Войти
Женский портал - SelfShop
  • Женская стрижка боб-каре Стильные женские стрижки боб
  • Мастер-класс: изготовление кожаного кошелька
  • Снежинка канзаши – мастер класс
  • Моделирование прямой юбки Как сшить прямую юбку с рельефом
  • Вязаное платье спицами узор косы
  • Панно своими руками на тему: Весна
  • Раскраски богородские веселые игрушки. Конспект занятия «Богородские игрушки

    Раскраски богородские веселые игрушки. Конспект занятия «Богородские игрушки

    Татьяна Воронина
    Конспект занятия «Знакомство с богородской игрушкой»

    Тема «Знакомство с богородской игрушкой » .

    Цель : познакомить детей с богородской игрушкой , привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

    Задачи : 1) формировать у детей интерес к народной игрушке ; познакомить с историей возникновения богородской игрушки ; 2) развивать память детей через повторение русских народных потешек; умение слушать сказку внимательно; 3) воспитывать интерес к народным промыслам.

    Материал : богородские игрушки , иллюстрации с изображением богородских игрушек , села Богородское ; корзина, баранки для угощения детям.

    Предварительная работа : просмотр презентации «Богородская игрушка » ; повторение русских народных потешек.

    Ход занятия.

    Воспитатель : Дети, отгадайте загадку

    Зверь лохматый, косолапый,

    Он сосет в берлоге лапу (медведь) .

    Ответы детей.

    (Воспитатель показывает игрушку Медведя ) .

    Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское . Давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит : «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам. Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки . С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка » . С помощью игрушек рассказывают сказки . Но прежде, чем вы послушаете сказку, поиграем с пальчиками.

    Пальчиковая игра «Мишка»

    Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)

    В свой бежит домишко (бегают пальчиками) .

    Забегает во двор

    И калитку на запор! (сцепить руки в замок)

    Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)

    Наш мохнатый мишка.

    Мишка очень любит спать,

    Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха) .

    Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у меня есть (обращает внимание детей на корзину) . Эта корзина не простая, а волшебная. В ней живет сказка. Я знаю много сказок, а сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать, а вы мне будете помогать.

    Жили-были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор» (показ иллюстрации «Дед едет на лошадке» ) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень. В избе печка топится, бабушка торопится». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки (показ иллюстрации «Бабушка вяжет носки» ). И были у бабушки курочки (показ иллюстрации «Курочки клюют зернышки» ). Жили дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать. А жили они на краю леса, на опушке. Узнали звери, что деду с бабкой тяжело справляться, и решили они им помочь. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотом стучал «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук» (показ иллюстрации «Дед с медведем молотами стучат» ). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ иллюстрации «Медведица купает медвежонка» ). Пока звери делами занимались, бабка напекла баранок. Вечером уселись все за стол «Ай, качи-качи-качи, глянь баранки-калачи, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи». (Воспитатель показывает детям баранки на подносе) .

    Воспитатель : Трудолюбивые звери жили в этом лесу. Вот и сказке конец, а кто слушал-молодец. Ребята, интересная сказка?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Дети, а как вы думаете, Михайло Потапыч, он очень сильный? А почему?

    Ответы детей.

    Воспитатель : Наверное, потому что он занимался физкультурой. Давайте и мы покажем, как мы можем заниматься

    Физкультминутка

    Я прошу подняться вас- это раз,

    Повернулась голова- это два.

    Руки вниз, вперед смотри – это три,

    С силой их к плечам прижать – это пять.

    А теперь тихонько сесть – это шесть.

    Воспитатель : Дети, какая игрушка нам рассказала сказку?

    Ответы детей.

    Воспитатель : А из какого села умельцы сделали эту игрушку ?

    Дети : Из Богородского .

    Воспитатель : Из чего сделаны игрушки ?

    Дети : Из дерева.

    Воспитатель : Значит, они какие?

    Дети : Деревянные.

    Воспитатель : Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

    Чтоб поведать нам секреты древней красоты.

    Чтоб ввести нас в мир добра.

    Чтоб сказать, что есть в России чудо-мастера.

    Публикации по теме:

    Конспект НОД «Знакомство с дымковской игрушкой» «Знакомство с дымковской игрушкой» Младшая группа. МБДОУ «Березка» Воспитатель: Мухаметшина Н. В. Виды детской деятельности.

    Краткосрочный проект «Знакомство с дымковской игрушкой» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №14 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга.

