Войти
Женский портал - SelfShop
  • Спа-пати: удовольствие для души и тела
  • Как убрать морщины на лице Как удалить морщины
  • Как убирают морщины под глазами: все современные способы Устранить морщины на лице в домашних условиях
  • Как выбрать цвет волос правильно
  • Цветные мужские носки: модный тренд сезона
  • Как сделать ракету из картона?
  • Хлеб да соль. Почему на руси принято встречать гостей хлебом и солью Почему молодых встречают хлебом солью

    Хлеб да соль. Почему на руси принято встречать гостей хлебом и солью Почему молодых встречают хлебом солью

    В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Считается, что он символ гостеприимства большой семьи, которая принимает в дом нового члена (невестку). Это красивый ритуал славянской свадьбы, который практически в оригинальном виде дошел до наших дней. В нем все участники играют определенную роль, говорят важные слова, выполняют определенные действия, согласно давним поверьям и традициям. Давайте рассмотрим подробно, что это за действия, и каков сценарий данного обычая.

    Сценарий встречи жениха и невесты с караваем

    Согласно современным устоям, пока новобрачные добираются от ЗАГСа к месту свадебного банкета (как правило, это время посвящено свадебной фотосессии), родители с гостями отправляются к ресторану. Они должны выполнить важные приготовления для встречи молодых с караваем. Все участники свадебного торжества (новобрачные, их родители, гости) принимают участие в проведении ритуала с хлебом-солью:

    • Гости торжественно под музыку должны встретить молодых, щедро усыпая их дорогу от автомобиля к ресторану монетами и лепестками роз.
    • Мамы и папы свято благословляют у порога своих детей на долгую, счастливую семейную жизнь.
    • После произнесения родителями определенных слов молодожены должны оторвать по куску каравая (во время этого они солят их или обмакивают в соль, которая насыпана по центру хлеба), чтобы накормить друг друга.
    • Новобрачным важно соблюсти момент отламывания от каравая по куску. Это святой предмет, кусать который будет грубым кощунством и грехом.
    • В конце обряда новобрачные выпивают по глотку шампанского, а затем выливают за спину остатки, чтобы завершить данный ритуал.

    Считается, что тот из молодых, кто отломит больший кусок от хлеба-соли, будет главой семейства. Данный, казалось бы, простой старинный ритуал требует тщательных предварительных приготовлений в короткий промежуток времени, пока виновники торжества добираются до места свадебного банкета. Чтобы не упасть лицом в грязь, важно узнать заранее, что необходимо делать каждому герою сценария, какие слова произнести. Более подробно это рассмотрим далее.

    Подготовка гостей к встрече молодоженов

    Добравшись до ресторана, все собираются на пороге в ожидании главных виновников торжества. Предварительно гостей необходимо подготовить, вручив им в руки предметы для осыпания молодоженов: различные монеты, конфеты, рис или пшеницу, лепестки роз. Далее всех приглашенных организованно выстраивают по обе стороны у входа в заведение (живой коридор) для торжественной встречи жениха с невестой.

    Важно, чтобы ритуал осыпания молодых проходил не слишком интенсивно, чтобы не травмировать только что родившуюся супружескую пару монетами, не испортить их внешний вид. Необходимо объяснить гостям, что они должны посыпать молодоженов в ноги, как бы устилая молодым жизненный путь богатством, благополучием, счастьем. Все организационные моменты данной традиции должен выполнять тамада.

    Кто и как держит каравай

    После того, как гости осыплют по живому коридору только что прибывших молодоженов, последние ступают на порог ресторана. Здесь уже их радушно встречают родные родители вместе с хлебом-солью. По сложившимся традициям, каравай держит мама жениха, но не голыми руками, а на красиво расшитом рушнике. Однако современное проведение свадьбы немного отступает от старых обычаев, и каравай может держать мама невесты.

