Войти
Женский портал - SelfShop
  • Женская стрижка боб-каре Стильные женские стрижки боб
  • Мастер-класс: изготовление кожаного кошелька
  • Снежинка канзаши – мастер класс
  • Моделирование прямой юбки Как сшить прямую юбку с рельефом
  • Вязаное платье спицами узор косы
  • Панно своими руками на тему: Весна
  • В семье и каша гуще значение. Семейная кашка погуще кипит

    В семье и каша гуще значение. Семейная кашка погуще кипит

    В семье и каша гуще.

    Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

    Смотреть что такое "В семье и каша гуще." в других словарях:

      Основные события образования, развития и завершения существования семьи. Из источников четко вырисовывается крестьянский взгляд на семью, как важнейшее и непременное условие жизни каждого крестьянина. Он выражен в челобитных по разным вопросам, в … Русская история

      Добровольный союз (товарищество) равноправных работников, решавший производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Объединение людей в артель не только не ограничивало духа самостоятельности и… … Русская история

      Ср. семья жен. вообще: совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесном ·знач. родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. Хороша семейка! Семья воюет, а один горюет. Семьей и горох… … Толковый словарь Даля

      Группа людей, связанная браком или кровным родством, ведущая общее хозяйство, осуществляющая взаимопомощь и взаимоподдержку. «Семья, писал И.А. Ильин, первичная ячейка общества, естественный и в то же время священный союз, в который человек… … Русская история

      И в раю жить тошно одному. Семейная кашка погуще кипит. В семье и каша гуще. Семейный горшок всегда кипит. Гуртовая копейка виднее. Добрая жена да жирные щи другого добра не ищи! Живучи одной головкой, и обед варить неловко. Две шубы тепло, две… …

      См. В семье и каша гуще … В.И. Даль. Пословицы русского народа

      Но почему изложение приемов варки мы все же начали с каш, а не, скажем, с супа? Ведь как будто бы варить его менее сложно, кроме того, суп первое, а каша второе блюдо. Не логичнее ли было начинать рассказ с супа? Не сложнее ли… … Большая энциклопедия кулинарного искусства

      Традиционный славянский напиток с объёмной долей этилового спирта не более 1,2 %, изготовленный в результате незавершённого спиртового и молочнокислого брожения сусла … Википедия

    Крестьянская семья

    В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.

    "В семье и каша гуще"

    Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: "Не женат – не человек", "В семье и каша гуще", "Семье в куче не страшна и туча".

    В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка "В тесноте да не в обиде"?

    В XVII в. преобладали семьи не более 10 человек, состоящие, как правило, из представителей двух поколений – родителей и детей. Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли "большаком". Даже взрослые женатые сыновья, имевшие собственных детей, считались с ним. Большак распоряжался имуществом семьи и судьбой ее членов, руководил полевыми работами, распределял трудовые обязанности. Во время обеда большак сидел.на почетном месте в красном углу избы под образами.

    В основе крестьянского супружеского союза лежал прежде всего хозяйственный интерес. Такое святое для многих людей чувство, как любовь, редко бралось в расчет. Помещик женил крепостных по своему усмотрению. Да и народная традиция не предусматривала обоюдного согласия юноши и девушки на брак – за них все решали родители.

    Невесту старались выбрать не столько красивую, сколько здоровую, умелую, трудолюбивую. Ведь после замужества ей приходилось брать на себя все домашнее хозяйство, воспитывать детей, ухаживать за скотиной, работать в огороде, поле. У "непряхи" и "неткахи" было намного меньше шансов выйти замуж, чем у искусной рукодельницы. Такой, казалось бы, утилитарный подход при создании семьи вовсе не означал, что союз двух людей был непрочным. Супругов объединяла общая забота: о хозяйстве, о детях, о доме. Ну а что до любви – "стерпится-слюбится", – считали в старину.

    В былые времена женились очень рано. "Кормчая книга" – свод церковных правил, составленный в XIII в. и регулировавший в том числе и семейные отношения, – устанавливала брачный возраст для девушек– 13, для юношей– 15 лет. Не редки были случаи и более ранних браков. Борясь с ними, "Стоглав" в середине XVI в. обязывал священников венчать девушек никак не моложе 12, а юношей – 15 лет. Существовали и иные ограничения при вступлении в брак. Запрещалось, например, жениться родственникам до шестого колена, то есть троюродным брату и сестре. Церковь отказывала в венчании жениху и невесте, состоящим в кумовстве, сватовстве или крестном братстве. Запрещалось православным сочетаться браком с человеком другой веры или вовсе не крещеным.

