Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как не прогадать с размером, покупая кимоно для дзюдо?
  • Загадки про масленицу Зиму с ней мы провожаем
  • Статусы про сестру со смыслом: высказывания для соцсетей
  • Пожелание врагу стать на путь истины
  • История о корзиночке с колбасой
  • Как восстанавливать силы и энергию: традиционные методы и народные способы, лучшие советы Как вернуть энергию жизни
  • Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

    Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов

    Разделы: Начальная школа

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Закрепить знания учащихся о правописании сочетаний ЖИ и ШИ;
    2. Отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
    3. Работать над развитием орфографической зоркости, внимания, логического мышления, памяти;
    4. Способствовать развитию речи учащихся, наблюдательности, умению четко выражать свои мысли.
    5. Воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, аккуратность в работе.

    ОБОРУДОВАНИЕ: магнитная доска, учебник, письмо с загадками, плакат– “каток”, “снежинки”, плакат – “сугроб”, словарь – “снежинка”, магнитофон.

    Ход урока

    l. Opг.момент (Самоопределение к деятельности. )

    (Под музыку учитель читает стихотворение)

    Зашумела, разгулялась
    В поле непогода;
    Принакрылась белым снегом
    Гладкая дорога.
    Белым снегом принакрылась,
    Не осталось следу;
    Поднялася пыль и вьюга,
    Не видать и снегу.

    • Какое время года описывается в стихотворении? (Правильно, зима).
    • Вот к нам в гости и пришла сегодня зима,
    • Хотя и пришла она к нам не с солнышком и хорошей морозной погодой, а с метелями, вьюгами и сильными морозами (или холодными дождями), можем мы сказать, что это плохая погода?
    • Нет, потому что у природы нет плохой погоды.
    • И, чтобы смягчить зиму и улучшить погоду, нам нужно выполнить все задания, которые она подготовила для нас.

    Вы готовы?

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    1.Чистописание.

    • Закружилась метель. Ударил мороз и на стекле оставил узоры. Давайте постараемся их написать, но сначала внимательно посмотрим на них.
    • Какие же буквы там спрятались?
    • А какие звуки они обозначают? (Парные согласные по звонкости/глухости)
    • Чем они похожи? Что в них общего?
    • Какое буквосочетание составляет соединение элементов?
    • Почему это Ш и И? (Ш – состоит из 3х наклонных линий с закруглением внизу, а И – из 2х)
    • Подул сильный ветер и перемешал слова с буквами.
    • Найдите эти слова.

    2. Словарная работа

  • Запишите слова. (Комментированное письмо).
  • Что общего в этих словах? (сущ., неодуш., жи, ши)
  • Какое слово лишнее? (Машина).
  • По какому признаку? (3 слога, ши)
  • Где в этом слове ошибкоопасные места?
  • Можно ли его проверить? (Нет, это словарное слово).
  • Подберите однокоренные слова. (Машинка, машинист, машинное масло), (это слова близкие по значению, с одинаковым корнем)
  • Поставьте ударение, подчеркните букву безударного звука.
  • Составьте предложение, используя слова машина, лужи, лыжи. Что такое предложение?
  • Например: Сегодня утром замерзли лужи.

  • Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания?
  • Ребята, посмотрите на слова, из которых мы составляли предложения, и скажите, какая общая орфограмма встречается в этих словах?
  • Кто вспомнит, что такое орфограмма?
  • (Если звуковая форма слова не совпадает с буквенной, то в этом слове есть орфограмма)

    III. Постановка учебной задачи

    • А как вы думаете, над какой орфограммой мы сегодня будем работать? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И)
    • Почему ЖИ и ШИ пишем с буквой И?
    • На этот вопрос мы должны попытаться сегодня ответить.

    IV. “Открытие” детьми нового знания.

    • Придумайте слово, состоящее из 1 слога, с данной орфограммой.
    • Сделаем звукобуквенный анализ слова ЖИЛ

    ЖИЛ – 3 буквы

    /ж ы л/-1 слог, 3 зв.

    /ж/– согл., тв, зв,парн, обозн.-“жэ”

    /ы/– гл., уд., обозн.-“и”

    /л/ – согл., тв.,сонор., непарн., обозн-“эль”

    • Почему же мы здесь пишем И? Ведь в этом слове 1 слог., ударный, слышим Ы, значит и пишем Ы? (Нет, писать будем И...). Правильно.

