Войти
Женский портал - SelfShop
  • Спа-пати: удовольствие для души и тела
  • Как убрать морщины на лице Как удалить морщины
  • Как убирают морщины под глазами: все современные способы Устранить морщины на лице в домашних условиях
  • Как выбрать цвет волос правильно
  • Цветные мужские носки: модный тренд сезона
  • Как сделать ракету из картона?
  • Конспект занятия "рамка для фотографии из атласной ленты". Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с кружевом Конспект занятия рамка из тесьмы и кружева

    Конспект занятия

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    11.​

    ФИО педагога

    Азанова Светлана Ивановна

    22.​

    Место работы

    МКУ ДО ШГО «Дом творчества»

    33.​

    Дополнительная общеразвивающая программа

    «Изонить»

    44.​

    группы, год обучения

    3 год обучения

    55.​

    Тема и номер занятия в программе

    «Тесьма, кружево. Технология работы с тесьмой и кружевом»; занятие в программе № 60

    66.​

    Время

    45 мин.

    77.​

    Методическое обеспечение

    презентация «Ассортимент тесьмы и кружева»; игра «Волшебный сундучок»;

    8.​ Цель занятия: Оформление работы с применением текстильных отделочных материалов.

    9. Задачи:

    - образовательные ( формирование познавательных УУД ) :

    Формирование представлений о возможностях оформления работы.

    Формирование умения сотрудничать, слушать и вступать в диалог.

    - воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) :

    Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

    - развивающие ( формирование регулятивных УУД )

    Развитие творческих способностей и пространственного мышления.

    10.​ Тип занятия: комбинированный

    11.​ Формы работы обучающихся: фронтальная работа, ИКТ.

    12.​ Методы и приемы: Беседа, игра, практическая работа

    13.​ Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    15.​ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

    Этап занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающегося

    Время

    (в мин.)

    Формируемые УУД

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные, личностные

    1

    Организационный момент

    Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. Сегодня когда я шла на работу, мне передали вот этот сундучок. Мне очень хочется открыть и посмотреть, что находится внутри. А вам? Но он, почему то не открывается. Посмотрите к нему прикреплено письмо. Что бы сундучок открылся, правильно соберите слова из букв в конверте. Давайте попробуем.

    Отвечают на вопросы, делятся на группы и собирают разрезанное слово.

    Прогнозирование своей деятельности.

    Умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе.

    2

    Вводная беседа. Актуализация знаний.

    Посмотрите что это?

    Правильно, это ленты, тесьма и кружево. Все это называется отделочными материалами. Как вы думаете почему? Правильно, эти материалы используют для оформления различных изделий. В швейном производстве ими оформляют фартуки, платья, ночные комплекты, но еще оказывается их можно применить для оформления и отделки различных вещей, например вазы, шкатулки, и других приятных мелочей.

    Давайте рассмотрим, какие бывают отделочные материалы и чем они различаются.

    Отвечают на вопросы педагога, рассматривают материалы.

    Поиск и выделение необходимой информации.

    Постановка цели учебной задачи.

    3

    Изучение нового материала.

    Кружево - текстильное (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные изготовлялись в Зап.Европе с кон. 15 в. (Италия). В России с 17 в. получило распространение плетеное кружево (вологодское, елецкое и др.) Применяется в основном для отделки белья, одежды. Сейчас большой ассортимент кружева вы можете увидеть на полках наших магазинов. Кружева отличаются по ширине и рисунку, цвету и способу изготовления.

    Тесьма́ - узкая тканая или плетёная полоска или шнур , находящая самое разнообразное применение в домашнем обиходе, пошиве одежды.

    От тесьма отличается, главным образом, тем, что первая служит преимущественно украшением, между тем как тесьма назначается для связывания и стягивания частей одежды и тому подобного, вследствие чего прочность является для неё одним из необходимых качеств. Поэтому на изготовление тесьмы идут нити из более прочных материалов: , , реже и , соединяемые простейшими переплетениями: полотняным, саржевым, реже атласным.

    Встречается также плетёная тесьма. По существу же тканая тесьма и лента являются одним и тем же продуктом . Давайте посмотрим, чем же отличаются они? Правильно, отличаются шириной, рисунком, цветом.

    Рассматривают материалы, отвечают на вопросы.

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

    Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом.

    Умение слушать и вступать в диалог

    4

    Первичное закрепление изученного материала

    Наш сундучок предлагает вам сыграть в игру: «Угадай что это?»

    Мы с вами трудились весь год и вы выполнили большое количество работ, чему я очень рада, так как скоро ваши работы будут участвовать в муниципальной выставке «Рукотворное чудо».