    Церковные правила допускали заключение брака не более трех раз. Даже второй брак считался греховным, и на вступающих в него церковь накладывала наказание – епитимью, запрещавшую причащаться в течение двух лет. Причем второй брак совершался без венчания, так же как и третий, сопровождавшийся пятилетней епитимьей. Насколько неприемлемы были для церкви последующие браки, отражал "Стоглав" в изречении Григория Богослова: "Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, понеже свинское есть житие".

    Рождение новой семьи обязательно сопровождалось веселой свадьбой. Русская свадьба – одно из самых удивительных явлений народной культуры. Ее традиции соблюдали и простые крестьяне, и самодержавные цари. Русская свадьба исторически соединила в себе два древних обряда – народный, называвшийся "веселие", и христианский – венчание. Причем долгое время, вплоть до XVI в., в народной среде был распространен брак без венчания.

    Лучшей свадебной порой на деревне считались осень и зима, когда были закончены все сельскохозяйственные работы. У крестьян появлялось свободное время, которого требовалось немало для подготовки свадебного торжества.

    "Не выбирай невесту, вывери сваху"

    Свадьбе обязательно предшествовало сватовство. Вопрос о выборе жениха или невесты в те времена, как уже упоминалось, единолично решали родители. Советоваться с женихом или невестой было не принято. Теоретически они могли впервые встретиться только под венцом. Правда, в деревне, где все друг у друга на виду, такое вряд ли могло произойти.

    Главную роль при сватовстве играла сваха. "Не выбирай невесту, выбери сваху", – поучала народная мудрость. Чаще всего эту обязанность исполняла немолодая, опытная женщина, родственница или знакомая семьи жениха. От свахи требовалось особое умение красиво и убедительно говорить, ведь часто ей приходилось расхваливать не слишком ходовой "товар". Не зря в народе говорили: "На свашечкиных речах, как на санях – хоть садись да катись".

    Обычно сваха приходила в дом невесты и издалека, иносказаниями и намеками, заводила разговор. Ее диалог с родителями невесты мог выглядеть примерно так. Сваха: "У вас – товар, у нас – купец". Если родители хотели отказать, они отвечали: "Наш товар непродажный", если желали продолжить разговор, то приглашали сваху к столу, "на хлеб-соль".

    Не всегда сват или сваха добросовестно выполняли свои обязанности. Известен забавный случай из истории городской свадьбы XVII в. Некий сват договорился с отцом кривой невесты обмануть жениха, разумеется, не бескорыстно. Сват сообщил жениху, что он может увидеть невесту, сидящую у открытого окна своего дома в такой-то час. Девушка и вправду сидела у окна, но так, что кривой глаз не был виден с улицы. Жениху, не подозревавшему подвоха, невеста понравилась, и он дал согласие жениться.

    Для того чтобы избежать подобных недоразумений, после успешных переговоров свахи с родителями невесты устраивали смотрины. В дом невесты приходила мать жениха либо ее доверенное лицо – смотрительница. Она разговаривала с девушкой и внимательно наблюдала за ней, желая убедиться, насколько та умна и хороша собою.

    После смотрин происходил "сговор". Тут уж в гости к родителям невесты приезжал сам жених с отцом или старшим братом. Их встречали у ворот дома как почетных гостей, провожали в избу и усаживали на лавку в красный угол. В сговоре участвовали только мужчины. Сама невеста жениху не показывалась: пряталась за печью или скрывалась на полатях. Обе стороны договаривались о свадебных расходах, сроках, размерах приданого, подарках жениха невесте. Затем в знак согласия "ударяли по рукам". С этого момента вопрос о свадьбе считался решенным, и начиналась ее подготовка.

    В крестьянских семьях родители чуть ли не со дня рождения дочери начинали собирать в отдельный сундук ее приданое: куски полотна, одежду, обувь, украшения, постельное белье и многое другое. Выучившись рукоделию, девушка пополняла сундук собственными изделиями – вышитыми, связанными, сотканными.