    Это связано с тем, что сегодняшние новобрачные не идут жить к родителям жениха (как это было в старину), а начинают свою самостоятельную семейную жизнь в отдельном жилье. А раз так, значит, обе семьи (родители жениха и невесты) принимают новых членов в свой состав на равных условиях. Держать каравай могут обе мамы, олицетворяя воссоединение, единство двух семей.

    Роль отцов в ритуале встречи молодых

    Пока мамы держат главный атрибут торжественной встречи молодых (каравай), папы не стоят без дела. В руках у одного из них должен находиться поднос с питьем, которым новобрачные скрепляют свой союз, согласно обычаю, и закусывают напополам разрезанным яблоком. А другой папа держит икону, которой родители все вместе благословляют своих детей на долгую счастливую семейную жизнь.

    Ритуал угощения гостей свадебным караваем

    После окончания обряда встречи жениха и невесты с хлебом-солью, новобрачные вместе с гостями проходят в зал, танцуют свой первый танец. Затем происходит ритуал угощения приглашенных свадебным караваем. Данный атрибут ни в коем случае нельзя продавать, подобно свадебному торту. Испокон веков хлеб считался святым символом, кормить которым необходимо без корысти, с чистой душой и сердцем. Поэтому молодые обходят банкетный стол, угощая каждого приглашенного гостя щедрым куском каравая.

    Во время угощения гости должны произнести благодарственную речь, искренне поздравить жениха и невесту с рождением их семьи. В современной версии свадебного торжества молодожены, как правило, остаются на своих местах, а тамада с подносом и сундуком обходит всех гостей. Поднос – для раздачи вкусного каравая, а сундук – для сбора даров, которые преподносят люди, собравшиеся по такому случаю.

    Речь родителей при встрече молодых на свадьбе

    Родители обязательно должны благословить своих детей на грядущую счастливую семейную жизнь, дать несколько наставлений перед тем, как они отведают хлеб-соль, предложенные родителями. Подготовиться к этому волнительному моменту лучше всего заранее, выучив несколько традиционных слов, которые обычно говорятся в таком случае. Для каждого родителя, согласно данной традиции, существует определенная благословительная речь, ознакомиться с которой вы сможете далее.

    Слова мамы жениха и мамы невесты

    Ваши слова могут быть сказаны произвольно, вовсе не обязательно выучивать определенные фразы, стихи. Это просто должна быть речь, которая служит напутствием на счастливую семейную жизнь. Пожелайте своим детям добрых и чистых отношений, светлого совместного жизненного пути. Одарите их своим теплом и благословением, пусть молодожены почувствуют вашу любовь, поддержку в такой важный для них момент. Пример смотрите на фото ниже.

    Если каравай держит свекровь, то слова произносит она. Речь может быть в произвольной форме, например: «Дорогие наши дети! Примите со всей душой каравай, который мы подготовили, как символ благословения на долгую и счастливую семейную жизнь. Пусть она будет крепка, наполнена любовью, нежностью, достатком и благополучием!». Когда слова произнесены, каравай отдают свидетельнице, чтобы та занесла его в зал, поставив среди остальных блюд на свадебный стол молодоженов.

    Слова папы жениха и папы невесты

    Жених с невестой отламывают и съедают по куску каравая с солью, а затем выпивают по бокалу с шампанским, которые стоят на подносе у одного из отцов. Тут же лежит яблоко, разрезанное напополам – им молодые должны закусить. Папы также не стоят, молча и, как главы своих семей, произносят определенную речь. Они аналогичным образом должны поддержать своих детей и благословить. Пример слов смотрите на фото ниже.

    Слова отцов необязательно должны быть в стихотворной форме, просто воспользуйтесь произвольной речью. Скажите свое твердое слово главы семьи о том, что жених, как муж должен оберегать свою возлюбленную и быть надежной опорой для нее. Дайте понять, что вы, как родители, всегда готовы прийти на помощь советом и делом в любую минуту их совместной жизни.