    Скажите, прежде чем отправить работу на выставку, что мы должны сделать? Правильно, оформить ее.

    А как можно оформить работу? Молодцы, работу можно вставить в рамку.

    А вы знаете, какие бывают рамки? Конечно, рамки могут быть выполнены из дерева и пластика, круглые, квадратные и прямоугольные. К сожалению работ, у нас много, и что бы оформить все работы, рамок не хватит, поэтому я предлагаю вам подумать и сказать, как мы можем выйти из этого положения? Правильно, изготовить рамки самим.

    Итак, сегодня мы изготавливаем рамочку для оформления работы, а оформлять ее будем с помощью кружева и тесьмы.

    Давайте посмотрим, какие рамочки можно выполнить с помощью этих материалов.

    Для изготовления рамки нам понадобятся: рамка - основа, кружево, тесьма, ленты, клей, все это вы видите на своих столах.

    На доске у нас есть технологическая карта изготовления рамки, обратите внимание, на последовательность выполнения работы.

    Выбирают с закрытыми глазами отрезок тесьмы или кружева, определяют, что это. Отвечают на вопросы педагога.

    Рассматривают рамочки и образец.

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ объектов и синтез.

    Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

    5

    Физминутка.

    Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

    Выполнение движений вслед за педагогом.

    6

    Практическая работа.

    Прежде чем начать работу, давайте наложим нашу рамку на готовую работу и посмотрим какую тесьму нам нужно взять, чтобы она гармонировала с нашей работой.

    Выполнение работы по технологической карте.

    Анализ работы, выделение главного.

    Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

    Организация рабочего места. Определение цели, плана выполнения задания, самоконтроль.

    Нахождение вариантов решения творческой задачи.

    Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с педагогом.

    7

    Подведение

    итогов

    Скажите, что мы сегодня выполняли на занятии?

    Какие материалы вы использовали в работе?

    Чем отличается кружево и тесьма?

    Какие трудности возникли у вас во время работы?

    Посмотрите, чья работа вам понравилась, почему? Скоро праздник «Великая Пасха» Кому бы подарили свою работу?

    Давайте за работу похвалим себя: Сегодня я молодец. Я узнала…. Я научилась….

    Отвечают на вопросы.

    Структурирование знаний.

    Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

    Умение слушать и вступать в диалог.

    8

    Этап рефлексии

    У нас есть вот такой экран успешности и сегодня я предлагаю вам оценить себя, с помощью разноцветных ленточек:

    Зеленая - хорошо работал, доволен собой;

    Синяя - хорошо работал, но умею еще лучше;

    Красная - работа не получилась, не доволен собой.

    На этом наше занятие закончено. Я благодарю вас за проделанную работу, но работа еще выполнена не полностью. На следующем занятии мы изготовим заднюю часть рамочки, петельку, и оформим рамку с помощью цветов из тесьмы и кружева, которые мы научимся делать на следующем занятии. Я жду вас на следующее занятие в четверг после школы.

    Уборка рабочих мест.

    Обучающиеся выбирают ленточку, соответствующий его работе на занятии и закрепляют ее на экране успешности.

    Убирают рабочие места.

    Прощаются.

    15. Характер самостоятельной работы обучающихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

    16. Оценка достижения целей занятия: ____________________________________

    Раздел 2. ОТДЕЛКА ИЗДЕЛИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

    Урок № 17-18

    Тема. ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ С АППЛИКАЦИЕЙ

    Практическая работа «Оформление аппликации»

    Цель урока:

    обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о различные способы окончательного оформления изделий с аппликацией и уход за ними, формировать умение выполнять оформление изделия в рамку;

    развивающая: развивать эстетический вкус, зрительное восприятие, внимание;

    воспитательная: воспитывать усидчивость, аккуратность, дружеское отношение друг к другу.

    Оборудование, материалы и наглядность: изготовлен изделие с аппликацией, иллюстрации и образцы оформления изделий с аппликацией, игла, гольник, наперсток, ножницы, булавки, нитки, тесьма, кружево, рамка, картон, скотч или клей.

    Объект труда: изделие с аппликацией из ткани. .

    Тип урока: формирование умений и навыков

    Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку.

    Создание положительного рабочего настроения.

    Учитель. Поздравляю всех присутствующих, которые своим усердным и упорным трудом, изучая основы изготовления изделий с аппликацией, доказали, что они стремятся стать развитыми, творческими, успешными, креативными личностями. Кредо творческого развития ученика: «Познать себя, найти себя, поверить в себя!» Так работайте - и вы обязательно узнаете себя, ищите, знакомьтесь с новым - и вы найдете себя, и главное - верьте в свои силы, ведь вы - личности, а значит, все у вас будет хорошо.