    Вечером, накануне свадьбы, в доме невесты устраивали девишник. Подруги помогали укладывать приданое, а невеста, прощаясь с ними, пела грустные песни:

    Исстари повелось, что жениха, будь он даже из холопов, в день свадьбы величали "князем", а невесту – "княгиней". Перед торжеством, согласно древней традиции, им в услужение назначали свадебные чины из родственников и друзей: "тысяцкий", "дружки", "бояре", "постельничий", "поезжане" и др. Тысяцкий был главным распорядителем на свадьбе. Он везде и всюду сопровождал жениха. Дружки созывали гостей, произносили речи, рассылали подарки от имени молодых. Поезжане сопровождали свадебный поезд. Бояре составляли коллектив почетных гостей.

    "Жениться – не воды напиться"

    С утра в день свадьбы все участники торжества собирались в домах жениха и невесты. Из дома невесты перевозили постель. Ее сопровождал целый конный поезд. Впереди верхом ехал невестин дружка, за ним – сани с постелью, в которых сидел постельничий. Сзади, на вторых санях, ехала невестина сваха. В доме жениха постель ставили в заранее приготовленное помещение – сенник, где молодым предстояло провести первую брачную ночь. Обычно это была отдельно стоящая "холодная" постройка. Обязательно соблюдалось лишь одно условие: на чердаке не должно было быть земли, чтобы, по суеверным представлениям, сенник ничем не напоминал могилу.

    Приближался час венчания. Невесту обряжали в свадебное платье. В древности на Руси его шили из красной ткани. В русской песне "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" речь идет как раз о свадебном наряде. Одевание сопровождалось плачем невесты, символизирующим прощание с молодостью и свободой.

    Особое значение при одевании невесты, да и во всем свадебном чине, имел обряд "чесания головы". По традиции незамужняя женщина на Руси носила одну косу – символ девичества – и венец. Готовя невесту к венчанию, сваха расплетала ей косу и расчесывала волосы гребнем, смоченным в слабом медовом растворе. Вплетенную в косу ленту дарили какой-нибудь из близких подруг. Невеста в это время пела с плачем:

    После венчания с невесты снимали венец, а волосы заплетали в две косы и убирали под кику – головной убор замужней женщины. С этих пор ее волосы не должен был видеть никто из посторонних.
    В церковь жениха и невесту сопровождал свадебный поезд: все свадебные чины, родные, друзья. Поезд вез также венчальные свечи жениха и невесты, каждая из которых могла весить больше пуда. После венчания при выходе из храма сваха осыпала молодых хмелем, считавшимся символом плодородия. Теперь свадебный поезд направлялся к дому жениха. Его родители на пороге встречали новобрачных с образами и хлебом-солью и благословляли их. За свадебным столом, пока гости ели, пили и веселились от души, молодым полагалось сидеть чинно и не прикасаться к еде. Свадебный пир сопровождался песнями, главными среди которых были величальные в честь жениха и особенно лиричные в честь невесты:

    В разгар свадебного пира тысяцкий уводил новобрачных в сенник. Там их кормили и оставляли одних. В опочивальне между молодыми совершался древний обряд разувания. Жена в знак покорности мужу должна была снять с его ног сапоги. В одном из них лежала монета: если молодая снимала первым именно этот сапог, то, по примете, ее ожидало счастье в семейной жизни. В противном случае считалось, что ей всю жизнь придется рабски угождать мужу. При разувании муж в знак своей власти легонько ударял жену плетью, полученной в подарок от тестя.

    «Кого люблю, того и бью»

    Обряд разувания наглядно демонстрировал характер будущих отношений между супругами. Средневековая женщина.была полностью зависима от мужа. Его власть над женой утверждалась не только силой авторитета, но нередко и прямым насилием. Бить жену считалось в порядке вещей не только в крестьянской, но и в боярской среде. "Домострой" на этот счет высказывался положительно. В народной среде прочно бытовало представление: если муж не бьет жену, значит, он ее не любит. Показателен комический, с нашей точки зрения, эпизод из русской истории XVI в. Некий немец, живший в Москве, женился на русской. Спустя некоторое время жена упрекнула его в том, что он не любит ее. Немец, нежно относившийся к супруге, удивился: в чем его вина? "Ты ни разу не ударил меня", – услышал он в ответ. Тогда муж стал бить жену, и она перестала жаловаться.

    И все же положение женщины из простонародья было намного свободнее, чем в боярской или купеческой среде. Крестьянка, занимаясь хозяйством, могла свободно выйти из дома по воду к колодцу или на реку, пойти в лес по грибы и ягоды, на жатву в поле. Боярыни же и купчихи вели затворнический образ жизни.