    А вот раньше, ребята, Ж и Ш были мягкими, а потом, в 13в. произошло отвердение шипящих звуков Ж и Ш, слова стали произноситься иначе /ЖЫЛ/, а написание сохранилось прежним – с буквой И.

    • Орфограммы в русском языке имеют своё обозначение.
    • Давайте с вами вспомним, как мы будем обозначать эту орфограмму.

    (И – одной чертой, т.к. это орфограмма; Ж, Ш – двумя чертами, т.к.это условие выбора)

    • Почему
    • после этих букв пишется И?

    V. Первичное закрепление

    .

    Знайте твердо жи и ши

    С буквой и всегда пиши:

    Мыши, ежики, ужи

    Лыжи, лужи, камыши.

    • Кто был внимательным, ответит мне на вопрос: “Какие слова я прочитала с сочетаниями жи и ши ?”

    Физ. минутка (для глаз)

    • Следующее задание подготовила зима и спрятала его в сугроб.

    Плакат с ЖИ и ШИ

  • Назовите слова с сочетанием ЖИ и ШИ.
  • А теперь запишите: 1в.– 3 слова с ЖИ
  • 2в.– 3 слова с ШИ

    • При этом вы должны помнить: “ЖИ, ШИ пишем с И”
    • Подчеркните сочетания с ЖИ И ШИ (сделать взаимопроверку)
    • Кто сделал все правильно?
    • Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?

    6. Работа с текстом. Развитие речи.

    • Ребята, посмотрите, к нам пришло письмо.
    • От кого письмо, как вы думаете?

    (От зимы).

    В письме – загадки.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет…
    Когда это бывает?

    и мой).

    Замечательный художник
    У окошка побывал,
    Отгадайте-ка, ребята,
    Окна кто разрисовал?

    (Мороз ).

    Прозрачен, как стекло,
    А не вставить в окно.
    Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша – толстое стекло.

    (Лед ).

    Тихо, тихо он идет,
    Белый и лохматый.
    Мы расчистили его
    Во дворе лопатой.

    (Снег ).

    Колючий клубочек
    Под елкой лежит.
    Захочешь потрогать-
    В миг убежит.

    (Ёжик ).

    Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют.
    Обе ленты на снегу
    Оставляют на бегу.
    Под полом таятся,
    Кошек боятся.

    (Мыши ).

    – Какой еще снег бывает?

    (Пуши стый)

    • Молодцы, ребята, все загадки отгадали и объяснили правописание орфограмм.
    • А теперь составьте красивый рассказ о зиме, используя эти слова.
    • Что при этом мы должны помнить?

    (О чем мы будем говорить, опираясь на опорные слова, и с какой целью.)

    Говорить будем о зиме.

    Цель: рассказ должен получиться красивым, ярким, эмоциональным.

    Например: Наступила зима. Ударил мороз. Выпал белый снег и укрыл землю пушистым одеялом. Под снегом в норке спит ёжик. Дети весело катаются на санках и лыжах. Хорошо зимой!

  • Назовите предложение, в котором встретилось слово с сочетанием ЖИ, ШИ.
  • Запишите его и объясните все орфограммы. Выделите основу предложения (самостоятельно).
  • Физ. минутка:

    Я буду называть слова с ЖИ и ШИ, если услышите слова

    с ЖИ – приседайте;

    с ШИ – вставайте;

    без ЖИ и ШИ – хлопайте в ладоши.

    Лужи, машина, моржи, мороз, шины, жираф, шишка, метель, лыжи, мыши.

    • Ребята, вы сказали, что реки покрываются льдом.
    • А какие забавы можно устроить на льду?
    • Как нужно вести себя на льду?
    • Вот и нам зима приготовила каток с заданиями.
    • Нам нужно найти правильный след и составить слова.

    • А теперь найдите: 3сложных слова, 2сложных слова.
    • Как узнали, СКОЛЬКО СЛОГОВ? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
    • Почему же ЖИ и ШИ пишем с буквой И
    • ?

    VII. Рефлексивная деятельность.

    А теперь ответьте:

    • Кто из вас доволен своей работой на уроке?
    • Кто не доволен собой на уроке?
    • Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
    • Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений?
    • Что оказалось для вас наиболее сложным?
    • Молодцы, ребята.
    • А вот зиме нашей всё понравилось. Она стала добрее, и скоро выпадет много снега, можно будет кататься на санках, коньках и лыжах.

