Войти
Женский портал - SelfShop
  • Спа-пати: удовольствие для души и тела
  • Как убрать морщины на лице Как удалить морщины
  • Как убирают морщины под глазами: все современные способы Устранить морщины на лице в домашних условиях
  • Как выбрать цвет волос правильно
  • Цветные мужские носки: модный тренд сезона
  • Как сделать ракету из картона?
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда в доу по фгос Трансформируемость группы в детском саду

    Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая среда в доу по фгос Трансформируемость группы в детском саду

    Понятие предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств»

    (С.Л. Новоселова).

    При построении предметно-пространственной среды ДОУ педагогами учитываются нормативные документы:

    Письмо Минобразования РФ «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»,

    Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

    Постановление о «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и т.д.

    В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.

    С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского,

    П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

    В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

    Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении - обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности. Дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

    Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно- пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.

    Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.

    Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по зонам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

    Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность :

    Развивающие игры, технические устройства и игрушки,

    Модели, предметы для опытно-поисковой работы,

    Большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде

    1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства д/с, Группы, а также территории, прилегающей к ДОУ или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

    2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

    3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    ● реализацию различных образовательных программ;

    ● в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

    ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

    · учет возрастных особенностей детей.

    4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

    ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

    ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

    ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

    ● возможность самовыражения детей.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

    ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

    ● наличие в Организации (группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    4) Вариативность среды предполагает:

    ● наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

    ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательная деятельность;

    ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    · исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют функцию:

    Информационности - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

    Стимулирования. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

    Развивающую - сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

    Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия. Предметно-пространственная среда в детском саду должна:

    · привлекательный вид;

    · выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

    · снимать утомляемость;

    · положительно влиять на эмоциональное состояние;

    · помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

    · давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

    Маленького ребенка окружают различные предметы, имитирующие мир взрослых, или специально придуманные для развития ребенка. Он активно манипулирует этими предметами, стремится узнать, как они устроены, для чего предназначены, пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности. Ребенок интересуется тем, как работают различные машины и механизмы, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы.

    Показатели оценки развивающей среды:

    · Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;

    · Отсутствие конфликтов среди детей;

    · Наличие продуктов детской деятельности;

    · Динамика развития ребенка;

    · Невысокий уровень шума.

    Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:

    · Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;

    · Совсем незнакомые предметы и материалы.

    Развивающая предметно-пространственная среда

    рассматривается

    как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности;

    включает

    обстановку, объекты и материалы различного функционального значения;

    позволяет

    педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.

    Таким образом, развивающая среда - это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

    Развивающая среда группового помещения детского сада выступает значимым фактором для развития личности ребенка. Многие исследователи справедливо отмечают, что пространство группы должно стать полифункциональным, трансформируемым и динамичным. Для решения этой проблемы нами совместно с преподавателем ГБПОУ Технологический колледж №21 В.В. Палагиным был разработан проект модернизации групповых помещений для детей 5 - 7 лет, предполагающий активное участие в его реализации студентов колледжа. Проект, получивший название "Уютный детский сад" был реализован в дошкольном отделении № 11, ГБОУ Лицей № 1598 г. Москвы в 2014 г. и получил признание у сотрудников детского сада, воспитанников группы и их родителей.


    Основной концепт наполнения групповой среды заключается в использовании трансформируемой, мобильной, полифункциональной мебели, соответствующей антропометрическим данным детей и требованиям безопасности и гигиеничности.

    В организации предметно-пространственной развивающей среды группового помещения для детей старшего дошкольного возраста мы ориентировались на рамочную конструкцию среды, предложенную Н. А. Коротковой. Согласно ее исследованиям необходимо и достаточно разделить групповое пространство на три части: 1) зону для спокойной по преимуществу деятельности, 2) активную зону, 3) рабочую зону , для того чтобы обеспечить содержательную базу образовательного процесса в ДОУ. Эта идя полностью реализована в ходе проекта.

    Использование мобильной и трансформируемой мебели позволяет динамично преобразовывать стреду группы в зависимости от образовательных задач, стоящих перед педагогом; от игровых потребностей ребенка открывать что-то новое, видоизменять среду в зависимости от придуманных сюжетов, самому становиться героем своих фантазий и игр.

    Главное требование к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности. А роль педагога заключается в том, чтобы наблюдать и контролировать этот процесс и защищать ребёнка от вредных воздействий.

    Этим требованиям отлично соответствует концепция, сформулированная доктором психологических наук С.Л. Новосёловой, и именно этой концепции придерживается большая часть специалистов. Она утверждает, что развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, которая развивает его духовный и физический облик и предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

    Отсутствие деятельности ведёт к ограничению возможностей и депривации личности в дальнейшем. Именно поэтому деятельность ставится в этой концепции на первое место. Она формирует психику через обобщение ребёнком своего личного опыта, а предметное окружение этому способствует.

    Из чего состоит развивающая среда?

    Полноценная предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС состоит из:

    • большой игровой площадки;
    • разнообразного игрового оборудования;
    • набора игрушек;
    • игровой атрибутики;
    • различных игровых материалов.

