Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как сделать цветы из фатина своими руками, мастер класс с фото Как сделать цветочки из фатина
  • Простые маски для здоровых ногтей Маски для ногтей в домашних условиях для укрепления
  • Кокосовое масло для волос Как использовать кокосовое масло vvd
  • Женская стрижка боб-каре Стильные женские стрижки боб
  • Мастер-класс: изготовление кожаного кошелька
  • Снежинка канзаши – мастер класс
  • Схема вышивки в восточном стиле индия. Шейх шамсуддин - вышивальщик в тринадцатом поколении

    Схема вышивки в восточном стиле индия. Шейх шамсуддин - вышивальщик в тринадцатом поколении

    Индийская вышивка - это национальное достояние, памятник народной культуры. Узоры, которые были придуманы древними мастерами, стали настолько узнаваемы, что вполне могли бы заменить флаг этой страны. Мы продолжаем раскрывать секреты новых техник, искать интересные сюжеты и черпать вдохновение в экзотической вышивке!

    У индийской вышивки очень богатая история, которую невозможно охватить полностью. Поэтому мы поговорим не обо всей индийской вышивке в целом, а конкретных школах: «шиша», «чиканкари», «кантха», «зардози» .

    Шиша

    Это один из тех элементов культуры, который буквально становится визуальным отражением истории страны. Если вы посетите Индию, то изделия, покрытые вышивкой шиша, будут в каждой сувенирной лавке. Что же она из себя представляет?

    Шиша с хинди означает «маленькое зеркало», действительно, главным элементом этой вышивки являются круглые зеркала.

    Зародилась она довольно давно, точной даты нет, так как отследить возникновение какого-либо вида рукоделия практически невозможно. Однако в 17 веке, во время правления одного из самых известных шахов Индии, который, кстати, построил знаменитый Тадж Махал, началась активная популяризация вышивки шиша. Немало способствовала этому жена правителя, которая увлекалась этой ручной работой.

    Вышивка шиша. Фото: liveinternet.ru


    Вышивка шиша. Фото: volshebnaya-strana.com.ua

    Истоки возникновения техники шиша следует искать в обычном желании подражать богатым, а также в индийских религиозных представлениях. В Индии всегда любили золото, избыток украшений, яркую одежду, но позволить себе это могли далеко не все, поэтому золото, было заменено на слюду или стекло, окрашенное серебрянкой. Это способствовало проникновению вышивки в массы.

    Зеркало во многих культура имеет магическое значение, используется в оккультных практиках, является мистическим символом. Конкретно в индийской традиции зеркало отражает злые замыслы. Если вы носите одежду с вышивкой шиша, можете легко справляться с чужой негативной энергией.

    Техника

    Теперь подробнее о рабочих моментах: если вам захотелось повторить эту экзотичную вышивку, главное, чему нужно научиться - это обработка и прикрепление маленьких декоративных зеркал. Здесь мы опишем этот процесс в нескольких деталях:

    Первый этап - это прикрепление зеркальца к ткани. Если вы новичок в рукоделии, лучше всего прикрепить зеркало с помощью двустороннего скотча.

    На втором этапе , когда появилась решетка из перпендикулярных стежков, мы начинаем создавать узор, обшивая зеркальце следующим образом: необходимо в любой точке лицевой стороны изделия выполнять обметочный шов, захватывая при этом нити, которые уже есть на зеркальце.

    Вышивка шиша. Фото: damskiiclub.ru

    Это только один из вариантов вышивки шиша, конечно, существует еще множество способов украсить маленькое зеркальце.

    Какие материалы подойдут

    Разнообразие материалов и инструментов здесь очень велико, в качестве зеркал можно использовать как специальные заготовки, так и старые компакт диски, фольгу или металлизированный картон, в общем, все то, что блестит или имеет отражающую поверхность. Нити тоже можно выбирать абсолютно любые, но, конечно, индийские мастерицы предпочли бы что-нибудь яркое или золотое.