    Женщина, тянувшая значительную часть воза крестьянских забот, пользовалась немалым уважением в семье. Ее роль особенно возрастала после смерти мужа. Нередко вдова становилась главой дома и приобретала дополнительный вес не только в семье, но и в крестьянской общине.

    Рождение детей в семье всегда радость. Однако крестьян особенно радовало рождение мальчика. Объяснялось это просто: община выделяла семье надел пахотной земли – главного крестьянского богатства – на каждого родившегося ребенка мужского пола. На девочек земля не полагалась. Кроме того, женившись, сын приводил в дом еще одну работницу, а дочь, выйдя замуж, наоборот, уходила, да еще уносила с собой часть богатства семьи в виде приданого. Детей рожали столько, сколько Бог пошлет. Искусственно прерывать беременность считалось большим грехом. Лишь один фактор регулировал численность крестьянской семьи – высокая смертность: и детская, и взрослая. Рожали детей обычно в бане, которая в старое время заменяла лечебницу. Однако, работая до последнего дня, беременная крестьянка могла родить где угодно – в поле, в хлеву, в избе.

    Физическому рождению человека не придавалось большого значения. Другое дело – духовное рождение – крестины. Обычно младенца крестили на сороковой день и нарекали именем того святого, чью память отмечали в день крестин. Крещеный обзаводился в этот день духовными родителями – крестными отцом и матерью. Их выбирали, как правило, из родственников. Крещение, как и свадьба, считалось большим событием. В день крестин родители устраивали стол для родных и близких и ежегодно отмечали день ангела, или именины, заменяющие празднование дня рождения.

    Родители были для своих детей непререкаемым авторитетом. Даже взрослый сын беспрекословно подчинялся отцу. Авторитет родителей поддерживали и государство, и церковь. "Домострой" поучал: "Чада... любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им по Богу во всем, и старость их чтите, и немощь их...". Родительское проклятье, с точки зрения веры и народных представлений о нравственности, считалось самым страшным, какое только могло быть. Вместе с тем, "Домострой" требовал от родителей заботиться о своих детях, велел учить их "страху Божьему и вежливости и всякому благочинию и, по времени... учить рукоделию матери–дочь, а отцу – сына".

    Семейные отношения крестьян были освещены вековыми традициями. Многие из них безвозвратно ушли в прошлое, некоторые продолжают жить, составляя часть нашего бытия или, как сегодня принято говорить, часть русского национального менталитета.

    ГАДА́НИЕ, -я и ГАДА́НЬЕ, -я,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГАДА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; несов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ГУ́ЩЕ. сравн. к прил. густой и к нареч. густо...

    Толковый словарь Ушакова

  • - не гу́ще нареч. качеств. Обладая такой же или меньшей густотой...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - г"уще, сравн...
  • - не г"...

    Русский орфографический словарь

  • - Разг. Делать безосновательные предположения, догадки. Готов каждого из нас предать, чтобы только его не трогали… А ты, Филипп Иванович, как обо всём этом думаешь? - неожиданно обратился к нему Воронин...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Остатки сладки. Последочки милее...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Ирон. или Неодобр. Беспочвенные, ни на чём не основанные предположения, догадки, домыслы. БМС. 106; БТС, 190...
  • - Разг. Ирон. или Неодобр. Строить беспочвенные предположения, догадки, домыслы. Жиг. 1969, 342; БСРЖ, 143; БТС, 236; ШЗФ 2001, 53; Янин 2003, 80; ЗС 1996, 112, 344, 478; ФСРЯ, 101...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Перм. Ирон. То же, что девятая вода на киселе. Сл. Акчим. 1, 138...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 2 в роду наследственный...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 8 воображавший гадавший гадавший на бобах делавший предположения предполагавший строивший гипотезы строивший догадки строивший предположения...

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 разросшийся...