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

    Прошло довольно много времени с тех пор, как вы начали работать над изготовлением своего изделия. В процессе работы использовали различные материалы и инструменты. Давайте вспомним кое-что из этого.

    1. Толстый, твердый бумага особого изготовления. (Картон,)

    2. Маленькие декоративные бусинки с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку. (Бисер)

    3. Текстильный материал, изготовленный переплетением нитей в процессе ткачества на ткацком станке. (Ткань)

    4. Камень - минерал, из которого делают ткань. (Асбест)

    5. Изготовление различных художественных изображений нашивкой, наклеиванием на основу деталей из различных материалов. (Аппликация)

    6. Инструмент для письма, писна часть которого состоит из графита, а коробочка сплошная, деревянная. (Карандаш)

    Какое слово образовалось в выделенном столбике? (Конец)

    III . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

    Вспомним народную мудрость: «Конец дело хвалит», то есть результат работы во многом зависит от окончательной обработки изделий.

    IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

    V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Работа а текстом учебника (с. 90-93)

    1. Оформление краев изделия с аппликацией:

    а) петельным швом - рисунок 99 (с. 91 учебника);

    б) тесьмой и кружевом - рисунок 100 (с. 91 учебника);

    2. Оформление изделия в рамку - рисунок 101, 102 (сек. 92 учебника);

    3. Уход за изделиями с аппликацией:

    а) стирка и глажение изделий с аппликацией - с. 95;

    б) чистки изделий с аппликацией - с. 97.

    VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ОФОРМЛЕНИЕ АППЛИКАЦИИ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА СТР 93)

    1. Анализ заданий практической работы

    2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами

    3. Правила безопасного труда (см. приложение)

    4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы:

    а) петельным швом - с. 91 учебника;

    б) тесьмой и кружевом - с. 91 учебника;

    в) оформление изделия в рамку - с. 92-93 учебника.

    5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся

    6. Текущий инструктаж (индивидуальный, групповой, если необходимо)

    7. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

    8. Подведение итогов практической работы:

    VII. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

    Выполнение заданий с целью проверки знаний по изготовления и отделки изделий с аппликацией (см. приложение 12).

    VIII. РЕФЛЕКСИЯ

    Самооценки учебных достижений два балла за исполнение требований по следующим критериям:

    1. Самостоятельность изготовления.

    2. Готовность к уроку (наличие инструментов, материалов, спецодежды).

    3. Соблюдения культуры труда (не отвлекался на разговоры, не покидал рабочего места, не нарушал правил безопасности труда, по окончании работы убрал рабочее место).

    4. Качество изделия:

    Соответствие размеров изделия заданным;

    Соответствие формы изделия той, что задана эскизом;

    Аккуратность изделия.

    IX. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ

    X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Повторить понятие «предмет труда», «орудия труда», «продукт труда» (с. 4-5).

    Подготовить изделие к выставке.

    Высокий уровень: подобрать загадки о простейшие орудия труда и приспособления.

    XI. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА

    Задачи :

    Обучения - познакомить с историей кружева, видами кружева, технологией выполнения кружева из тесьмы.
    Воспитания - воспитывать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность при выполнении работы.
    Развития - совершенствование навыков ручного труда, развитие мыслительной деятельности.

    Наглядные пособия и дидактический материал:

    • образцы швейных изделий с различными видами отделки
    • плакат «Виды ручного кружева»
    • образцы поэтапного изготовления кружева из тесьмы
    • репродукции картин художников эпохи Возрождения
    • рисунки
    • технологические карты «Выполнение кружева из тесьмы»
    • образцы различных видов кружева
    • буклеты с историей кружева и иллюстрациями изделий с применением кружева

    Материалы и инструменты: Тесьма, калька, нитки, иглы, игольницы, ножницы

    Практическая значимость темы: Урок технологии «Кружево. Изготовление кружева из тесьмы» можно использовать как урок знакомства с одним из видов декоративно-прикладного творчества перед выполнением проектного изделия. В качестве изделий, которые можно выполнить как проектные, я предлагаю девочкам оформить салфетку кружевом из тесьмы или полностью выполнить кружевное изделие.

    Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

    Вид урока: Комбинированный

    Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний

    Ход урока:

    1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку)

    2. Ознакомление с темой урока, постановка целей и задач урока

    3. Изложение нового материала

    Создавая для себя одежду, предметы быта, человек всегда стремился сделать их не только удобными и практичными, но и красивыми, а для этого он использовал различные виды отделки.