    Применение

    Несмотря на то, что вышивка шиша - это традиционный для индийской культуры вид рукоделия, она смотрится актуально и современно и сейчас. Особенно необычно и красиво вышивка смотрится в одежде. Главное - подобрать цветовую палитру, тогда даже экзотическая индийская вышивка станет современной, стильной деталью.

    Вышивка шиша. Фото: BarbaraBui

    Зардози - золотая роскошь

    По своей роскошности и яркости эта вышивка не уступает предыдущей. Зардози с персидского означает «вышивка золотом», поэтому лишний раз говорить о том, что она предназначалась для аристократии и прочей знати, не приходится. Своего расцвета вышивка достигла в 16 веке в период правления Великих Моголов.

    В основном вышивка зардози украшает свадебную одежду. Самые дорогие сари расшивают драгоценными камнями и золотом, на такую филигранную работу иногда уходит не один месяц. Чаще всего в этой технике используются растительные мотивы, поскольку богатая индийская природа изобилует сюжетными формами.


    Вышивка зардози. Фото: liveinternet.ru

    Вышивка зардози. Фото: Saad

    Одним из самых знаменитых вышивальщиков в этой технике был Шамсуддин, каждая картина которого создавалась несколько лет, а самая главная его работа «шахматы» и того - 30. Кстати, продать полотно всей своей жизни Шамсудин так и не решился.


    Шамсуддин вышивка. Фото: tanjand.livejournal.com

    Вышивку зардози наносят с помощью специального крючка. Это очень непростой процесс, требующий специального обучения. Интересно, что занимаются им исключительно мужчины.

    Отличается индийская вышивка от европейской своими узорами. Все вы знаете узор пейсли, иногда его именуют «турецкий огурец», он довольно часто используется в современном дизайне, а зародился в восточных странах и до сих пор является одним из главных сюжетов в зардози.


    Узор пейсли. Фото: pinterest.ru

    Чиканкари

    Это совсем нехарактерная вышивка для Индии, нет цветастых узоров, золота и дорогих каменьев - все просто и изящно, белая вышивка на белом. Одежда «Kurtas Chikan» (длинная рубаха с вышивкой чиканкари) - это одна из главных местных достопримечательностей. Любой турист обязательно должен увезти из Индии такой сувенир. Вышивка производится швом «вперед иголка», а также петельным стежком, который в Индии называют «джали».

    Эта царственная вышивка, была предназначена для людей высшего ранга. Однако постепенно, с изобретением менее дорогих материалов она стала доступной и для бедняков.



    Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru


    Вышивка чиканкари. Фото: pinterest.ru

    Расскажем подробнее о технике и основных швах:

    Бахия или прокладная восьмерка, один из самых распространенных швов в чиканкари, тень, которую придает этот двойной шов рисунку, очень красиво смотрится на тонких тканях.

    Еще одним оригинальным швом является Банарси, который не имеет аналогов в европейском вышивании, это шов, напоминающий шнурок, выполняется он следующим образом:

    Шов Банарси. Фото: steghok.ru

    Классические швы, используемые в чиканкари:

    • Тамбурный шов
    • Шов глазок или хулл, обычно вышивальщицы выбирали его для создания цветочных середин
    • Петельный шов
    • Шов волна - декоративный шов, который тоже широко использовался в технике чиканкари
    • Гольбейн
    • Косой шов гладью, обычно таким узором вышивались растительные мотивы: стебли, лепестки


    Тамбурный шов. Фото: vishivashka.ru

    Шов глазок. Фото: Wikiwand

    петельный шов. Фото: liveinternet.ru

    Шов волна. Фото: liveinternet.ru


    Шов гольбейн. Фото: liveinternet.ru


    Косая гладь. Фото: Julia.ru

    Кантха

    Вышивка кантха, в отличие от зардози, была традиционно только женским занятием, девушки вышивали в этой технике в сезон дождей, когда не было никаких сельскохозяйственных работ и можно было посвятить время себе любимой.