    Видео: встреча новобрачных с караваем в ресторане

    Невзирая на то, что данный ритуал проводился много веков назад, его традиции дошли и до наших дней. Без свадебного обычая с караваем не обходится ни одна современная свадьба. Это замечательный и красивый обряд, благодаря которому праздник приобретает особую значимость, торжественность, а молодожены отдают дань своим далеким предкам. Чтобы подробнее увидеть и изучить, как проходит старинный ритуал с хлебом-солью, посмотрите видео, в котором родители торжественно встречают новобрачных с караваем у ресторана.

    Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.

    Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей».

    Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней. Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.

    «Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -
    Н.М. Карамзин.

    Традиционная русская трапеза

    Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

    По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.

    Невозможно представить себе русский стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол - престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба - смерть, без соли смех».

    Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.

    И сегодня «хлеб-солью» встречаем

    Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай - символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.

    Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

    Традиция встречать новобрачных хлебом-солью уходит корнями в глубокое прошлое. При этом и в настоящее время большинство семей не пренебрегают данным обрядом и с удовольствием готовят вкусный каравай и ставят на него солонку с рассыпчатой специей, готовясь к бракосочетанию сына.

    О традиции хлебом-солью

    Хлебом с солью встречают родители новоиспеченного мужа свою молодую невестку. Дело в том, что раньше женщина, выходившая замуж, принималась в семью мужа и жила вместе с ним в большом доме его родителей. Сразу после обряда бракосочетания молодые супруги ехали к мужу, где невеста должна была отведать хлеб-соль. Это символизировало, что свекры приняли ее в свой дом, свою семью, свои сердца.

    Прежде чем отведать кусочек каравая, родители благословляли детей иконой. Затем муж и жена по очереди откусывали по кусочку хлеба, макали в соль и кормили друг дружку. Чей кусок оказывался больше, тот и считался в хозяином в молодой семье. После этого жених подхватывал новобрачную на руки и заносил в дом. Недоеденный каравай заворачивали в салфетку и относили в церковь. Считалась, что это принесет мир и любовь в семью детей.

    О традиции встречать молодоженов хлебом-солью

    В настоящее время жизнь сильно изменилась, но традиция осталась. Только в немного видоизмененном варианте. Зачастую родители жениха встречают молодых с караваем не в своем доме, а у дверей ресторана, в котором планируется празднование свадьбы. Связано это и с тем, что не всегда удобно заезжать в дом родителей мужа, и с тем, что молодые семьи в основном живут самостоятельно, без родителей.

    Во время церемонии откусывания хлеба гости обсыпают молодых конфетами, монетками и лепестками цветов. Что символизирует пожелания молодой семьи сладкой счастливой жизни, финансового благополучия, любви и нежности.

    После того, как молодожены откусили по кусочку каравая, часто его разламывают пополам и отдают жениху и невесте. Они одновременно начинают кормить гостей, кто быстрее справился с заданием - тот кормилец в доме.

    Хлеб-соль

    С давних времен на Руси особым почтением пользовались оба эти продукта. Хлеб всегда был пищей, входящей в ежедневный рацион практически каждого человека и пользовался особым уважением и почтением. Соль считалась дефицитным, дорогостоящим продуктом. Им даже предписывались особые магические свойства. Так, соль, по поверьям, способна защитить от всякой нечисти, а хлеб способствует установлению мира и дружбы между людьми.

    Предложение отведать хлеб с солью говорит о дружелюбии и гостеприимстве хозяев. Отказ же от предложенного угощения расценивался как серьезное оскорбление.

    Совет 3: Как возникла традиция встречать гостей хлебом и солью

    Традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью с давних пор существует на Руси. Отчасти она сохраняется и до наших дней. Хлебом и солью по сей день принято встречать молодоженов. В особо торжественных случаях хлебом и солью встречают делегации, прибывающие из других городов и стран. Благодаря этой прекрасной традиции, пошла слава о русском «хлебосольстве» - всегдашнем умении достойно принять гостей.