    И мы увидим, что
    Станут звездочки кружиться
    И на землю все ложиться.
    Нет, не звезды, а пушинки,
    Не пушинки, а.... (снежинки)

    • А ещё зима нам сделала подарок и принесла вот такие снежинки. А одна из них необычная. Это снежинка – словарик. Сюда нам нужно записать слова с сочетанием ЖИ и ШИ. (С обратной стороны доски наклеены снежинки, а между ними словарик – в виде снежинки).

    VIII. Домашнее задание.

    Составить на отдельном листочке в клеточку кроссворды на тему “ЖИ и ШИ пиши с И” (можно использовать слова, которые нам сегодня встречались).

    ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Бежит, ёжик, жить, жизнь, лыжи, малыши, уши, ежи, ужин, лужи, машина, пушинки, кувшин, шить, ножи, каран­даши, дыши, (17 слов.)

    *

    Картинный диктант .

    Лыжи, ежи, карандаши, кувшин, ланды­ши, кувшинки, шило, шишка, шиповник, жилет, жи­раф, мыши. (12 слов.)

    Выборочный диктант .

    Записать слова с сочетаниями жи, ши, ци.

    Гриша, шишки, шило, журавли, жаркий, лужи, циркуль, цапля, ёжик, уши, жить, жадный, шагать, шуметь, шипеть, лисица, шапка, шары, жук, дружить.

    Творческие диктанты .

    Записать слова во множественном числе.

    Ёж - ежи, уж, стриж, чиж, карандаш, лыжа, шалаш, ландыш, ухо, крыша, малыш, груша, мышь.

    жи, ши.

    ЁЖИК ПРОПАЛ.

    У Алёши был ёжик. Он жил в комнате. Встал однажды утром Алёша, а ёжик пропал. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Стал он сапог трясти, а из него ёж вывалил­ся. Ну и домик облюбовал себе ёжик! (39 слов.)

    Записать текст. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши.

    Хорошо в лесу весной! В лужицах голубеет небо. Цветут душистые ландыши.

    Весело живёт лес летом. В густой листве поют птицы. Заботливо снуют ежи и белки.

    Осенью лес дарит нам плоды шиповника и полные лу­кошки рыжиков. (37 слов.)

    Выборочные диктанты.

    Записать слова с сочетаниями жи, ши.

    ЗАБОТА О ЖИВОТНЫХ.

    Человек создаёт животным хорошие условия для жизни. В зимнее время устраивает кормушки для лосей и диких кабанов. Развешивает дуплянки и скворечники. Огоражи­вает муравейники. Без помощи человека многим животным не выжить.

    Записать предложения, в которых есть слова с жи, ши.

    ПИТАТЕЛЬНЫЕ КОРМА.

    Вы бывали на колхозной ферме? Видели, как кормят животных? Для них на заводах готовят корма. Туда входят молотое зерно, травяная мука, соль. А в корм для малень­ких поросят и сахар подмешивают. На таком заводе рабо­тает электриком мой папа. Машины не могут обойтись без электричества.

    Письмо по памяти.

    ЧЕРЕПАХА.

    Черепаха всех смешит,
    Потому что не спешит.
    Но куда спешить тому,
    Кто всегда в своём дому? (17 слов.)

    (С. Маршак.)

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Лыжи, лужи, дружить, машины, этажи, шило, шить, карандаши, ошибка, шишки, груши, малыши, ножи, пиши, наши, шины, цирк, станция. (18 слов.)

    У Миши, наши малыши, хороши груши, острое шило, ужи шипят, острый ножик, душистые ландыши, дружить с братом, ерши на уху, сушить груши, шишки висят, цифра три, положи циркуль. (28 слов.)

    МАЛЫШИ.
    В детском саду тишина. Малыши спят. Широкие окна прикрыты шторами. Стоят в стаканах карандаши. В альбо­мах красуются румяные груши, колючие ежи. Хорошо поработали малыши. Теперь отдыха­ют. (26 слов.)

    Ежи, ножи, груши, лыжи, лужи, уши, шишки, чижи, хороший, широкий, дружить, шить, кружить; чаща, роща, чай, чашка, дача, стучать, молчать, кричать; чудо, щука, ищу, хочу, молчу, учу, плачу.

    КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

    1. Записать стихи. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    В сочетаниях жи, ши

    Только и всегда пиши!

    Мыши, ёжики, ужи,

    Лыжи, лужи, крыши.

    Жирафы, шины и моржи,

    Шиповник и карандаши,

    Кружить, служить, дружить и жить,

    Спешить, смешить, шипеть и шить.

    Запомни слоги жи и ши

    И только с буквой и пиши.

    В сочетаниях ча, ща

    Пишем только букву а.

    Куча, гуща, каланча,

    Туча, роща, саранча,

    Чаща, дача и печать

    Нужно с буквой а писать.

    В сочетаниях чу, щу

    Пишут только букву у.

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на чу и щу учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувства и чулан,

    Кричу, ворчу, тащу.

    Я с у пишу и чу, и шу.

    (Из сборника «Занимательная грамматика»)

    2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    1. Я учусь в первом классе. 2. Чижи живут в лесу. 3. Ребята ищут шишки. 4. На клумбе росли душистые цветы. 5. Никогда не бери чужие вещи. 6. Бабушка угощает нас пирогом. 7. У жирафа длинная шея. 8. В чулане завелись мыши. 9. Над морем кружит чайка. 10. Я никогда не плачу.

    ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    1. Прослушать отрывки из стихотворений. Записать и прочитать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Столяру хорошо,

    А инженеру - лучше,

    Я бы строить дом пошёл -

    Пусть меня научат.

    Я сначала начерчу

    Дом такой, какой хочу.

    Хороший дом, большущий дом

    На все четыре стороны,

    И заживут ребята в нём

    Удобно и просторно.

    (Б. Маяковский)

    Щуря глаз

    И хмуря брови,

    Поворчав себе в усы,

    Часовщик Иван Петрович

    Осторожно взял часы.

    (С. Михалков)

    2. Прослушать загадки и пословицы. Записать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Золотое решето чёрных домиков полно.

    Сколько чёрненьких домиков,

    столько беленьких жильцов. (Подсолнух)

    Лежит под плетнём да крутит хвостом. (Свинья)

    Никого не огорчаю,

    но всех плакать заставляю. (Лук)

    Летит, как стрела,

    жужжит, как пчела. (Самолёт)

    Одноглазая старуха узоры вышивает. (Иголка)

    ПОСЛОВИЦЫ

    1. Чужими руками жар не загребай! 2. Шила в мешке не утаишь. 3. Не спеши языком - торопись делом. 4. Лучше богатство потерять, чем слово нарушить. 5. Как щука ни востра, а не возьмёт ерша с хвоста.

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

    Подчеркнуть слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.

    Утром на реке тишина. Мы плывём на лодке по широкой протоке. По воде плавают чудесные белые кувшинки. Над ними кружит стрекоза. Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

    НА РЫБАЛКЕ

    Мой папа любит рыбалку. Он часто берёт меня с собой. Вчера мы ездили на машине на озеро. Папа поймал большого леща и щуку. Он положил их в садок.

    ЖИВОЙ УГОЛОК

    В нашей школе живут ежи, мыши и заяц. Ребята ухаживают за животными. После уроков мы бежим в живой уголок и угощаем своих друзей чем-нибудь вкусным.

    1. У нас живут ёжик и мыши. Ёжик шипит. Наши малыши ждут каши на ужин. (14)

    2. Вот шиповник. Хороши душистые цветы! Око­ло цветов шипы. (8)

    3. У дяди Саши шило. Он шил жилеты для Миши и Даши. Хороши наши жилеты! (14)

    4. Крыши жилых домов похожи на столы. Там лежит пушистый снег. А снежинки всё пада­ют. (14)

    5. У Яши живёт ёжик. Положи ёжику каши в ков­шик. Ёжик бежит. Он спешит на ужин. (15)

    6. У Гоши за ширмой живут мыши. Жирный кот плохо сторожит жилище. Он всё лежит. (14)

    7. У реки камыши. Хороши камыши! Там пуши­стые малыши утята. (9)

    8. Лёша лежит на сене. Сено душисто. Летают стрижи. У Лёши ягоды шиповника. (12)

    9. Милые малыши! Пишите в тетради чисто. Получайте хорошие оценки. Не спешите с ответами. Живите дружно. Дорожите друж­бой. (17)