    Словарь синонимов

  • "В семье и каша гуще." в книгах

    В ГУЩЕ СОБЫТИЙ

    Из книги Братья Старостины автора Духон Борис Леонидович

    В ГУЩЕ СОБЫТИЙ Тридцатые годы ознаменовались большими переменами, и не только в футболе. И братья не раз оказывались в гуще событий - как на зеленом поле, так и за его

    В ГУЩЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

    Из книги Юлиус Фучик автора Филиппов Василий

    В ГУЩЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ Мне рок сказал: поэтом чешским стань, Но пой лишь о страданиях народа, О том, как силой попрана свобода, И песен горькой болью души рань, Ян Неруда В октябре 1929 года на бирже в Нью-Йорке произошла

    Гадания на кофейной гуще

    Из книги автора

    Гадания на кофейной гуще Белые цветы, маска, флаг и коридоры власти выпадали мне чаще всего на кофейной гуще.Джуна пила много кофе. И гадать на кофейной гуще было обычным ее

    ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ

    Из книги Здравствуй, Чапичев! автора Фейгин Эммануил Абрамович

    ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ Яков уехал в Феодосию в самом мрачном настроении, в чем-то разочарованный, что-то потерявший. Вернулся же он совсем иным.- Тебя вроде подменили в доме отдыха, - пошутил я.- А что? Заметно что-нибудь?- Еще бы, очень заметно. У тебя сейчас такой вид,

    В гуще масс

    Из книги автора

    В гуще масс Весной и летом 1942 года обкому партии удалось установить связи со всеми районами области, пополнить существовавшие и создать новые подпольные райкомы партии, активизировать их деятельность. В состав райкомов подбирались прежде всего коммунисты, работавшие на

    Гадание на снежной гуще

    Из книги Бомба. Тайны и страсти атомной преисподней автора Пестов Станислав Васильевич

    Гадание на снежной гуще Провалы разведки в получении секретной информации попытался компенсировать Андрей Дмитриевич. Для этой цели он набрал себе команду и в один прекрасный день выехал с ней загород, где все стали набивать большие картонные коробки свежевыпавшим

    Гадание на кофейной гуще

    автора Судьина Наталья

    Гадание на кофейной гуще Гадать на кофейной гуще можно во всякое время дня и ночи, круглый год.Этот способ гадания не является русским или даже общеславянским изобретением, а заимствован у других культур, как и сам кофе, гуща которого является основным материалом для

    Гадание на чайной гуще

    Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

    Гадание на чайной гуще Для того чтобы правильно прочесть знак, который сложится из чаинок, возьмите чашку простой формы. Жидкость должна только прикрывать дно. Возьмите чашку в левую руку и взболтайте чай, делая три резких поворота чашкой по часовой стрелке. Переверните

    224. Гадание на чайной гуще

    Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

    224. Гадание на чайной гуще Для того чтобы правильно прочесть знак, который сложится из чаинок, возьмите чашку простой формы. Жидкость должна только прикрывать дно. Возьмите чашку в левую руку и взболтайте чай, делая три резких поворота чашкой по часовой стрелке.

    Гадание на кофейной гуще

    Из книги Большая книга славянских гаданий и предсказаний автора Дикмар Ян

    Гадание на кофейной гуще В джезву или маленькую кастрюльку нужно всыпать 3 чайные ложки молотого кофе, влить воду и вскипятить.Сняв с огня, дать настояться, поставив джезву на блюдце с солью.Затем кофе нужно осторожно слить, чтобы не взболтать гущу, добавить в нее 200 мл

    Гадание на кофейной гуще

    Из книги Лучшие гадания от А до Я автора Лома Елена

    Гадание на кофейной гуще Гадание на кофейной гуще – один из наиболее известных способов предсказаний. Практически нет человека, который бы не слышал или не читал о нем. Но узнать свою судьбу, предначертанную символами в кофейной чашке, удавалось немногим.Итальянцы

    Гадание на кофейной гуще

    Из книги Золотая книга старорусской магии, ворожбы, заклятий и гаданий автора Южин В. И.

    Гадание на кофейной гуще В состоятельных домах гадали и по черному кофе. Чашку с кофейной гущей накрывали блюдечком и переворачивали.После – блюдце ставили на стол и наливали воду. Чашечку погружали трижды, краями, с «магической» фразой: «Верность, дружба и согласие».

    5. Гадание на кофейной гуще

    Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

    5. Гадание на кофейной гуще Гадание на кофейной гуще – один из наиболее известных способов предсказания. В кофейник насыпать молотый кофе, залить его водой, поставить на огонь, довести до кипения.Перед тем как приступить к гаданию, надо сосредоточиться и четко

    В гуще полемики

    Из книги автора

    В гуще полемики Работы Н.А. Нарочницкой, особенно ее книга «За что и с кем мы воевали», а также ее взгляды на некоторые аспекты международной политики вызвали достаточно острую полемику на Западе. Для того чтобы дать читателю представление о ней, мы публикуем в этой книге