    Вопрос : Какие виды отделки вы знаете? Помочь вам в этом могут работы, представленные на доске.

    Ответы учащихся: Аппликация, тесьма, мережка, вышивка, бахрома, кант, оборка, кружево и т. д.

    Сегодня на уроке вы познакомитесь более подробно с таким видом отделки как кружево. Кружево - декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Кружево используется для украшения женского нижнего белья. Рукодельное кружево различают по технике исполнения (плетёное, шитое и др.).

    Первое кружево появилось в Европе на рубеже 15–16 в.в. Оно шилось иглой. Знаменитые шитые кружева изготавливались в Венеции. Плетёное кружево выполнялось из разных ниток: льняных, шелковых, шерстяных. Было также серебряное и золотое кружево. К концу 16 века в моду вошёл гипюр - кружевное полотно. Кружевами была украшена не только одежда женщин, но и мужчин. В начале 17 века мужчины европейских стран носили камзол из шёлка, украшенный кружевным воротником, свободно лежащим на плечах. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшали дорогими кружевами.

    Женщины носили высокие (до 60 см) прически, поддерживаемые проволокой, с которых ниспадали богатые кружева.

    В 1837 году была изобретена машина для изготовления кружева. И кружева стали не предметом роскоши, а обычным украшением в одежде.

    Но сегодня мы будем говорить о кружеве, которое выполняется вручную.

    Виды ручного кружева

    • Фриволите
    • Макраме
    • Филейное
    • Коклюшечное
    • Вязаное крючком
    • Шитое из тесьмы

    Рассказ учащихся о видах и истории кружева.

    1 учащаяся: Фриволите

    Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» - тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

    Фриволите - это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название - фриволите (от французского frivole - пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, портьер.

    2 учащаяся: Макраме

    Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого - шарф, салфетка с бахромой. В любом случае - это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы.

    В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы - «наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

    На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям из далёких стран.

    3 учащаяся: Филейное кружево

    Основа филейного кружева - сетка - известна человечеству с древнейших времен как приспособление для охоты и рыбалки. Люди очень рано научились плести сети. Со временем это искусство совершенствовалось, и появилась тяга к украшательству. В Персии найдены древние филейные работы с золотой и серебряной вышивкой.

    Представьте себе иголку с окончаниями - «рожками» с двух сторон. В одно из отверстий продевают нитку и навивают ее вдоль челнока. Для работ с толстыми нитками используются деревянные и костяные челноки, а для более тонких работ - стальные. Простейший челнок можно изготовить из проволоки.

    Второе приспособление для филе - палочки с заточенными концами, на которые нанизывают ячейки сетки. От толщины палочки зависит величина ячеек. Иногда для тонких работ используют толстую вязальную спицу, а для получения крупных ячеек - реечку или стерженек. Палочки должны быть хорошо отполированными, без заусениц. Нитки для филе используют самые различные - от шерсти до шелка, включая хлопок и лен. Их выбор зависит от назначения будущего изделия.

    Перед началом плетения нитки равномерно наматывают на челнок. Количество ниток на челноке должно быть таким, чтобы челнок с намотанными на него нитками свободно проходил через ячейку филе. При большем количестве ниток ячейки филе будут растягиваться, а при меньшем получится неоправданно большое количество узелков для надставки нити.

    4 учащаяся: Коклюшечное кружево

    Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления - коклюшки.

    На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры.

    В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки - дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок.

    5 учащаяся: Кружева, вязаные крючком

    Едва ли найдется рукодельница, не знакомая с крючком. Те, кто не вязал крючком больших изделий, наверняка использовали его для вязания каймы или бахромы - словом, для мелких отделочных работ. С помощью крючка можно вывязывать красивые кружевные узоры, создавая различные переплетения одной только нити. Для вязания крючком подходят любые нитки, а также тесьма, но для вязания кружев более уместны льняные или хлопчатобумажные, прочные, хорошо скрученные нитки.

    Вся прелесть этого вида работ заключается в том, что единственный инструмент для вязания крючком - сам крючок. В старину крючок назывался «тамбуром», и само вязание крючком в книгах начала двадцатого века называют тамбурным, или вязанием в тамбуре.

    Известны крючки двух видов - короткий, или обычный, крючок и длинный крючок для тунисского вязания. Кружевные узоры можно выполнять при помощи обоих видов крючков. Еще с помощью крючка вяжут ажурные узоры на вилке или на шпильке. С помощью крючка можно достаточно близко к оригиналу воспроизвести любую из кружевных техник.