    Виды детской деятельности. Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная. Задачи: 1.

    Конспект открытого занятия «Знакомство с русской народной деревянной игрушкой-свистулькой, роспись птички свистульки» Цель: Познакомить с русской народной игрушкой – свистулькой. Учить детей на силуэте птички строить нарядный узор при помощи чередования.

    Конспект занятия в 1 младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Тема: «Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой» Реализация образовательных областей: «Коммуникация», «Познание». Цели: Продолжать.

    Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой» Цель: 1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой 2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине. Материал:.

    Конспект занятия «Богородские игрушки » .

    Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

    Задачи :

    Образовательные :

    Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

    Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

    Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

    Развивающие :

    Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

    Развивать умение отличать богородские игрушки .

    Воспитательные :

    Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

    Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

    Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

    Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

    Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

    Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

    Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

    Иллюстрации с росписью.

    Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

    Дети : Красивые расписные игрушки .

    Воспитатель : Из чего они сделаны?

    Дети : Из дерева.

    Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

    Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

    Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

    Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

    Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

    Встрепенется петушок.

    О дощечку стук да стук.

    Вместе с курами тук-тук.

    Никогда не устают.

    Куры зернышки клюют,

    А яичек не несут.

    Вот какие странные

    Куры деревянные!

    Дети : рассматривают игрушки .!

    Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

    Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

    Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

    Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

    игрушки. Дети выполняют работу.

    Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

    Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
    навыки в рисовании сложного объекта.

    Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

    Ход НОД

    I. Организационный момент

    II. Вводная беседа

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

    Мы хотя и небольшие,
    Но такие славные:
    Все цветами расписные,
    А одна – за главную.
    Есть средь нас и крошки.
    Кто же мы?

    Дети. Матрешки.

    Показ матрешек.

    У. Из чего делали матрешек?

    Д. Из дерева.

    У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
    игрушки из дерева.

    Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
    Богородском, что под Москвой.

    Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
    однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
    Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
    слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
    ножиком вырезала куклу.

    Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
    выросли – забросили свою Ауку.

    Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

    Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

    – Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

    – Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

    – А не вырежешь таких еще? Все куплю.

    – Ладно, приезжай к празднику.

    Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
    свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
    продавать.

    III. Знакомство с новым материалом

    У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
    село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
    кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
    вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
    ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
    разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
    детям, и взрослым.

    Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
    остальных?

    Д. Они не раскрашены.

    У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
    стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
    интереснее, и перестали их красить.

    Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
    из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

    Каких героев сказок вы узнали?

    Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
    сказки «Золотой петушок»…

    У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
    Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
    наковальне кузнецы: мужик и медведь.

    А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
    клевать зерна.

    Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
    многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
    рисовать.

    IV. Самостоятельная работа

    ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

    1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
    штрихами наметьте высоту медведя.

    2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
    укладывается в высоте всей фигуры.

    3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
    симметричный характер фигуры.

    4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
    лап, туловища.

    5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

    МБДОУ города Астрахани №52 «Росинка»
    Федорова Ольга Павловна воспитатель

    Тема: Богородская игрушка и её мастера.
    (старшая группа)

    Цель: Закрепить знания о разнообразии народной игрушки; продолжать знакомить с народными промыслами. Дать понятие о богородской игрушке, её видах, технологии изготовления. Пробуждать детей к поисковой деятельности, к рассуждению. Формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

    Активизация словаря: богородская, каргопольская, стамеска.

    Материал: богородская игрушка: динамичная – бабушка со спицами, старик в санях, курочки, зайцы рубят капусту, лиса стирает, мужик и медведь, медведица с медвежонком, медведь – дергунчик.

    Игрушки: филимоновский котик, дымковский петух, каргопольская – Полкан, лукошко, конверт со схемой, сундучок, иллюстрация богородской игрушки, иллюстрация (последовательность изготовления богородской игрушки), инструменты (топорик, ножик, стамески), кассета видеофильма «Богородская игрушка»; силуэт мужика и медведя из картона, 2 планки, 2 проволоки – на каждого ребенка.

    Предварительная работа: знакомство с дымковской, филимоновской, каргопольской игрушками, просмотр кассеты «Тайны птицы Сирин», экскурсия в музей игрушки, рассматривание иллюстраций, альбомов «Народная игрушка».