    Эта разновидность вышивки очень напоминает японскую технику сашико: с помощью нее тоже простегивают слои ткани, для большей прочности и носкости. Это было самым доступным ремеслом: им могли заниматься даже самые бедные, к тому же, эта вышивка требовала меньше мастерства, чем остальные. С другой стороны, отсутствие особых правил в этой технике позволяло вышивальщицам проявлять больше фантазии и создавать уникальные неповторимые узоры. Сюжеты узоров были разнообразны, в мультикультурной Индии мусульмане, буддисты, индуисты привносили свои детали в эту вышивку, но общим для всех является использование растительных элементов.


    Вышивка кантха. Фото: livemaster.ru


    Вышивка кантха. Фото: liveinternet.ru

    Можно сказать, что в какой-то мере вышивка кантха имеет символическое значение: беременные женщины, начинали вышивать одеяло с такой вышивкой за несколько месяцев до родов, так как считали, что оно может принести удачу малышу.

    Шов в технике кантха самый простой - вперед иголка.

    Символика цвета

    Наверняка, каждый обращал внимание на цвета, в которых обыкновенно выполнены индийские костюмы - это абсолютная свобода красок: красный, желтый, зеленый, розовый… Но в Индии все имеет свое значение, поэтому даже для вышивки они выбирают цвета нитей с определенным смыслом.

    Красный в индийской культуре традиционно связывают с чувственностью, чистотой, поэтому в основном он используется в свадебных нарядах

    Желтый - это разум, сила мысли, цвет, который активизирует умственные способности.

    Синий цвет в основном является цветом мужественности, поэтому большинство богов-мужчин в индийской мифологии носят синие одеяния.

    Значение зеленого цвета совпадает с другими представлениями об этом цвете: плодородие, перерождение.

    Оранжевый и темно-оранжевый - это цвета пришедшие в индию из буддизма, чаще всего их значение связывают с огнем, чистотой, жертвенностью


    Уже в В ведической литературе, датируемой 5 в до н.э.

    упоминается индийская вышивка.

    В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные

    вышивки, как свидетельство творческой активности

    живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены

    люди в богато вышитых одеждах.

    О фантастических умениях индийских рукодельниц

    можно слагать легенды.

    Особенный интерес пробуждает национальная

    индийская вышивка.

    В некоторых районах вся семья невесты до сих пор

    вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.

    И сохранилась ещё одна из древних традиций.

    Сразу после рождения девочки бабушка начинает

    вышивать "багх" – свадебную шаль, на выполнение

    которой уходят годы, так как она должна быть

    полностью покрыта вышивкой.

    В вышивках нашла отражение вся сложная история

    Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников

    и мусульманских завоевателей привели к значительным

    изменениям искусства и культуры населения Индии.

    Особенностью Индии до сих пор остается способность

    принимать и ассимилировать новые понятия и навыки

    без потери базовых ценностей и фундаментальных основ.

    Это относится и к вышивке.

    Существует далеко не одна разновидность индийской вышивки.

    Затрагивая самые интересные и увлекательные,

    можно описать несколько видов этого национального рукоделия.

    Индийская вышивка Кантха

    Изделия с вышивкой – стежкой кантха отличаются

    изяществом и искусностью. Почти вся поверхность

    кантха заполняется очень мелким ручным стежком

    «вперед иголкой», которые бенгальские женщины

    называют «бегущим». Было и множество специальных

    Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов

    зигзаг на швейной машине.

    Швы располагались в разном порядке: в виде решеток,

    прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг

    основного рисунка и т.д.

    Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид.

    Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного

    Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев

    до нескольких лет кропотливого труда.

    Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях

    и передавались из поколения в поколение.

    Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне.

    Мотивы для кантхи разнообразны. Но основным центральным

    рисунком чаще всего был цветок – лотос.

    А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть

    «пейсли», или «огурцы». По периметру располагались

    рисунки, изображающие различных животных, деревья,

    листья или цветы.

    Вышивка кантха используется для украшения изделий и

    современными индийскими и бенгальскими мастерицами.

    Но в наше время появляются новые элементы.

    Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация.

    Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают

    рисунки на набивной ткани.

    Кантха – наглядная ода умению и бережливости

    древних индианок.