    6 учащаяся: Кружево, шитое из тесьмы

    Самый простой способ получить узор - выложить его из готовой тесьмы. В западной литературе этот вид работ называют «ленточным» кружевом и включают в раздел игольного кружева. Таким узором можно отделать воротник, манжеты, вставку, рукав, безрукавку, салфетку. Иногда пользуются плоской шелковой тесьмой с маленькими петельками по краям, «сороконожка». Петельки по краям «сороконожки» удобно захватывать иголкой и соединять между собой.

    Выбор тесьмы зависит от вида и материала украшаемого изделия или, если изделие самостоятельное, от его назначения. Узор наносят на кальку. По линии узора выкладывают тесьму и приметывают ее к кальке швом «вперед иголку», то есть самым обычным наметочным швом. В местах пересечения тесьму скрепляют вручную короткими незаметными стежками швом «назад иголку». Большие просветы заполняют бридами. Наносят украшающие швы.

    4. Составление последовательности выполнения кружева из тесьмы

    Раздать учащимся образцы пооперационного изготовления кружева.

    Задание для учащихся: Составить последовательность выполнения кружева, используя

    а) правильную терминологию
    б) образцы пооперационного изготовления кружева

    Уточнить последовательность изготовления кружева вместе с учащимися, используя технологические карты.

    Закрепить последовательность изготовления кружева.

    5. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иглой по плакату «Найди ошибки»

    6. Практическая работа «Выполнение фрагмента кружева из тесьмы, используя технологические карты и образцы пооперационной обработки»

    7. Заключительная часть

    Анализ выполненной практической работы, оценка работы учащихся.

    8. Домашнее задание

    Принести к следующему уроку бумагу формата А4- 2 листа, циркуль, линейку, карандаш.

    9. Уборка рабочих мест

    Литература :

    1. Энциклопедия «Шитьё и рукоделие» под ред. И. А. Андреевой;
    2. «История моды» детская энциклопедия Я. Н. Нерсесов;
    3. журнал «Хозяюшка».

    Детей

    Центр детского творчества «Юность»

    План-конспект открытого занятия

    «Рамочка для фото»

    Педагог дополнительного образования

    Тамбов 2011

    Раздел программы: «Фантазии из лент».

    Тема занятия: «Рамочка для фото».

    Форма занятия: комбинированная.

    Время занятия: 90 минут.

    Участники занятия: воспитанники детского объединения «Волшебная мастерская», 10-11 лет. 2 год обучения.

    Цель:

    Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

    Задачи:

    · Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, формирование умений и навыков при выполнении творческих работ;

    · Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления);

    · Развитие художественно-творческих способностей детей: фантазии, образного мышления, пространственного воображения и т. п.;

    · Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

    · формирование духовных качеств, чувстваколлективизма и взаимопомощи ;

    Оборудование:

    1. Компьютер;

    2. Мультимедийный проектор;

    4. Презентация «Фантазии из лент»;

    Материалы и инструменты:

    1. Технологическая карта «Изготовление рамочки для фото»;

    2. Ленты атласные шириной 1, 2, 5, см и длиной около 40 см;

    3. Рамочка из картона, обтянутая тканью;

    4. Нитки и иголка;

    5. Универсальный прозрачный клей;

    План занятия:

    I. Подготовительный блок.

    1этап. Организационный.

    Задача: Подготовка детей к работе на занятии.

    II. Основной блок.

    2 этап. Подготовительный (подготовка к новому содержанию).

    Задача: Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

    3 этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

    Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

    4 этап. Практическая работа.

    Задача: Применение полученных знаний на практике.

    III. Итоговый блок.

    5 этап. Подведение итогов.

    Задача: Анализ и оценка успешности достижения цеи, определение перспективы последующей работы.

    6 этап. Рефлексия.

    Задача: Мобилизация детей на самооценку.

    Ход занятия:

    I . Организационный блок.

    1 этап. Организационный. 2 мин.

    Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

    II . Основной блок.

    2 этап. Подготовительный. 5 мин.

    Сообщение темы, цели, задач учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

    3 этап. Усвоение новых знаний. 20 мин.

    Презентация (Приложение).

    Слайд № 1. Вступительное слово педагога:

    Шелковые ленты украшают наш быт и сопровождают нас всю жизнь. Одеяльце новорожденного перевязывают розовой или голубой лентой. Немало радости доставляют девочкам заколки с ленточными цветами, ажурные воротнички и наряды украшенные блестящими полосками шелка. Этими блестящими полосками переплетают свадебный букет, декорируют наряд невесты, украшают машины.

