рецепторы головного мозга интенсивно стимулируется двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижным образом, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогать детям координировать речь и движение. Первое время малыш только повторяет движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. д. позже ребёнок будет стремиться самостоятельно озвучивать свои действия.

    Память
    Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения, играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения быстро запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический приём.

    Подготовка руки к письму
    Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребёнка не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

    Скачать полный конспект

    Внимание
    Важным способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию у всех одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

    Воображение
    Пальчики создают некие формы, благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки, носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
    Артистизм
    Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

    Первые математические представления
    Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта заканчивая такими категориями, как «вправо – влево», «выше – ниже», «дальше — ближе», «длиннее – короче», «больше — меньше» и т. д. эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
    Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
    Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда ваш ребенок с удовольствием будет выполнять ваши задания.
    «Встретились двое»
    действия с пальчиками
    Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» соединяем мизинцы обеих рук
    И двое щенят: «Гав-гав», соединяем безымянные пальцы обеих рук
    И две лошадки: «Бру-бру», соединяем средние пальцы обеих рук
    И две коровки: «Му-му», соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
    А рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы

    «Считалка для пальчиков» №1
    действия с пальчиками
    Давай-ка пальчики считать!
    Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на одной руке
    Один, два, три, четыре, пять — поочередно загибаем пальчики на другой руке
    Десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, «как фонарики»
    Все твои помощники! покрутить кистями рук, «как фонарики»

    «Считалка для пальчиков» №2
    действия с пальчиками
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вышли пальчики гулять!
    Этот пальчик — гриб нашел, загибаем мизинец
    Этот пальчик — чистит стол, загибаем безымянный палец
    Этот резал, загибаем средний палец
    Этот ел, загибаем указательный палец
    Ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец

    «Считалка для пальчиков» №3
    действия с пальчиками
    Этот пальчик маленький, загибаем мизинец
    Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец
    Этот пальчик длинный, загибаем средний палец
    Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец
    Ну а это толстячок, загибаем большой палец
    А все вместе — кулачок! покрутите кулачком

    «Сорока-белобока»
    действия с пальчиками
    Сорока-сорока
    Кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком
    Деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком
    Этому дала, загибаем мизинец
    Этому дала, загибаем безымянный палец
    Этому дала, загибаем средний палец
    Этому дала, загибаем указательный палец
    А этому не дала! потрясите большой пальчик
    Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик
    Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик
    Здесь водичка — холодненькая, гладим малыша по запястью
    Здесь водичка — тепленькая, гладим малыша по плечу
    А здесь — кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся!

    «Зайчики-пальчики»
    действия с пальчиками
    Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

    Вышли зайчики гулять
    Раз, два, три, четыре, пять,
    В домик спрятались опять.

    «Сорока-белобока»
    действия с пальчиками
    Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики
    Этот пальчик – прыг в кровать,
    Этот пальчик прикорнул,
    Этот пальчик уж заснул.
    Встали пальчики. Ура! раскрываем кулачок
    В детский сад идти пора!

    «Цыпленок»
    действия с пальчиками
    Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг к другу
    Кушать захотел спросонок,
    Пальчиком, как клювом бьёт, постучать указательными пальчиками по столу
    Буд-то бы зерно клюёт.

    «Замок»
    действия с пальчиками
    На двери висит замок, Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
    Кто его открыть бы мог?
    Постучали, постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
    Покрутили, не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
    Потянули не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
    И открыли! резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.

    «Рыбки»
    действия с пальчиками
    Рыбки плавали, ныряли имитировать пальчиками плаванье рыбок
    В чистой тепленькой воде,
    То сожмутся, сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
    Разожмутся, растопырить пальчики
    То зароются в песке. снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой

    Зоя Несвитайло

    Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

    Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

    Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

    Программное содержание :

    Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

    Задачи :

    1. Обучающие :

    Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

    Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

    Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

    Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

    Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

    Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

    2. Развивающие :

    Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

    Развивать связную речь;

    Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

    Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

    3. Воспитательные :

    Воспитывать познавательный интерес ;

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

    Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

    Методы :

    1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

    2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

    3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

    4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

    Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

    Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

    Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

    Аппаратное обеспечение : магнитофон.

    Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

    Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

    Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

    Ход НОД

    I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

    В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

    Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

    Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

    Кем в этой семье является царь? (царица) .

    Кем им приходится царевич и царевна?

    Кто между собой царевич и царевна?

    А у вас есть братья и сестры?

    А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

    А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

    А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

    Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

    А как называется сейчас человек, который лечит людей?

    (доктор, врач)

    Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

    Лекарем был маленький синий треугольник.

    Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

    Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

    Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

    II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

    Физкультминутка

    Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

    1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

    Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

    2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

    III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

    следует выполнить одно задание.

    Дид/игра «Найди пару»

    Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

    IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

    Гимнастика для глаз «Совушка»

    Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

    Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

    Дид/игра «Найди на ощупь»

    «Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

    Пальчиковая гимнастика

    И фигуры называть

    Вот квадрат, а вот кружок

    Треугольничек и ромб,

    А еще прямоугольник

    Их по счету ровно пять.

    Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

    v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

    Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

    Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

    Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

    Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

    Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

    Заключительная часть.

    Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

    Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

    Какое задание было самое интересное?

    Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

    Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

    Приложение :



    Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

    Суть и формы

    Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.

    О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

    • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
    • со всеми видами внимания;
    • восприятием оптико-пространственного характера;
    • детским воображением;
    • наблюдательностью;
    • двигательной, а также зрительной памятью;
    • речью.

    С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

    Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:

    • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
    • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
    • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

    Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.

    Формы пальчиковых игр

    Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

    • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
    • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
    • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

    Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

    Цели и задачи

    Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

    • речевое развитие;
    • формирование правильного произношения звуков;
    • тренировка умения чётко и быстро говорить;
    • работа над совершенствованием координации движений;
    • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
    • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

    Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

    • развитие речи;
    • отработка математических навыков;
    • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
    • заучивание рифмовок;
    • гимнастика с окружающими предметами.

    Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

    В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

    • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
    • движения пальцев по телу или по столу;
    • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

    Отдельно можно выделить:

    • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
    • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
    • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

    Как работать с упражнением-игрой?

    Порядок работы над любой игрой одинаков:

    1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
    2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
    3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
    4. К движениям добавляются слова.

    Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

    Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям

    Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

    Классические примеры пальчиковых упражнений

    Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

    Игры на развитие мышечного скелета рук

    Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

    Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

    Апельсин

    Мы делили апельсин

    (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
    Много нас, а он - один,
    Эта долька - для ежа

    (на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
    Эта долька - для чижа,
    Эта долька - для котят,
    Эта долька - для утят,
    Эта долька - для бобра,
    А для волка - кожура!

    (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)

    Это упражнение можно выполнять с мячиком.

    Мы купили в магазине

    (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

    Груши, персики и сливы

    (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

    И бананы, и хурмы

    И домой всё отнесли.

    (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

    Стих про дом

    Я хочу построить дом,

    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём,

    (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

    Чтоб у дома дверь была,

    (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

    Рядом чтоб сосна росла.

    (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял,

    (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл,

    (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

    И тюльпан в саду расцвёл!

    (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

    Пальчиковая семья

    Этот пальчик большой –

    Это папа дорогой.

    Рядом с папой - наша мама.

    Рядом с мамой - брат старшой.

    Вслед за ним сестрёнка –

    Милая девчонка.

    И самый маленький крепыш –

    Это славный наш малыш.

    (поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)

    Друзья - садоводы

    Палец толстый и большой

    В сад за сливами пошёл.

    (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу.

    Средний палец самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки.

    (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

    Безымянный подбирает,

    (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

    А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

    (Отгибаем мизинчик)

    Мы капусту рубим

    Мы капусту рубим, рубим,

    (машем руками, будто ножом)

    Мы капусту жмём, жмём,

    (кулачки сжимаем-разжимаем)
    Мы капусту солим, солим,

    (пальчики потираем друг о дружку – «солим»)

    Мы морковку трём, трём.

    (кулачком одной руки трём по ладони другой руки)

    Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).

    Точим нож!

    Точим, точим,

    Точим нож!

    Будет очень он хорош.

    (ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)

    Будет резать он припасы:

    («режем» каждым пальчиком руки)

    Помидоры, огурцы…

    Угощайтесь, молодцы!

    Приготовили обед

    Сели как-то мы обедать

    И позвали в дом соседей.

    (руками зазываем гостей)

    Скатерть белую накрыли,

    (руки перед собой, развести их в стороны)

    Вилки ложки разложили,

    Хлеб нарезали и сыр,

    Приготовили гарнир.

    (резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

    (вращательные движения кистями рук)

    А из фарша всем котлеты

    Жарили мы без диеты.

    (лепка котлет)

    Посолили, поперчили,

    Замесили (имитация движений)

    Не забыли лук сердитый положить

    И скорее все закрыть.

    Наготовились, устали,

    Печь пирожное не стали.

    (вытереть лоб рукой)

    Цветок

    Вырос высокий цветок на поляне,

    (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    (развести пальцы рук)

    Всем лепесткам красоту и питанье

    (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

    Дружно дают под землёй корешки.

    (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

    Посуда

    Раз, два, три, четыре,

    (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

    Мы посуду перемыли:

    (одна ладонь скользит по другой по кругу)

    Чайник, чашку, ковшик, ложку

    И большую поварёшку.

    (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

    Только чашку мы разбили,

    Ковшик тоже развалился,

    Нос у чайника отбился.

    Ложку мы чуть-чуть сломали.

    (разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

    Так мы маме помогали!

    (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

    Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.

    Кошка и котята

    У кошечки нашей есть 10 котят

    Сейчас все котята по парам стоят:

    (ладошки смотрят друг на друга)

    Два толстых,

    (соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

    Два ловких,

    (соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

    Два длинных,

    (соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

    Два хитрых,

    (соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

    (соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

    Осенние листья

    Будем листья собирать.

    (загибаем поочерёдно пальчики)

    Листья берёзы,

    Листья рябины,

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём.