    10. Птицы высиживают яйца. А гадюки рожда­ют живых детёнышей. Этим змейкам толь­ко один день. Но малыши уже умеют шипеть и очень ядовиты! (21)

    11. Наши малыши вышли из леса. У Наташи рыжики. У Миши душистые ягоды. У Даши душистые ландыши. Кто это спешит? Какое животное шуршит и бежит? Это ёжик! Бе­регитесь, пушистые мыши! (29)

    12. Над поляной кружится чижик. Он садится на широкую тропинку. Бежит рыжий кот. Видит чижика. Поджимает уши. Прячется в ландыши. Лежит и ждёт. Потом прыгает. Но ошибается. Чижик жив. Он улетает. (30)

    13. У широкого пруда жили пушистые мыши. Весной мыши поспешили на гору. Пришли на вершину. Там жила лиса. Она была рада, что пришли мыши. Как хороши жирные мыши! У лисы будет шикарный ужин! (31)

    14. Старшие ребята принесли малышам ёжика. Ёжик бежит и шуршит бумагой. Малыши играют с ёжиком. (14)

    15. У Миши и Саши Жижиных каникулы. Они будут жить у тёти Даши и бабушки Маши. Малыши помогут им сушить и ворошить сено. (22)

    16. Тишина в лесу. У Глаши и Даши широкие лыжи. Лыжи хорошо едут. Снег шуршит. Вер­шины сосен пушисты. На них снежинки. (20)

    17. На наших участках живут ежи и рыжие бел­ки. Вот по широкой тропе бежит ёжик. Он спешит в убежище. Ёжик сидит в шиповни­ке и шипит. А вон пушистый бельчонок ска­чет через душистые ландыши. (32)



    18. Нарвалы - это большие дельфины. Живут они во льдах. У нарвалов большие бивни. Животное может продолбить своим бивнем очень крепкий лёд. Так нарвал дышит. (23)

    19. Зима. Мы бежим по улице. Мы дрожим от хо­лода. Крыши домов в снегу. Снег пушист. (15)

    20. У дома Маши и Даши играют малыши. Мы дружим с ними. Наши малыши рады. (14)

    21. У Серёжи Шишина карандаши. У Лёши Жирова машинка. Хороши подарки! (10)

    22. Что за детёныши? Они живут в лесу. У ма­лышей ноги большой длины. Большие и ши­рокие уши. Это лосята. (19)

    23. Животные собрались вокруг большой лужи. Жираф нюхает ландыши. Шимпанзе кидает в воду шишки. Мыши собирают опавшие листья. Вот бежит ёжик. Он живёт далеко. Заяц поджимает уши. Цапля прячется в ка­мыши. (30)

    24). Тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят, как пушинки. Крыши наших домов побелели. Малыши рады снегу. Собака Пу­шинка лежит у конуры. Наша Пушинка слу­жит людям. Она сторожит двор. (27)

    25. На вершине горы лежит клад. Рядом живёт рыжий дракон. Он сторожит клад. У драко­на большие лапы и пушистый хвост. Принц решил одолеть дракона. Пришёл с оружи­ем. Дракон убежит. (28)

    26. Носороги - крупнейшие животные. Оружие носорога - рог на носу и крепкие копытца. Это помогает носорогу выжить. Спят они на живо­те или на боку. Эти животные долго живут. (26)

    27. Живёт барс высоко в горах. Мать малень­ких барсят утепляет логово своей пушистой шерстью. Шерсть она вырывает у себя на животе. Молоко у барсов жирное. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Малыши сосут его и не замерзают. (37)

    28. Моржата с рождения лежат на голом льду. Но они не болеют. Мамы кормят их жирным молоком. За месяц детёныши тяжелеют в пять раз. (23)

    29. Карлсон живёт на крыше. Малыш дружит с Карлсоном. Малыш на крыше у друга. Крыша широкая. С крыши далеко видно. Внизу много машин. Идут прохожие. Ско­ро ужин. Карлсон спускает Малыша с кры­ши. (31)

    Слова с сочетаниями ЧА, ЩА

    1. Вот роща. Трещат сороки. У галки кричат галчата. У грача - грачата. У зайчихи пи­щат зайчата. (15)

    2. Мы пошли за щавелем. Набежала туча. Чаща зашумела. Ели закачались. Часто застучали капли дождя. Мы помчались домой. (16)