    Е сли вы хотите освоить что-то новенькое, делать своими руками вещи, которыми будут восхищаться ваши близкие, друзья и знакомые, попробуйте заняться вышивкой атласными лентами. Этот вид рукоделия дает возможность реализовать любые «цветочные» фантазии и создавать настоящий эксклюзив. Выполненные в этой технике работы получаются объемными и яркими. Сложные на первый взгляд узоры создавать довольно просто. Но для начала несколько слов об этом виде рукоделия. Немного истории.

    Слайд № 2. Прародительницей шелковых полосок была веревка из растительных волокон: превратившись сначала в тесьму, она дождалась изобретения ткацкого станка и стала изысканной лентой. Лента - это символ праздника, торжества!

    Слайд № 3. Если самую простую коробку обвязать лентой, она станет подарочной. Если на любую машину привязать ленточки, сразу станет понятно, она едет на праздник. А как украшает девочку, женщину лента вплетенная в её прическу…

    Слайд № 4. В 14 веке, когда в Италии научились делать шёлковую нить, французский король Людовик 11 пригласил в Лион итальянских ткачей, чтобы они научили этому искусству местных мастеров.

    И как раз в это время в моду вошли камзолы и плащи, богато отделанные парчовыми и золотыми лентами, так что спрос на этот галантерейный товар неуклонно рос. Вошли в моду и шёлковые ленты. Нежные, мягкие, они украшали не только камзолы, но и платья. Ими украшали нижнее бельё, что во Франции всегда было наиглавнейшим предметом одежды. В общем всё – от панталон до туфель. Вышивка лентами всегда привлекала ценителей роскоши и придворных модников!

    Слайд № 5. А следующий французский монарх, известный историкам под тем же именем, но уже под номером XV, обожал лентами вышивать и с удовольствием дарил придворным всякие славные мелочи, изготовленные собственными руками. Не зря её называют Вышивкой королей! Так что, ВЫШИВКА ШЁЛКОВЫМИ ЛЕНТАМИ стала оформляться в отдельный вид весьма элегантного рукоделия, в самую "легкомысленнолетящюю" эпоху, эпоху РОКОКО.

    Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками.

    Слайд № 6. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье , носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры.

    Слайд № 7. Ну, и затем из Франции, общепризнанной законодательницы моды, вышивка лентами мгновенно распространилась по всему миру. Сначала в Англию, потом в Америку, а потом по всему земному шару.
    Расцвет вышивки лентами пришёлся на 70-е года 19 века – тогда расшивали лентами не только одежду, но и покрывала, абажуры , зонты, портьеры и всё, что можно было украсить.

    Слайд № 8. Сейчас же, в последние десятилетия и у нас, и за рубежом, рукоделие начинает развиваться. Уходят в прошлое китайские дешёвые поделки и начинает цениться ручная работа! В магазинах есть всё для ручного творчества – что только душе угодно!

    Каждый может выбрать рукоделие по сердцу, и по способностям.

    Слайд № 9. Чем вышивка лентами отличается от других вышивок?

    Быстрый результат (конечно, зависит от сложности и размера работы). Не легче, но быстрее! Например, чтобы вышить крестиком листочек, надо сделать несколько стежков. Лентой же листик, как правило, вышивается одним стежком.

    Фактурность вышивки . Объёмность ленточных стежков придаёт работе большую реальность.

    Ошибка в стежке не только не портит форму, но и придаёт ей оригинальность, а иногда рождает новый вид стежка.

    Ну и настрой праздничный!

    Перерыв 10 минут.

    4 этап. Практическая работа. 45 мин.

    Чтобы сделать рамочку для фотографии неповторимой и гламурной, вам будет нужна всего лишь широкая атласная ленточка , а всё остальное у Вас наверняка и так имеется дома. Приступим?

    Работа по технологической карте (Приложение).

    1. Подготовить рамочку. Картонную заготовку или готовую рамку обтянуть тканью, лентами, закрепляя края клеем на изнаночной стороне.

    2. Изготовить цветы. Следуя пошаговой инструкции сделать розочки. Для украшения понадобится 3-5 роз разного размера.

    3. Украсить розы листьями. Используя узкую ленту сделать пепельку и закрепить ее ниткой на розочке.

    4. Оформить рамочку. При помощи универсального прозрачного клея закрепить розочки на рамке.

    III . Итоговый блок.

    5 этап. Подведение итогов. 10 мин.

    Анализ успешности достижения цели. Выбрать необычные, яркие, аккуратные работы. Оформить выставку работ.