    («шагаем» пальчиками по коленям)

    Осенний букет

    Пошли пальчики гулять,

    (пробежать пальчиками по коленкам)

    Стали листья собирать:

    Красный листик, жёлтый листик,

    (поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)

    Один, два, три, четыре, пять!

    (поочерёдно загибаем пальчики на руке)

    Сколько листиков собрали?

    (поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

    С листьями осенними будем мы играть,

    С листьями осенними будем танцевать.

    Планеты

    (считаем и загибаем пальчики)

    На луне жил звездочёт –

    Он планетам вёл учёт:

    Меркурий - раз,

    Венера - два,

    Три - Земля,

    четыре - Марс,

    Пять Юпитер,

    шесть - Сатурн,

    Семь - Уран,

    Кто не видит - выйди вон!

    Грибы

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы идём грибы искать!
    Этот пальчик в лес пошёл,
    Этот пальчик гриб нашёл.
    Этот пальчик чистить стал.
    Этот пальчик жарить стал,
    Этот пальчик всё съел,
    Оттого и потолстел.
    (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

    Одежда

    Раз, два, три, четыре, пять –

    (Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).

    Будем вещи мы стирать:

    Платье, брюки и носочки,

    Юбку, кофточку, платочки.

    Шарф и шапку не забудем –

    Их стирать мы тоже будем.

    (Кулачки имитируют стирку).

    Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

    Игры на движение пальцев по столу

    Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

    Новые кроссовки

    (загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)

    Как у нашей кошки

    На ногах сапожки,

    Как у нашей свинки

    На ногах ботинки.

    А у пса на лапках

    Голубые тапки.

    А козлёнок маленький

    Обувает валенки.

    А сыночек Вовка -

    Новые кроссовки.

    («Шагают» по столу указательным и средним пальцами).

    Новые кроссовки.

    Пирог

    Падал снег на порог.

    (Дети два раза медленно опускают ладони на стол).

    Кот слепил себе пирог.

    (Показывают, как лепят пирог.)

    А пока лепил и пек,

    Ручейком пирог утёк.

    («Бегут» пальчиками обеих рук по столу).

    Пирожки себе пеки

    (Опять показывают, как пекут пирог.)

    Не из снега - из муки.

    На ёлке

    Мы на ёлке веселились,

    (Ритмичные хлопки в ладоши).

    И плясали, и резвились,

    (Ритмичные удары кулачками).

    После добрый Дед Мороз

    (Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.

    Нам подарки преподнёс

    Дал большущие пакеты,

    («Рисуют» руками большой круг).

    В них же - вкусные предметы:

    (Делают ритмичные хлопки).

    Конфеты в бумажках синих,

    (Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

    Орешки рядом с ними,

    Яблоко, один

    Золотистый мандарин.

    Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

    Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

    Деревья

    Всем в лесу на удивленье

    (трут ладони друг о друга)

    Разные растут деревья:

    (открывают ладони и растопыривают пальцы)

    Вот упёрлась в небеса

    Вся смолистая сосна.

    (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

    Распустила ветви-косы

    Белоствольная берёза.

    («фонарики» с движением сверху вниз)

    Как во полюшке былинка,

    Тонкая растёт осинка.

    (показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)

    Дуб раскинул свои ветви,

    И не страшен ему ветер.

    (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

    Липа цветом зацвела,

    (собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

    Пчёлок в гости позвала.

    (делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)

    Ель иголки распушила

    (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

    И грибочки все закрыла.

    (показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

    Шелестят листвой деревья,

    (трут ладони друг о друга – «шуршат»)

    Словно разговор ведут,

    (стряхивают ладони)

    Руки-ветви распустили,

    Птичек в гости к себе ждут.

    (сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).

    Птенчики в гнезде

    Улетела птица-мать

    Малышам жуков искать.

    (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

    Ждут малютки-птенцы

    Мамины гостинцы.

    Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».

    (Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

    Скворечник

    Скворец в скворечнике живёт

    (Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).

    И песню звонкую поёт.

    (Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).

    Видео: Пальчиковый цирк

    Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

    Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

    Упражнения с атрибутикой

    Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

    • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
    • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
    • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

    Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

    «Зарядка»

    Инструкция:

    1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
    2. Второй и пятый пальчики – «ручки».
    3. Большой палец прижимаем к ладошке.
    4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
    5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
    6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

    «Большая семья»

    Инструкция:

    1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
    2. Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
    3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

    Упражнения с предметами

    Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

    «Кружевница»

    Инструкция:

    1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
    2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
    3. Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.

    «Радужный коврик»

    Инструкция:

    1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
    2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
    • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
    • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
    • выполнение шнуровок и т.д.

    Fingerplays на английском языке

    Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

    (указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
    And there’s a ball

    (теперь делаем то же самое движение на другой руке)
    A great big ball I see

    (поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
    Now let’s count them -
    One, Two, Three

    (по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)

    Cat and Mice

    Инструкция:

    1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
    2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
    3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
    4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
    5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
    6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

    Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

    Hickory, dickory, dock

    Инструкция:

    1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
    2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

    Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

    Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.