    В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее

    место занимало индийское платье сари… Да-да,

    индианки использовали ткань пришедшего в негодность

    наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными

    из других сари.

    Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью

    в том, что ткань, скрепленная множеством нитей,

    становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз

    потом еще долгое время.

    Чаще всего, в центре изделия, декорированного индийской

    вышивкой кантха, красовался царственный лотос.

    Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация

    перерождения.

    В центре изделия. декорированного кантха, вышивался лотос.

    Беременные женщины тратили последний триместр

    беременности для создания Накши Кантха (одеяло)

    для новорожденного, полагая, что укутывание малыша

    в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита

    ребенка от болезней.

    Традиционно kantha никогда не были предназначены

    для продажи – они были сделаны либо в качестве

    подарка, либо для личного пользования.

    жали (Jali) , это техника вышивки, похожая на мережку,

    однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно

    развигаются и закрепляются маленькими стежками

    петельным швом, таким образом получается изящная сетка,

    либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий

    мережку или хардангер.

    Индийская вышивка Шиша

    Шиша – вид индийской вышивки, заслуживающий особого

    внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен.

    «Изюминкой» индийской вышивки "шиша" являются

    небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и

    сверкающие под солнечными лучами.

    Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана.

    Но ещё в давние времена эта техника использовалась

    бедняками, которые с помощью слюды добивались того же

    эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда

    расшивалась золотыми и серебряными нитями.

    Правда, единственный минус слюды – её хрупкость и

    недолговечность.

    Сейчас мы с удовольствием носим изделия, украшенные

    индийской вышивкой шиша.

    вышивка Чиканкари

    Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет,

    что вышивка Чинкари произошла из Восточной

    Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком

    муслине в записках, которые относятся к 3 веку нашей эры.

    Мастера верят, что чиканкари появилась во времена Пророка.

    Есть поверье, что в своих странствиях один из пророков

    проходил через одну деревню и попросил воды у крестьянина.

    В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство

    Чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство

    навсегда избавило того голода.

    Каково бы ни было происхождение этой вышивки, сложность

    ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору
    Сегодня помимо белого муслина дли Чиканкари используются

    другие тонкие ткани.

    Супруга императора Джахангира мастерски вышивала цветочные

    мотивы, распространяя это занятие повсюду.

    На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин,

    манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные

    Большое значение имеют цвета вышивки. Синий и голубой – цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.

    Красный – означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь.

    Темно красный и фиолетовый – олицетворение высшей силы любви. Желтый – цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.

    Цвет шафрана ассоциируется с самоотречением и мученичеством. Белый цвет – цвет великого индийского бога Шивы и цвет траура.

    Что такое индийская вышивка?

    Индийская вышивка упоминается в литературе пятого века, а также на фресках можно увидеть людей в богато вышитой одежде. Именно в таком виде рукоделия отразилась сложная история. Индия всегда славилась своей традиционной вышивкой из самых отдаленных регионов страны. Великолепные узоры вышиваются на ткани, а после переливаются разнообразными цветами и оттенками. Кстати, все красители, что используют в этом виде рукоделия, полностью натуральные по своему составу.

    Основные виды индийской вышивки

    Шиша

    Оригинальная и необычная вышивка с использованием частичек зеркал, которые переливаются и сверкают на солнце. Есть примета, что такие аксессуары отражают недобрые взгляды и даже могут охранять и отгонять сглаз и порчу. Раньше для того, чтобы получит переливающуюся вышивку разбивали большое стекло и пришивали к одежде сглаженные осколки. А теперь рукодельницы могут использовать в своей работе пластиковый шиша, он очень прочный и легкий по весу.

    Шиша активно используют в индийской вышивке для создания различных аксессуаров и предметов для дома. Небольшие зеркала можно приобрести по доступной цене, поэтому такой тип вышивки доступен для каждой рукодельницы. Вы можете использоваться блестки или монетки.

    Обычно для работы приобретают ткани из шелка, хлопка или шерсти с плотным переплетением нитей основы. А нитки следует подбираться, исходя из вида выбранной вышивки.