    3. Журчат ручейки. Солнце освещает землю. Зеленеет роща. Маша видела грача. Трещат сороки. Встречай весну! (14)

    4. Тепло. У зайцев появились зайчата. У вол­ков - волчата. У дроздов пищат дроздята. Появились галчата, скворчата. Горячая пора. (17)

    5. Мы прощаемся с зимой. Не трещат морозы. Мы встречаем весну. Скоро запищат галча­та и скворчата. (15)

    6. На площади стоит часовой в шинели. Рядом сидит овчарка. На дощатой крыше кричат галчата. Овчарка начала ворчать. (17)

    7. Чаще гнёзда птиц похожи на чайную чашеч­ку. Они сплетены из веточек. Часто гнёзда утеплены пухом. (16)

    8. Коля встречал Свету на площади. По небу плыла туча. Туча смущала Колю. У него нет плаща. (16)

    9. Дождь начал стучать по дощатой крыше. Ве­тер качает ветки. В гнезде пищат галчата. (13)

    11. Полярные крачки смело защищают свои гнёзда от белого медведя. Смельчаки не только громко кричат. Птицы часто хвата­ют беднягу за хвост и за уши. (23)

    12. Учащиеся часто гуляют по площади. Там стоит часовой. Он стоит долго - два часа. Ему холодно. Он в перчатках, но без плаща. Ребята кричат, трещат, как галчата. Часо­вой не обращает внимания. (30)

    13. У овчарки родились щенята. Они рычат. Сейчас мама будет их кормить. Щенята молчат сосут молоко. Молоко - это их пища. М пришли посмотреть щенят. Овчарка замечает нас. Она начинает ворчать. (29)

    14. Чаща леса. На полянке играют волчата. Они! рычат, пищат. Волчица часто поглядывает на них. Она замечает всё. Она слышит, что в чаще кричат птицы. Волчата прекращают играть и убегают за мамой. (31)

    15. На небе зловещая туча. Крольчата замечают её. Они пищат, кричат. Через час может на­чаться дождь. Крольчата бегут домой. Тем­нота сгущается. По крыше стучат первые капли. Дождь обещает быть долгим. (29)

    16. В лесу стоит дача. В ней живёт старый дед. Его часто навещают внучата. Он встречает их, сажает за стол. Они вместе пьют чай. Потом внуки прощаются с дедом. Они обе­щают приходить почаще. (32)

    17. Мы часто ходим в лес. Там трещат кузнечи­ки. Один трещал очень громко. Мы целый час слушали скрипача. Замечательный ар­тист! Мы попрощались со скрипачами. Ког­да мы возвращались, набежала туча. Мы помчались домой. (31)

    18. Мы гуляем по лесу уже час. С нами наша ов­чарка. Лес начал сгущаться. Это чаща. Пора возвращаться. Мы переходим ручей по до­щатому мостику. Вот роща, а за ней наша дача. (30)

    Слова с сочетаниями ЧУ, ЩУ

    ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

    1. Я решаю задачу. Я ищу ответ. Потом я учу пра­вило. (10)

    2. Я пришёл в чужой дом. Я хочу войти и стучу. Меня чует пёс. (13)

    3. Я тащу чучело на огород. Я выращу овощи. Они будут чудо как хороши. (13)

    4. Я тащу щуку из воды. Я рад этому чудищу. Я хочу сварить уху. Щука щурит глаза. (16)

    5. Я хочу найти чугунок. Я ищу в чулане. Я кру­чу его в руках и тащу в дом. (17)

    6. Пищуха - маленькая птичка. Носик у неё шильцем. Смотрю - чудеса! Пищуха танцует вальс. Она кружит по ели и делает чудные прыжки. Это пищухин вальс. (23)

    7. Чумазое чучело жило в чугунке в чулане. Его глаза освещали чудовищную тьму. Что за чудо? Это чудовище или чудак? Зовут его Чущук. На щупальцах причудливые чулочки. Однажды Чущук почувствовал беду. Он уп­лыл по речушке Щуре. (35)

    8. Птицы несут яйца. Рыбы мечут икру. Из икринок появляются мальки. Щуки, лещи сомы мечут икру весной. (17)

    9. Я хочу поймать большую щуку. Закидывав удочку, сажусь на чурбан. Сижу, молчу. Чувствую, щука клюёт. Я её тащу. Когда вы тащу - схвачу её. Вот ещё чуть-чуть! Я кричу от радости. (29)