    Ход занятия:

    - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей?
    Дети: - здравствуйте, добро пожаловать, приятно вас видеть, проходите пожалуйста.
    - Как много хороших и добрых слов вы сказали, а в ответ получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он его получает».
    (вос-ль с детьми проходят к столу, на котором лежат конверт с цифрой 1, лукошко с цифрой 2 и сундучок с цифрой 3)
    - Ребята, посмотрите, а что у нас здесь такое?
    - Правильно, это конверт, сундучок и лукошко. А на них, посмотрите, цифры. А чтобы это значило?
    - Ребята, а что мы будем открывать в первую очередь?
    - Под цифрой 1 у нас конверт, а в нем схема. (дети встают в круг, но за руки не держаться, ведущий говорит пословицу рядом стоящему (слева) и берёт его за руку, дети говорят пословицы и берутся за руки, в конце получается круг)
    - Ребята, какие вы молодцы, знаете много пословиц, все такие разные, не повторяются. Молодцы!
    - Ребята, посмотрите, что у нас получилось?
    - Да, ребята, это круг, а круг – это символ чего? Это символ – солнце. Солнце – это жизнь. Вот нам сегодня на занятии будет помогать солнце.
    - Давайте, ребята, посмотрим, а что у нас под цифрой два?
    -Под цифрой 2, у нас сундучок. Давайте с вами сядем на стульчики и посмотрим, что у нас в сундучке. (дети садятся)
    - Ребята, посмотрите, что это за игрушки, как они называются?
    (вос-ль открывает сундучок и выставляет на стол игрушки)
    - Правильно, это дымковский петух, посмотрите, как он красочно расписан, а это каргопольская игрушка – Полкан, а это филимоновская игрушка – котик.
    Посмотрите, филимоновская игрушка отличается тем, что она вытянутая.
    - Молодцы, а подумайте, о чем нам могут рассказать эти игрушки?
    Дети: - о названии местности: о мастере, о его характере: о материале, из которого они сделаны.
    - Да, ребята, каждая игрушка может поведать нам много интересного, подарить радость, как детям, так и взрослым, потешить их. Многих поэтов народные игрушки вдохновили на сочинение стихотворений. Наши дети выучили стихи, но о тех народных игрушках, которых сейчас у нас нет.
    (дети читаю стихотворения)

    Дымковский индюк.

    Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
    У большого индюка все расписаны бока.
    Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
    Посмотрите, пышный хвост, у него совсем не прост-
    Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
    Красной краскою горя, как корона у царя.
    Индюк красочно красив, он напыщен, горделив.
    Смотрит свысока вокруг птица важная - индюк.

    Мои игрушки. В. Василенко.

    Со старинной сказкой схожи, появились предо мной.
    Их рога на ель похожи, цвет их желтый, голубой.
    Темно-красный и зеленый. Стройный козлик и олень.
    Забавлять меня готовы, быть со мною целый день.
    На столе моём охотно отыскали уголок.
    За моей следят работой, чтобы я устать не мог.
    И рога у них большие. Глаз нельзя от них отвести.
    Удивительно живые – не попросят лишь поесть.

    - Молодцы. Очень хорошие стихотворения. А ведь действительно эти народные игрушки схожи со сказкой. (вос-ль достает сверсток, раскрывает, показывает детям иллюстрацию Богородской игрушки)
    - Ребята, посмотрите на этой иллюстрации незнакомая нам игрушка, а называется она Богородская.
    (рассказ воспитателя)
    Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей, раскинулось село Богородское. По народному преданию давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых деточек. Вырезала она из чурбачка (показ) фигурку и назвала ее «Аука». Дети порадовались, поиграли и закинули «ауку» за печку. Раз муж стал собираться на ярмарку и говорит: Возьму-ка я «ауку» на базар и покажу её торгашам. «Ауку» купили и заказали еще. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском и стала она называться Богородская игрушка.
    Режут эту игрушку не из любого дерева, а только из липы, ольхи и осины, потому что эта древесина легко обрабатывается и позволяет воспроизводить мелкие детали. Древесина высыхает в течение, трех лет, чтобы не было трещин. И только потом приступают к работе. Инструменты у мастера нехитрые.
    (показ инструментов: топорик, ножик, набор стамесок)
    - Ребята, посмотрите, а на этой иллюстрации этап изготовления игрушки.
    (показ иллюстрации)
    Мастер сначала берет чурку, смотрит на нее внимательно, словно прикидывает что–то. Потом делает зарубку топором, далее обрабатывает стамеской, а затем острым ножом описывает шкурку, открывает глазки, рот и, наконец, мастер даёт название своей игрушке. С помощью игрушек рассказывают сказки. Богородская игрушка по тематике самая разная – это фигурки животных и людей, которые заняты повседневными делами: пилят дрова, куют металл, пьют чай.