    Заключительное слово педагога:

    Природа - бесконечный источник творческих идей. Она открывает перед человеком возможность почувствовать прекрасное и ощутить себя искусным мастером. Красота окружающего мира действует на воображение, вызывает творческое чувство. Вышивка шелковыми лентами – яркое явление культуры, которое обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

    Присмотритесь к переливающемуся блеску шелковых лент, и у вас появятся творческие замыслы. Приложите усердие к процессу вышивания, побольше фантазии, терпения, упорства, творческого вдохновения, и результатом прилежания станут красивейшие изделия.

    6 этап. Рефлексия. 8 мин.

    Самооценка детей, своей работоспособности, психологического настроения, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

    Литература:

    1. Азбука цветов. Сост. – СПб, 1998.

    2. , Попова обыкновенных вещей. – М., 1992.

    3. Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приёмы. Изделия. _М, 2003 Д. Чиоти Украшения из шелковых лент, М.: Мир книги,2007.

    4. Конышева трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

    5. Программа образовательной области “Технология”. - М.,1994.

    6. Сухорукова делать цветы. М., «Культура и традиции», 1994

    7. Терешкович для дома. – М., 2001.

    8. Чернова вышивки лентами. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

    9. Энн Кокс Вышивка шелковыми ленточками. Пер. с англ., Из-во «Кристина – Новый век», 2006.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    11.​

    ФИО педагога

    Азанова Светлана Ивановна

    22.​

    Место работы

    МКУ ДО ШГО «Дом творчества»

    33.​

    Дополнительная общеразвивающая программа

    «Изонить»

    44.​

    группы, год обучения

    3 год обучения

    55.​

    Тема и номер занятия в программе

    «Тесьма, кружево. Технология работы с тесьмой и кружевом»; занятие в программе № 60

    66.​

    Время

    45 мин.

    77.​

    Методическое обеспечение

    презентация «Ассортимент тесьмы и кружева»; игра «Волшебный сундучок»;

    8.​ Цель занятия: Оформление работы с применением текстильных отделочных материалов.

    9. Задачи:

    - образовательные ( формирование познавательных УУД ) :

    Формирование представлений о возможностях оформления работы.

    Формирование умения сотрудничать, слушать и вступать в диалог.

    - воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных УУД ) :

    Воспитание эстетической культуры, художественного вкуса, чувства меры, привычки вносить элементы прекрасного в жизнь;

    - развивающие ( формирование регулятивных УУД )

    Развитие творческих способностей и пространственного мышления.

    10.​ Тип занятия: комбинированный

    11.​ Формы работы обучающихся: фронтальная работа, ИКТ.

    12.​ Методы и приемы: Беседа, игра, практическая работа

    13.​ Необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

    15.​ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

    Этап занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающегося

    Время

    (в мин.)

    Формируемые УУД

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные, личностные

    1

    Организационный момент

    Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня видеть на нашем занятии. Сегодня когда я шла на работу, мне передали вот этот сундучок. Мне очень хочется открыть и посмотреть, что находится внутри. А вам? Но он, почему то не открывается. Посмотрите к нему прикреплено письмо. Что бы сундучок открылся, правильно соберите слова из букв в конверте. Давайте попробуем.

    Отвечают на вопросы, делятся на группы и собирают разрезанное слово.

    Прогнозирование своей деятельности.

    Умение слушать и вступать в диалог, умение работать в группе.

    2

    Вводная беседа. Актуализация знаний.

    Посмотрите что это?

    Правильно, это ленты, тесьма и кружево. Все это называется отделочными материалами. Как вы думаете почему? Правильно, эти материалы используют для оформления различных изделий. В швейном производстве ими оформляют фартуки, платья, ночные комплекты, но еще оказывается их можно применить для оформления и отделки различных вещей, например вазы, шкатулки, и других приятных мелочей.

    Давайте рассмотрим, какие бывают отделочные материалы и чем они различаются.

    Отвечают на вопросы педагога, рассматривают материалы.

    Поиск и выделение необходимой информации.

    Постановка цели учебной задачи.

    3

    Изучение нового материала.

    Кружево - текстильное (ручной или машинной работы) без тканой основы, в котором образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетеные изготовлялись в Зап.Европе с кон. 15 в. (Италия). В России с 17 в. получило распространение плетеное кружево (вологодское, елецкое и др.) Применяется в основном для отделки белья, одежды. Сейчас большой ассортимент кружева вы можете увидеть на полках наших магазинов. Кружева отличаются по ширине и рисунку, цвету и способу изготовления.