    222. На кофейной гуще

    Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Тихонова Инна

    222. На кофейной гуще Фокус похудения на кофе в том, что после его употребления уровень сахара в крови повышается даже тогда, если вы не добавляли в напиток сахар. Выпив кофе без сахара и молока, вы все равно ощутите сытость. Почему? Дело в том, что кофеин обладает

    Словарь пословиц, статья под заголовком Артельный (общий) горшок гуще кипит :

    АРТЕЛЬНЫЙ (общий) ГОРШОК ГУЩЕ КИПИТ. Сообща легче справиться с любым делом. Ср. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь - легче справишь. Старики сидели пришибленные нежданным скандалом. Ладная, мирная жизнь, оказывается, не была мирной. И году не прошло, как собрались под одной крышей, а уж о разделе речи ведут. Разговоры за семейным столом: «Артельный горшок гуще кипит» да шутливые присказки - вроде: «Вместях-то и батьку легче бить». Н. Жернаков, Краснотал.- Сколько,- говорит,- нас наберется, а работать коллективно будем: общий горшок гуще кипит. М. Голубкова, Два века в полвека.
    - Даль: Артельная кашица гуще живет.

    Толкование пословицы "Семейная кашка погуще кипит. В семье и каша гуще." по словарю Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.

    Словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.:

    Нажмите на слово:

    В , предлог.

    I. с вин. и предл. п.

    1. употр. при обозначении места, направления куда-н. или нахождения гден. Положить бумаги в стол. Бумаги лежат в столе. Уехать в Сибирь. Жить в Сибири. Подать заявление в университет. Учиться в университете.

    2. употр. при обозначении явлений, представляющих собой область деятельности, состояние кого-н. Вовлечь в работу. Весь день в работе. Впасть в сомнение. Погрузиться в глубокое раздумье.

    3. употр. при обозначении состояния, формы, вида чего-н. Растереть в порошок. Лекарство в порошках. Сахар в кусках. Разорвать в клочки. Все пальцы в чернилах.

    4. употр. при указании на внешний вид кого-чего-н. , на оболочку, одежду. Завернуть в бумагу. Конфеты в обёртке. Одеться в шубу. Ходить в шубе. Нарядиться в новое платье.

    5. употр. для указания количества какихн. единиц, из к-рых что-н. состоит. Комната в двадцать метров. Комедия в трёх актах. Отряд в сто человек.

    6. употр. при обозначении момента времени. В ночь на четверг. В один день. В прошлом году. В третьем часу.

    II. с вин. п.

    1. употр. при обозначении соотношений чисел. В три раза меньше.

    2. Ради, для, в качестве чего-н. Сделать что-н. в насмешку. Не в обиду будь сказано.

    3. употр. для указания на семейное сходство с кем-н. Весь в мать.

    III. с предл. п.

    1. употр. при обозначении расстояния от чего-н., временного отрезка. В двух шагах от дома. В пяти минутах езды от города.

    2. употр. при обозначении предметов, лиц, явлений, по отношению к к-рым что-н. происходит, наблюдается. Недостатки в воспитании. Знаток в литературе. Разбираться в людях. Разница в годах.

    3. употр. при обозначении субъекта носителя состояния. В юноше зреет пианист. В человеке живёт уверенность. В душе радость.

    ГУСТО Й , ая, ое; густ, густа, густо, густы и густы; гуще.

    1. Состоящий из многих, близко друг к другу расположенных однородных предметов, частиц. Густая пшеница. Густые волосы. Густые заросли. Г. цвет (насыщенный). Районы с густым населением.

    2. О жидком: с ослабленной текучестью, насыщенный чем-н. Г. суп. Густая сметана. Густая грязь.

    3. О газообразном: насыщенный, плотный. Густые облака. Г. мрак (полная темнота).

    | сущ. густота , ы, ж.

    И 1 , союз.

    1. Одиночный или повторяющийся, соединяет однородные члены предложения, а также части сложносочинённого предложения. Теория и практика. Русский солдат и храбр, и вынослив. Появились надежды, и он вновь стал весел.

    2. Открывает собою предложения эпического, повествовательного характера для указания на связь с предшествующим, на смену событий. И настало утро. И грянул бой.

    3. Внутренне связывает сообщение с предшествующей ситуацией, предопределяющей положительную или отрицательную оценку. И вы ещё будете спорить?! (т. е. предшествующая ситуация предопределяет отрицательную оценку возможности вступления в спор). И вы согласились?! (т. е. из-за того, что предшествовало, не нужно было соглашаться). И как умел он рассказывать! (т. е. в нём было ещё что-то хорошее).