    10. Мы пошли на пляж. Вдруг мы увидели тучу, Мой брат Саша прищурился. Ветер хлещет. В море мечутся волны. Они похожи на чудищ. В небе блещут молнии. Я хочу домой. (29)

    11. Пища песцов - рыбы и птицы. Где прячут добычу песцы? Песцы пищу хранят в веч­ной мерзлоте. Они кладут добычу в нору. Долго лежит пища в таком чудесном холо­дильнике. (27)

    12. В королевстве случилось чудо. Появилось страшное чудище. У него огромные щупаль­ца. Принц нашёл в чулане кольчугу. Вышел на бой. Вот и чудище. Прищурился принц. Выпустил чудесную стрелу. Нет больше страшного чудища. (31)

    13. Волки рыщут, пищу ищут. Кто тут чужак? Волки чуют добычу. Заяц чувствует опас­ность. У зайца чудесные ноги и чуткие ушки. Он побежал в рощу. Бежит, не чует ног. Вбежал в наш чулан. Испачкался о чу­гунок. Стал чумазый. (37)

    14. Мы поймали щуку. Налили в чугунок воды. Чуть-чуть посолили. Будет уха! Наша овчарка почуяла рыбу. У неё хорошее чутьё. Кон­чаются дрова. Я поищу ещё и притащу их. Потом почищу картошку. (30)

    15. Я встретил рыцаря в кольчуге. Он чужест­ранец. Я хочу его пригласить к себе. Пусть живёт. Он чудак. Зашёл в чулан и сидит. Я молчу. Тяжело жить на чужбине. (28)

    16. Я тащу щуку из реки. Я чищу рыбу. Я хочу сварить уху. Я кладу щуку в чугунок и став­лю в печурку. Моя овчарка Чуня чует запах чудной ухи. Через час я вытащу чугунок. Уха чудо как хороша. (37)

    17. У Яши Чукина жил щенок Чубрик. Чубрик увидел огородное чучело. Малыш чуть-чуть испугался чудища. Щенок прищурился. Какой щуплый чудак! Какое чудо приро­ды! (22)

    18. Я хочу посадить овощи. Возьму в чулане ло­пату. Каждому овощу я поищу место. При­тащу лейку с водой. В огороде поставлю чу­чело. Выращу морковь, петрушку, укроп. Угощу друзей. (27)

    1. Слова с ударением на слоге.

    Образец : ж-ар, ле-ж-ать, дру-ж-ок.

    Жар, жаль, жаба, жало, жабры, жатва, жарко, жалоба, ежата, вожак, вожатый, пижама, урожай, бежать, лежать, дрожать, пожар, пожарник.

    жо, жё

    Жора, ожог, рожок, лужок, дружок, флажок, пирожок, бережок, крыжовник, жёлоб, жёлудь, жёлтый.

    Жук, лежу, брожу, хожу, гляжу, дружу, покажу, абажур, тужурка.

    Женя, уже, уважение, этажерка.

    Жир, жить, жила, жидкий, ножи, моржи, ежи, лежи, покажи, прикажи, наживка, пружина, дружить, кружить.

    2. Слова без ударения на слоге.

    Образец : то-ж-е, ж-ур-нал.

    Жара, жалеть, кожа, лужа, лёжа.

    жу, жи

    Вижу, режу, вяжут, лижут, мажут, кожура, журнал, журавль, лыжи, ёжик, ужин, пыжик, рыжик, живой, живот, жираф, дюжина, прохожий.

    3. Слова со стечением согласных в слоге.

    Образец : ж-дать, дж-ем.

    Ждать, жмых, джем, жмурки, должник, ржавчина.

    Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

    Образец : У луж-и сидит ж-аба. Трава уж-е поже-лтела

    Жук жужжит: ж-ж-ж-ж. Летом жарко. У Жени ножик. На Жоре пижама. У ежа ежата. Моржи лежат на льду. У вожатого рожок. Покажи свой ножик. Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. В саду крыжовник и ежевика. Под дубом лежат желтокожие жёлуди. Рядом с ежом бежали ежата. Летят журавли, а впереди вожак. Вот пастух пропел в рожок, вышел я на бережок. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живёт на пятом этаже. Тяжело тому жить, кто от работы бежит. Моржи живут на севере, а жирафы-на юге. Дети не обижают животных, и животные любят их. Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.