    Символика хлеба и соли

    В Древней Руси хлеб являлся символом богатства и благополучия. Особое придавалось соли: она считалась оберегом от нечистой силы. Встреча гостя хлебом и была началом долгой и сердечной дружбы. Если же гость по каким-то причинам отказывался принять «хлеб да соль», это считалось страшным оскорблением для хозяев.

    Во время трапезы, вместо современного пожелания «Приятного аппетита!», звучало «Хлеб да соль!». Считалось, что это помогает прогнать злых духов. Хлеб и соль брали с собой как . Даже цари могли послать в дар подданным хлеб и соль со своего стола в знак проявления высшей милости.

    В те далекие времена хлеба и соли употреблялось в пищу гораздо больше, чем сейчас. Возможно, поэтому возникла поговорка: чтобы лучше узнать человека, необходимо съесть с ним пуд соли.

    Соль дороже золота

    Некоторые исследователи русского языка считают, что слово «соль» произошло от старинного названия Солнца, звучавшего как «Солонь». С солью было связано немало народных примет и суеверий. Например, плохой приметой считалось просыпать соль. Возникла она потому, что соль на Руси была очень дорогим продуктом. Солонку на стол ставили лишь для очень дорогих гостей. Если гость случайно или – чего доброго! – умышленно просыпал соль, это считалось проявлением неуважения к хозяевам. Потому и говорят до сих: «Соль просыпать – к ссоре!».

    Поскольку соль не только не портится сама, но и помогает сохранить другие продукты, она считалась также символом бессмертия. Возможно, поэтому еще язычники старались носить с собой мешочек соли для защиты от ведьм и прочей нечистой силы.

    О значении соли в жизни славянских народов рассказывает словацкая сказка «Соль дороже злата». Ее героиня принцесса Марушка сравнила свою любовь к отцу с любовью к соли, вызвав тем самым страшный гнев с его стороны. Лишь когда во всем королевстве не осталось соли, по волшебству превратившейся в золото, король-отец в полной мере осознал свою ошибку.

    Когда хлебом и солью встречают молодых во время свадебного обряда, родители жениха таким образом выражают готовность принять в семью жену своего сына. При этом румяный каравай обязательно подносят на красивом вышитом полотенце, символизирующем чистоту и светлые помыслы.

    Несмотря на то, что традиция встречи гостей хлебом и солью является очень древней, она по сей день не ушла из русской культуры и стала символом гостеприимства как одного из лучших качеств русского народа.

    Видео по теме

    Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

    Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

    В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

    Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

    «Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

    «Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

    Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

    Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

    Повсеместно по сей день почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом.

    Когда и где появилась традиция

    То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. В народном мировоззрении хлеб и все хлебные растения исконно наделялись святостью. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У восточных и западных славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед иконами, символизировал связь между людьми и Богом. Молодых благословляли иконой и хлебом, при заключении договоренности о свадьбе руки молодых клали на хлеб.

    На Успенье традиционно святили новый свежеиспеченный хлеб. До возвращения из церкви домашние ничего не ели, ожидая освещенный каравай, разговлялись кусочком такого хлеба, а остаток священного каравая заворачивали в чистую холстину и клали под образа. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку такого хлеба.

    Было немало и примет, связанных с хлебом. Например, нельзя доедать хлеб за другим, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

    Верили, что того, кто дает за столом кусок хлеба собаке, ожидает бедность. Тот, кто оставил кусок хлеба на столе, похудеет – хлеб будет его есть или гоняться за ним на том свете. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обходили с хлебом горящее здание, чтобы остановить пожар.

    Хлебом с солью благословляли молодых, встречали гостей и молодых по возвращении из церкви после венчания.

    Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.

    Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение «ты забыл мой хлеб да соль» считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.

    Само выражение «хлеб да соль», по народному убеждению, отгоняет злых духов. «Хлеб да соль», – говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.