    Физкультминутка.

    Я прошу подняться вас – это раз, повернулась голова – это два.
    Руки вниз, вперед смотри – это три, с силой их к плечам прижать – это пять.
    А теперь тихонько сесть – это шесть.

    - Ой, ребята, мы с вами так увлеклись, что забыли про лукошко. А какая цифра написана здесь?
    - Да, это цифра 3. Ребята три очень часто встречается в сказке – 3 сына, 3 девицы, 3 задания, 3 желания, 3 медведя.
    - А лукошко наше волшебное. В нем живет сказка. Я знаю очень много сказок, сегодня я вам сказку хочу не рассказать, а показать сказку о богородской игрушке, а вы мне будете помогать.
    (воспитатель достает по одной из лукошка игрушки и рассказывает сказку, предлагая детям по ходу рассказа совершать движения игрушками).

    Сказка.
    Жили – были дед «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке» (показ игрушки: дед едет на лошадке) и бабка «Тень-тень-потетень в огороде-то плетень в избе печка топится бабушка торопиться». Бабушка хозяйничала по дому, вязала носки.(показ игрушки: бабушка вяжет носки) И были у бабушки курочки. «На улице 3 курицы с петухом дерутся, кыш-кыш, ха-ха-ха пожалейте петуха» (показ игрушки: курочки клюют зерно). Бабушка очень любила своих курочек, выпускала гулять их, кормила, ухаживала за ними. Жили, дед с бабкой поживали, да вот беда, были они старые и все им было тяжело делать, не было у них помощников. Жили они на опушке леса. Узнали звери, что деду с бабкой помощь нужна, решили они им помочь. Решила бабка испечь пирогов с капустой. Прибежали зайцы, помогли порубить капусту. «Травка-муравка со сна поднялась, птица-синичка за зерно взялась, зайки взялись за капусту» (показ игрушки: зайцы рубят капусту). Пришла лисичка-сестричка, помогла бабке белье постирать. «Сегодня целый день лисичка-сестричка шубу стирает, бабке помогает» (показ игрушки: лисичка стирает белье). Потом пришли три медведя. Михайло Потапыч вместе с дедом в кузнице работал, молотами стучал. «Что за грохот, что за стук? Тук-тук, тук-тук. Серый медведь, старый дед сапог подбирает, дело затевает» (показ игрушки дед с медведем молотами стучат). А Настасья Петровна решила сыночка-медвежонка в баньке попарить. «Водичка-водичка умой мой личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок» (показ игрушки: медведица моет медвежонка). Так, целый день звери были заняты делами, помогали деду с бабкой. Пока звери занимались делами, бабка с Настасьей Петровной напекли пирогов с капустой. Вечером уселись они все за стол. «Ай, качи-качи-качи глянь баранки-калачи, с пылу с жару из печи, все румяны горячи».
    Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Вот какие трудолюбивые звери жили в этом лесу.

    - Ребята, интересная сказка? А как вы думаете Михайло Потапыч, он очень сильный? А как вы думаете почему?
    (воспитатель достает из лукошко игрушку - «медведь – дергунчик » и показывает, как он занимался физкультурой)
    -Давайте покажем, как мы умеем делать зарядку.

    Солнце глянуло в кроватку
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Все мы делаем зарядку
    Надо нам присесть и встать
    Руки вытянуть пошире
    Раз, два, три, четыре, пять
    Наклониться три, четыре
    И на месте постоять.
    На носок, потом на пятку
    Все мы делаем зарядку.

    -Ребята, а давайте вспомним какая игрушка, рассказала и показала нам сказку?
    - Да, это игрушка называется Богородская. А как вы думаете, что общего и чем похожи эти игрушки? - А чем они отличаются?
    - У большей части богородской игрушки есть одна привлекательная особенность-это игрушки «с движением». Остроумное приспособление приводит игрушку в движение, оживляет ее, делает более занимательной.
    - Вспомним, как называются эти игрушки?

    - Посмотрите. Эти вещи нынче в гости к нам пришли.
    Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
    Чтоб ввести нас в мир России, в мир добра.
    Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди мастера.

    - Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, поэтому изделия получились такими красивыми. Про упорный труд народ сложил пословицы и поговорки.
    - Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
    (дети говорят пословицы и поговорки о труде)
    - А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим, как работают настоящие мастера.
    (дети смотрят кассету, на которой записана работа мастеров)
    - Понравилась вам работа мастеров?
    - А вспомните, какую игрушку делали мастера? А хотите сами превратиться в мастеров и сделать свою игрушку, давайте пройдем и сядем за столы.
    (дети садятся за столы, на которых лежат вырезанные из картона силуэты медведя и мужика, воспитатель объясняет и показывает, как сделать игрушку, прикрепляя к планке с помощью проволоки силуэты).
    - Молодцы. Из вас получились хорошие мастера. (дети показывают как у них двигаются игрушки)
    - Но вот, наше занятие подошло к концу. С какой новой игрушкой мы с вами сегодня не только познакомились, но и сами ее сделали.
    - Что вам больше всего понравилось?
    - Ребята, сегодня вечером, когда вы придете домой, вы расскажите маме с папой, чем мы занимались и покажите свои игрушки.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

    В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад, на живописном холме, на берегу реки Куньи, стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

    Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Уже в XIX веке в селе Богородское было больше сотни дворов, и все - от мала до велика - занимались изготовлением деревянной игрушки. Говорили, что там «дети с ножом в руке родятся».

    С появлением первых Сергиевских деревянных игрушек связаны местные легенды и предания. Рассказывают, что первые игрушки из дерева стал резать основатель монастыря, Сергий Радонежский, одаривавший ими приходивших к нему крестьянских детей.

    Другая история Богородской игрушки, также начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Однажды мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом.

    И, наконец, более подлинное предание повествует нам о каком-то глухонемом мещанине « Татыге », который лет полтораста тому назад вырезал из липового дерева большую куклу и продал ее торговцу Ерофееву, торговавшему около монастыря лаптями, рукавицами, кушаками и т. п. Ерофеев, купив куклу за семь гривен ассигнациями, продал ее за более высокую цену. Очевидно, « Татыга » не замедлил получить ряд заказов на подобные куклы, так как в скором времени он, не будучи в силах один справиться с работой, стал набирать себе учеников из посадских детей. Принимая предание как подлинное событие, некоторые авторы работ об игрушке склонны отнести к этому моменту зарождение Сергиевского игрушечного промысла.. Впрочем, скорее всего, это просто легенды.

    А если серьезно, народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси еще 350 лет назад. В Богородском издавна резали забавные игрушки из мягкой древесины осины или липы. Белые резные изделия, так называемое «белье», богородчане отвозили в Сергиев Посад. Там фигурки раскрашивали, и скульптурное мастерство наполнялось тонким юмором. В XIX веке в селе Богородское работали 12 династий мастериц, которые вытачивали знаменитые на всю страну деревянные игрушки. Кстати и сейчас в Богородском резчиц в несколько раз больше, чем резчиков.

    В 1913 году Андрей Чушкин со своими единомышленниками организовали "кустарно-игрушечную артель в деревне Богородской ". В состав артели вошло 19 "отцов-основателей" - наиболее талантливых резчиков. В 1923 году артель получила название " Богородский резчик". Сейчас фабрика так и называется. При фабрике есть ассортиментный кабинет - фактически музей промысла.

    Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина, чистое, ничем не запятнанное дерево - стало традиционным для Богородской игрушки. Символом промысла до сих пор считаются «мужик и медведь» в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка «Кузнецы». Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стали символом Богородского промысла, одна из ранних игрушек, изображающая мужичка и медведя, сидящих верхом на планках. Двинешь планки, и тут же начинается бойкая работа. Ритмично двигаются фигурки, стучат по наковальне их деревянные молоточки.

    Рассказывают, что в конце прошлого века на Всемирной выставке в Париже «кузнецов» увидел знаменитый французский скульптор Роден. Он долго любовался работой деревенских резчиков и назвал ее гениальным произведением народного искусства. Богородчане владели удивительным умением создавать из дерева целый мир зверей и птиц, наделяя их особыми характерными чертами.Фигурки зверей издавна имели символическое значение. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак. Но, наверное, самым частым героем богородских резчиков является медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, он символом могущества. Медведь издавна, один из ведущих персонажей народных сказок - он предвещал пробуждение природы. Мастера-игрушечники всегда изображали медведя добродушным, немного смешным, доверчивым.

    Особым спросом пользовались всегда игрушки для детей. Главной их особенностью было несложное, но метко переданное движение, которое достигалось прикреплением фигурок на планках, на балансе или пружинках. И получалось, что, дернув за шнурок, ребенок приводил в движение дровосека, который рубил дрова, или скачущего всадника, или клюющих зерна кур.