    Существует множество типов шва: от тонких контурных и до плотных, которые заполняют всю основу.

    Для начала попробуйте свои силы в индийской вышивке на небольшой ткани. А после переходите к более серьезным видам работ.

    Чиканкари

    Древний вид вышивания, красота которого заключается в простых узорах. Чиканкари – деликатные рисунки, требующие кропотливой работы. Такая техника представляет собой вышивку, которая получается с помощью белой пряжи на тонком основном материале. Изначально таким искусством занимались лишь при дворе, а теперь оно стало настоящей традицией и характерной особенностью Индии.

    Вместе с белой тканью рукодельницы используют в работе цветные нитки и основу. Нитями из шелка или хлопка вышивают на тонкой сари , куртах и столовых тканевых аксессуарах. Помимо хлопка рукодельницы прибегают к вуали, органзе , шифону и другим материалам. Данной техникой украшают не только одежду, но и постельное белье и скатерти.

    Чтобы начать творческий процесс, следует разработать дизайн, исходя из особенностей выбранной ткани. Далее подбирается тип стежков, а после рисунок вырезают на деревянной плашке или наносят самостоятельно. Когда узор перенесут на основу, можно приступать к творческому процессу.

    Кстати, супруга одного индийского императора положила начало этой вышивке. Она искусно создавала цветы, распространяя такое рукоделие по всей своей стране. Её вдохновение приходило благодаря турецким полотнам.

    Кантха

    Согласно истории Индии, вышивание кантхы было основным женским занятием во время сезона дождей или в период зимы. Узоры создавались на многослойном полотне с помощью старых ниток. С помощью этого вида получались зимние одеяла, маленькие коврики для молитв и даже одеяльце для новорожденных. Считалось, что оно защитит малыша от болезней и сохранит семейное счастье.

    По традиции, вышивку кантха никогда не продавали. Она создавалась для собственного дома или для подарка близкому человеку. Изящные и искусные стежки требуют внимания и терпения. Основные стежки выглядят как решетки, прямые или волнообразные линии, контуры и многие другие виды швов. Раньше чтобы изготовить одеялко для своего ребенка, требовалось даже несколько лет. Так как работа очень кропотливая и сложная, эти изделия передавались через поколения. А светлый фон брался специально, чтобы рисунок было более заметен.

    Зачастую рукодельницы вышивают лотос – очень красивый и царственный цветок.

    А также используются нити самых простых оттенков: желтый, красный, голубой и так далее. Символику белого цвета, как невинность, тоже стоит учитывать. Узор можно дополнить ракушкой, блестящими пуговицами и маленькими зеркалами.

    Зардози

    В переводе с персидского зардози – это вышивка золотом. В эпоху Великих Моголов ей украшали все: от элементов одежды и до императорских покоев. Для этого вида рукоделия отлично подходит дорогие и качественные материалы. Например, парча. Шелк или вельвет. Чаще всего мастера используют не только металлические нити, но и прибегают к использованию страз, бусин и драгоценных камней.

    В Индии узоры зардози украшают свадебные наряды, поверхности сумок, туфель, подушек и занавесок. За платье для свадебного торжества, которое будет украшено данными узорами, богатые девушки готовы заплатить очень высокую цену. Как же начать вышивать с помощью этой техники? Сначала следует нарисовать эскиз на кальке, а после перевести на основу. Изящность и неповторимость узора создается благодаря изумрудам, нефритам и сапфирам. А самый трудоемкий рисунок – изображение животных, ведь швами или оттенками нитей необходимо показать фактуру кожи, шерстинки или волоски на мордочке. В XXI веке такой вид искусства активно используется в сфере моды.

    Индийская вышивка придает любому изделию изящный и богатый вид.

    Если Вы намерены повторить один из вышеуказанных видов вышивания, приобретите хороший основной материал, нити, иглы и переливающиеся материалы. А также обязательно запаситесь терпением, ведь индийское искусство рукоделия – трудоемкий и сложный процесс. Но рукодельнице обязательно понравится результат, и она признает, что все усилия стоили этого.