    И вот , союз то же, что и в результате. Она ушла, и вот я один.

    И… да (а, но) , союз выражает уступительные отношения. И жаль друга, да (а, но) нечего делать.

    И… так , союз (разг. ) выражает уступительные отношения при неодобрении того, о чём сообщается в придаточном предложении. И обманет, так не признается. И не пускали гулять, так нет убежал.

    И 2 , частица. Выражает полноту и категоричность отрицания, выделяя в нём главное. И копейки не даст. Ты и не проси.

    И 3 , межд. [произн. протяжно ]. В начале предложения в реплике выражает увещевание или несогласие. И, полно!

    КА ША , и, ж.

    1. Кушанье из сваренной или запаренной крупы. Крутая, густая, жидкая к. Гречневая, пшённая, рисовая, манная к. Заварить кашу кипятком. Маслом каши не испортишь (посл. ). Мало каши ел (перен. : молод, неопытен или недостаточно силён; разг. ирон. ).

    2. перен. То же, что (в 1 знач. ) (разг. ). К. из песка и снега.

    3. Нечто беспорядочное, путаница (разг. ). К. в голове у кого-н. К. в изложении.

    Каши не сваришь с кем (разг. неодобр. )не сговоришься, не сделаешь дела с кем-н.

    Каши просят (ботинки, сапоги) (разг. шутл. )износились до дыр.

    Каша во рту у кого (разг. )о том, кто говорит неясно, нечётко.

    Заварить кашу (разг. неодобр. )затеять хлопотливое дело.

    Расхлебать кашу (разг. неодобр. )распутать хлопотливое дело. Заварили кашу, а я расхлебывай.

    | уменьш. кашка , и, ж. (к 1 знач. ).

    КА ШКА 1 , и, ж. (разг. ). Клевер, а также его шаровидное соцветие (головка). Белая, розовая, красная к.

    КА ШКА 2 см. .

    КИПЕ ТЬ , плю, пишь; несов.

    1. (1 и 2 л. не употр. ). О жидкости: бурлить, клокотать, испаряясь от сильного нагрева. Вода кипит. Самовар кипит (кипит вода в нём). Водопад кипит (перен. : бурлит, клокочет). Кровь кипит в ком-н. (перен.: о сильном волнении).

    2. (1 и 2 л. не употр. ), перен. Осуществляться с большой силой. Работа кипит. Жизнь кипит. Страсти кипят. Злоба кипит в сердце.

    3. перен., чем. Проявлять (какое-н. чувство, волнение) с силой, бурно. К. негодованием, злобой, возмущением.

    | сов. вскипеть , плю, пишь (к 1 и 3 знач. ).

    | сущ. кипение , я, ср.

    СЕМЕ ЙНЫЙ , ая, ое; еен, ейна.

    1. см. .

    2. полн. ф. Имеющий семью. С. человек.

    3. полн. ф. Предназначенный для семьи, семей. С. вечер в клубе.

    4. То же, что (во 2 знач. ) (неодобр. ).

    | сущ. семейность , и, ж. (ко 2 и 4 знач. ).

    СЕМЬЯ , и, мн. семьи, мей, семьям, ж.

    1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.

    2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок. ). Дружная школьная с. Студенческая с.

    3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей.

    Семья языков в языкознании: группа родственных языков.

    | уменьш. семейка , и, ж. (к 1 и 3 знач. ).

    | прил. семейный , ая, ое (к 1 знач. ).

    Если нужное слово из пословицы Семейная кашка погуще кипит. В семье и каша гуще. отсутствует в приведённом списке, то его можно найти с помощью этой формы.

    • - народное название многих растений, у которых мелкие цветки собраны в головку, напр. тысячелистник клевер и...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - народное название растений из рода клевер. Иногда К. называют также тысячелистник и некоторые др. растения...

      Большая Советская энциклопедия

    • - скромная...

      Словарь эпитетов

    • - ; мн. ка/шки, Р....

      Орфографический словарь русского языка

    • - КА́ШКА, -и, жен. . Клевер, а также его шаровидное соцветие...

      Толковый словарь Ожегова

    • - КА́ШКА 1, -и, ж. . Клевер, а также его шаровидное соцветие...