    Народную игрушку с давних пор мастерили, чтобы учить ребенка, в нее мастер вкладывал все, что хотел видеть в подрастающем поколении. Ну а чему может научить та же лиса-рукодельница или свившая уютное гнездо птичья семья? Трудолюбию, ласке, радости, добру. Могут порадовать и повеселить ребенка. Богородская игрушка – рукотворная. Она вручную вырезается из дерева (березы, липы, осины, сосны) и не окрашивается. Благодаря этому, сохраняется природный цвет дерева, его тепло и очень приятная на ощупь поверхность, безупречная в гигиеническом отношении для маленького ребенка.

    Богородская деревянная игрушка вызывает у детей особый интерес и чувство радости благодаря тому, что она с движением. Подвижность отдельных частей игрушки и простота механизма, приводящего их в движение, расширяет возможности использования игрушки в педагогическом процессе. Самым маленьким детям взрослые с помощью богородской игрушки могут показать театрализованное представление: собрались курочки в кружок и клюют зернышки, сел медвежонок на качели и раскачивается и т.п. Действия деревянных фигурок вызывают смех, побуждают к звукопроизношению: тук-тук, кач-кач и т.п.

    Возможностьэкспериментировать с игрушкой и при этом добиваться результата имеет очень большое значение для развития личности маленького ребенка. В процессе действий с игрушкой у малыша просто и естественно проявляется л юбознательность, познавательная активность, инициативность, а полученный результат способствует формированию уверенности в себе и своих возможностях. В богородских игрушках нашел отражение мир животных, который пользуется особой любовью детей, и знакомство с которым является необходимым для их познавательного развития.

    Благодаря познавательному и эстетическому развивающему воздействию игрушек, у маленького ребенка просто и естественно формируются правильные представления о внешнем виде животных, он овладевает приемами приведения игрушки в движение, и при этом у него закладываются предпосылки художественного вкуса. С возрастом интерес ребенка к действиям с богородской игрушкой снижается, но ее эстетическое воздействие сохраняется. Богородская игрушка становится важной частью предметно-развивающей среды ребенка – она украшает быт, идейно-эмоционально организует его: учит любить и ценить красоту искусства своего народа и готовит маленького россиянина к встрече с другими видами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.

    Важной особенностью богородских деревянных игрушек является то, что они, отражая жизнь и являясь произведениями народного искусства, находятся не в музее, а могут «жить» рядом с детьми в семье и дошкольном образовательном учреждении. Благодаря этому, создается возможность постоянного общения ребенка с подлинными произведениями искусства и происходит то, что называется в науке обратной связью – произведения искусства оказывают незаметное, благотворное воздействие и создают в доме или детском саду атмосферу покоя и красоты.


    Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе

    Программное содержание:

    1. Формировать знания детей о Богородской игрушке .

    2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

    3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки , ее занимательность.

    4. Развивать интерес к народной игрушке.

    5. Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

    Материалы: Листы бумаги формата ½ А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фотоиллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

    Ход образовательной деятельности:

    1. Организационный момент. Беседа с детьми.

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

    Мишки, кубики, машинки

    И конструкторы большие,

    И мячи и безделушки –

    Это все мои - …игрушки!

    Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

    Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь ?

    Дети: Красивые расписные игрушки .

    Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

    Воспитатель: А что необычного в этих игрушках ?

    Дети: Они не такие как наши игрушки , мягкие, а сделаны из дерева.

    Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

    Дети: Да

    Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

    Дети: Нужно делать зарядку

    Воспитатель : Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

    Физкультминутка.

    Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

    Очень нравится нам делать по порядку:

    Весело шагать (ходьба), руки поднимать (руки вверх),

    Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

    Прыгать и скакать (10 прыжков).

    2. Рисование Богородской игрушки - медведя

    Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

    игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

    Показ изображения Богородского медведя.
    Воспитатель:
    Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные)? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища)? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы)? Что есть на голове у мишки (уши)? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос)? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти)?
    Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

    Показ воспитателя. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

    Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»
    Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)
    Всю зиму до весны сопит.
    Спят зимою бурундук,
    Колючий ёжик и барсук.
    Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)
    Убегает от лисицы.
    Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)
    Напетлял и был таков!

    Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

    3. Итог. Оформление выставки.

    Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?
    - А что - нет?
    - В чем испытали трудности? (
    Ответы детей.)
    Воспитатель проводит выставку детских работ.
    Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.