    Тесьма́ - узкая тканая или плетёная полоска или шнур , находящая самое разнообразное применение в домашнем обиходе, пошиве одежды.

    От тесьма отличается, главным образом, тем, что первая служит преимущественно украшением, между тем как тесьма назначается для связывания и стягивания частей одежды и тому подобного, вследствие чего прочность является для неё одним из необходимых качеств. Поэтому на изготовление тесьмы идут нити из более прочных материалов: , , реже и , соединяемые простейшими переплетениями: полотняным, саржевым, реже атласным.

    Встречается также плетёная тесьма. По существу же тканая тесьма и лента являются одним и тем же продуктом . Давайте посмотрим, чем же отличаются они? Правильно, отличаются шириной, рисунком, цветом.

    Рассматривают материалы, отвечают на вопросы.

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

    Учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом.

    Умение слушать и вступать в диалог

    4

    Первичное закрепление изученного материала

    Наш сундучок предлагает вам сыграть в игру: «Угадай что это?»

    Мы с вами трудились весь год и вы выполнили большое количество работ, чему я очень рада, так как скоро ваши работы будут участвовать в муниципальной выставке «Рукотворное чудо».

    Скажите, прежде чем отправить работу на выставку, что мы должны сделать? Правильно, оформить ее.

    А как можно оформить работу? Молодцы, работу можно вставить в рамку.

    А вы знаете, какие бывают рамки? Конечно, рамки могут быть выполнены из дерева и пластика, круглые, квадратные и прямоугольные. К сожалению работ, у нас много, и что бы оформить все работы, рамок не хватит, поэтому я предлагаю вам подумать и сказать, как мы можем выйти из этого положения? Правильно, изготовить рамки самим.

    Итак, сегодня мы изготавливаем рамочку для оформления работы, а оформлять ее будем с помощью кружева и тесьмы.

    Давайте посмотрим, какие рамочки можно выполнить с помощью этих материалов.

    Для изготовления рамки нам понадобятся: рамка - основа, кружево, тесьма, ленты, клей, все это вы видите на своих столах.

    На доске у нас есть технологическая карта изготовления рамки, обратите внимание, на последовательность выполнения работы.

    Выбирают с закрытыми глазами отрезок тесьмы или кружева, определяют, что это. Отвечают на вопросы педагога.

    Рассматривают рамочки и образец.

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ объектов и синтез.

    Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

    Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Воспринимают ответы обучающихся.

    5

    Физминутка.

    Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем. И работать продолжаем.

    Выполнение движений вслед за педагогом.

    6

    Практическая работа.

    Прежде чем начать работу, давайте наложим нашу рамку на готовую работу и посмотрим какую тесьму нам нужно взять, чтобы она гармонировала с нашей работой.

    Выполнение работы по технологической карте.

    Анализ работы, выделение главного.

    Выбор наиболее эффективных способов решения задачи

    Организация рабочего места. Определение цели, плана выполнения задания, самоконтроль.

    Нахождение вариантов решения творческой задачи.

    Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с педагогом.

    7

    Подведение

    итогов

    Скажите, что мы сегодня выполняли на занятии?

    Какие материалы вы использовали в работе?

    Чем отличается кружево и тесьма?

    Какие трудности возникли у вас во время работы?

    Посмотрите, чья работа вам понравилась, почему? Скоро праздник «Великая Пасха» Кому бы подарили свою работу?

    Давайте за работу похвалим себя: Сегодня я молодец. Я узнала…. Я научилась….

    Отвечают на вопросы.

    Структурирование знаний.

    Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности.

    Умение слушать и вступать в диалог.

    8

    Этап рефлексии

    У нас есть вот такой экран успешности и сегодня я предлагаю вам оценить себя, с помощью разноцветных ленточек:

    Зеленая - хорошо работал, доволен собой;

    Синяя - хорошо работал, но умею еще лучше;

    Красная - работа не получилась, не доволен собой.

    На этом наше занятие закончено. Я благодарю вас за проделанную работу, но работа еще выполнена не полностью. На следующем занятии мы изготовим заднюю часть рамочки, петельку, и оформим рамку с помощью цветов из тесьмы и кружева, которые мы научимся делать на следующем занятии. Я жду вас на следующее занятие в четверг после школы.

    Уборка рабочих мест.

    Обучающиеся выбирают ленточку, соответствующий его работе на занятии и закрепляют ее на экране успешности.

    Убирают рабочие места.

    Прощаются.

    15. Характер самостоятельной работы обучающихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

    16. Оценка достижения целей занятия: ____________________________________