      Толковый словарь Ожегова

    • - КА́ШКА, кашки, жен. 1. ласк. к каша в 1 знач. . 2. Название различных смесей, имеющих консистенцию меда. 3. То же, что клевер. «По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой.» А.Майков...

      Толковый словарь Ушакова

    • Толковый словарь Ефремовой

    • - ка́шка I ж. разг. Народное название некоторых сортов клевера. II ж. устар. Заставка, вытисняемая в конце главы или книги для украшения. III ж. разг. ласк. к сущ. каша I 1...

      Толковый словарь Ефремовой

    • - ка́шка I ж. разг. Народное название некоторых сортов клевера. II ж. устар. Заставка, вытисняемая в конце главы или книги для украшения. III ж. разг. ласк. к сущ. каша I 1...

      Толковый словарь Ефремовой

    • - к"ашка, -и, род. п. мн. ч. к"...

      Русский орфографический словарь

    • - В лесу котелок кипит, кипит, а укипи нет...
    • - См. ПОИСК -...

      В.И. Даль. Пословицы русского народа

    • - Дать берёзовой кашки. Пск. То же, что дать берёзовой каши. ПОС 14, 70. на кашку. Перм. То же, что класть на кашу. СГПО, 229...

      Большой словарь русских поговорок

    • - ...

      Формы слова

    • - сущ. клевер ...

      Словарь синонимов

    "Семейная кашка погуще кипит." в книгах

    «ГДЕ ЖИЗНЬ КИПИТ КРУГОМ»

    Из книги Даль автора Порудоминский Владимир Ильич

    «ГДЕ ЖИЗНЬ КИПИТ КРУГОМ» 1 Где Волга и Ока сливаются волнами, Где верный Минин наш повит был пеленами, Где Нижний Новгород цветет и каждый год Со всех концов земли гостей к себе он ждет, Где жизнь кипит кругом, торговля процветает… - одним словом, мы с Далем на знаменитой

    Кашка из баклажанов

    автора

    Кашка из кабачков

    Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

    Кашка грибная

    Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

    Кашка из свеклы

    Из книги Галушки и другие блюда украинской кухни автора Кулинария Автор неизвестен -

    Почему кипит вода?

    Из книги О чем Эйнштейн рассказал своему повару автора Вольке Роберт

    Кабачковая кашка

    Из книги Лучшие блюда из помидоров, огурцов, перца, капусты и кабачков автора Кашин Сергей Павлович

    Кабачковая кашка

    Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

    Четыре разговорных соуса, которые желательно сделать погуще

    Из книги Идеальный слог. Что и как говорить, чтобы вас слушали автора Боумэн Алиса

    Четыре разговорных соуса, которые желательно сделать погуще Нужно ли «уваривать» каждое сообщение? Неплохая идея, но бывают ситуации, когда действительно лучше говорить кратко и по существу. Вот некоторые из них, записывайте

    9.4 ВОДА КИПИТ БЕЗ ОГНЯ

    Из книги Контакты с другими мирами автора Гордеев Сергей Васильевич

    9.4 ВОДА КИПИТ БЕЗ ОГНЯ «Ну что? – спрашивает чудотворец. – Кто-то еще сомневается в моем могуществе? – И, не давая опомниться присутствующим, провозглашает: – А теперь я заставлю кипеть обычную воду без огня, используя только силу молитвы!» Помощник приносит прозрачную

    Кашка

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

    То кровь кипит, то сил избыток

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    То кровь кипит, то сил избыток Из стихотворения «Не верь себе» (1839) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841). Употребляется применительно к молодым, полным энергии людям. которые не всегда могут ею правильно распорядиться

    СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

    Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

    СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА С ОСОБЫМИ ГРУППАМИ КЛИЕНТОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИМПТОМАХ. СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА И РАБОТА С ДЕТЬМИ И

    24. Кипит наш разум

    Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

    24. Кипит наш разум Человек отличается от большинства видов земной живности способностью приспосабливаться к изменениям в мире без изменений собственного тела. Вместо этого он, пользуясь собственным разумом, создаёт разнообразные приспособления, согласующие его

    «Кипит их разум возмущённый...»

    Из книги Газета Завтра 21 (1018 2013) автора Завтра Газета

    «Кипит их разум возмущённый...» Александр Огородников 23 мая 2013 0 Политика Общество Всеобщее обострение «мозга нации» Весна... Удлиняется день, на деревьях распускаются листочки, обостряются хронические заболевания - даже у тех, кто в этом не хочет признаваться Во второй