    С помощью таких необычных техник вышивания Вы сможете создать неповторимое платье, салфетку, платок, сумку и многое другое. Нужно всего лишь выбрать понравившийся рисунок и попробовать начать изучение такого вида вышивания. И если есть желание, значит все обязательно получится. И вскоре Вы будете любоваться неповторимым узором, сделанным собственными руками. А такое изделие по-настоящему бесценно.

    Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

    Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

    Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

    Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

    Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

    Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

    Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

    Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

    Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

    Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

    Желаю вам, творить с удовольствием!

    В Индии обитают слоны, женщины носят сари, а мужчины - дхоти, все умеют танцевать, едят острою и очень острую пищу, здесь есть Болливуд, Тадж-Махал, аюрведа, йога… А ещё это родина красивейшего искусства - вышивки «шиша».

    Блистательный наряд

    В древние времена богатые индийцы расшивали свои одеяния серебряными и золотыми нитями. Это считалось признаком достатка. Нити переливались и блестели на солнце, добавляя нарядам шика. Бедняки не могли позволить себе такой роскоши. Но кто не хочет выглядеть красиво и дорого? Те, у кого не было золота, расшивали свою одежду яркими нитками и добавляли кусочки слюды. Слюда блестела так, что получалось ничем не хуже дорогих нарядов. Но это весьма хрупкий материал, поэтому к вещам, расшитым слюдой, нужно было относиться бережно. Именно индийская вышивка с элементами слюды и называлась «шиша» - «небольшое стекло», в переводе с хинди. Некоторые искусные мастерицы вместо этого материала могли использовать лоснящиеся крылья насекомых, что, конечно, добавляло изделиям ценности.

    Позже, в XVII веке, жена известного правителя Мумтаз-Махал возродила традицию индийской вышивки «шиша». Вместо слюды она применяла небольшие кусочки зеркал - обычные стёклышки, с одной стороны покрытые серебрянкой. Расшивалась таким способом не только одежда, но и аксессуары - сумки, повязки, декоративные предметы интерьера.

    Традиционно для украшения изделий использовались натуральные нити ярких цветов. Кусочки зеркал разных размеров закреплялись на полотне вразнобой. Следовало пришивать их ровными тугими стежками по периметру, а затем по кругу цепной вышивкой. Зеркало непременно обрабатывалось напильником, чтобы края его не были острыми. А вот форма могла быть любой, ведь в итоге она скрывалась под нитками.


    «Шиша» сегодня

    В современном рукоделии традиционная индийская вышивка всё так же популярна. Сегодняшние «шиша»-мастерицы применяют не только зеркала, но и кусочки прозрачного пластика, стеклянные бусины, бисер - в общем всё, что будет блестеть и переливаться на солнце! Нити используются преимущественно хлопчатобумажные, реже - шёлковые. Организовать серийное производство изделий с вышивкой «шиша» практически нереально, такие вещи - исключительно ручная работа, которая ценится очень высоко. А в зависимости от используемых материалов цена на изделия с такой вышивкой может возрастать до заоблачной. В любом случае сейчас, как и в давние времена, вещи с традиционной индийской вышивкой считаются признаком достатка и вкуса.

    Дивали в ЭТНОМИРе

    Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

    Традиционный индийский праздник света и огня знаменует начало Нового года: заканчивается сезон дождей, люди зажигают огни – как символ света, освобождения от всего плохого, устремления в будущее, восхищения красотой мира.

    Отмечается в ЭТНОМИРе ежегодно и считается одним из самых зрелищных и ярких праздничных этнособытий в парке.

    Гости участвуют в традиционной церемонии зажжения огней, могут посетить ремесленные, танцевальные и кулинарные мастер-классы, позаниматься йогой с профессиональными инструкторами, поучиться игре на музыкальных инструментах, проконсультироваться у специалистов по аюрведе…

    В уютном зале Культурного центра Индии в ЭТНОМИРе всех ждёт большой концерт: много музыки, танцев и бесконечное очарование традиций этой удивительной страны. В 2019 году «Дивали» в ЭТНОМИРе приходится на 26-27 октября.