    В такой среде ребёнок должен самостоятельно стремиться к деятельности, которая будет развивать у него умственные и творческие способности, воображение, навыки общения, формировать личность в целом. Чтобы быть развивающей, среда должна соответствовать всем этим требованиям. Вопрос её организации — задача дошкольного образовательного учреждения, которую ставит новый ФГОС.

    Компоненты развивающей среды

    Анализируя работы учёных, можно выделить три компонента развивающей среды. При этом предметно-пространственному компоненту отводится центральное место.

    1. Социальный.

    Основными критериями этого компонента являются:

    • хорошее, весёлое настроение;
    • уважение к воспитателю как руководителю процесса;
    • дружеская атмосфера, которая способствует совместной деятельности детей и поощряет сотрудничество;
    • задействованность всех субъектов среды в образовательном процессе.
    1. Пространственно-предметный.
    • среда должна быть гибкой настолько, что и ребёнок и воспитатель могли управлять ею при необходимости.
    • у ребёнка должна быть возможность легко переходить от одной деятельности к другой и любые её виды должны быть частью одного целостного процесса;
    • среда обязана быть комплексной и сложной, включать в себя множество различных элементов, помогающих ребёнку развиваться и познавать.
    1. Психодидактический.

    Под этим компонентом подразумевается такая деятельность педагогов, вовлечённых в процесс воспитания и образования, которая будет способствовать полноценному развитию детей.

    Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде

    ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка.

    ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка.

    Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей. В одном месте — конструкторы, в другом — наборы для рисования, в третьем — наборы для экспериментирования или ручного труда.

    Обязательное условие — наличие среди оборудования большого набора материалов, которые будут стимулировать ребёнка к познанию:

    • развивающие игры;
    • простые технические устройства и модели;
    • лупы, магниты, весы и наборы для проведения опытов;
    • природные материалы, которые можно изучать, собирать в коллекции и с которыми можно проводить эксперименты.

    Основные проблемы при организации предметно-развивающей среды

    Можно выделить две основные причины плохой организации развивающей среды. Первая — использование устаревшего подхода, бывает, даже с советских времён. Вторая — понимание среды как фона, мол, педагог должен воспитывать, а окружение — лишь средство.

    Из-за этого происходят проблемы. К примеру, отсутствие понимания того, как изменился мир сегодняшнего дошкольника. Нельзя игнорировать такое популярное явление, как конструктор «Лего» и популярнейшие трансформеры, не говоря уже про различные гаджеты и компьютерные игры. Развивающая среда должна быть привлекательна для ребёнка, он должен чувствовать себя в ней комфортно.

    Нарушение целостности и отсутствие разнообразия так же снижает интерес дошкольника к среде, а также может увеличить утомляемость и доставить дискомфорт. Это происходит, когда развивающая среда состоит из набора не связанных уголков или жёстко зонируется либо, если по каким-то причинам, педагоги делают необоснованный упор на определённый вид деятельности (например, рисование или краеведение), либо, когда пространство перенасыщено устаревшими или однообразными игрушками и другими материалами.

    Как создать развивающую среду в ДОУ?

    При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей.

    Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать.

    Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

    1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
    2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
    3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
    4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки - о женственности.
    5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

    Построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

    Ключевые понятия: «развивающая среда», «насыщенность среды», «трансформируемость пространства», «полифункциональность материалов», «вариативность среды, «доступность среды», «безопасность среды».

    Направление деятельности и развитие ребёнка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

    Все, что окружает ребёнка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берём на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

    В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно-пространственная среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креативного поля.

    Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении), приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста.

    Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации - обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей и совершенствования структуры детской личности.

    Главное требование к организации развивающей предметно-пространственной среды - её адекватность реализуемой в ДОО программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребёнка.

    Цель взрослого в развивающей предметно-пространственной среде - содействовать развитию ребенка как личности.

    Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать социокультурную развивающую пространственно-предметную среду, которая бы позволила ребёнку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

    На современном этапе развития образования в России существует концепция построения развивающей среды в ДОО, где указано, что построение развивающей предметно-пространственной среды происходит только в контексте личностно-ориентированной модели конструктивного взаимодействия между людьми. Личностно-ориентированная модель воспитания включает :

      психологическую защиту ребёнка,

      социально-личностное развитие,

      раскрытие индивидуальных возможностей детей.

    Многогранность развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, сложность и многообразие протекающих в ней процессов обуславливают выделение внутри нее нескольких составляющих подпространств:

    1.Образовательное пространство.

    2.Коммуникативное пространство: взаимодействие детей в процессе продуктивных видов деятельности, полноценное межличностное общение, стиль общения педагога, совместная деятельность, позитивное сотрудничество педагога с детьми.

    3.Коррекционное пространство: коррекция речевого развития, коррекция познавательного развития, коррекция эмоционального и коммуникативного развития.

    4.Развивающее пространство: система развивающих занятий, упражнений и игр, стимулирование двигательной активности.

    5. Креативное пространство: формирование творческого потенциала, творческой самостоятельности, стимулирование творческой активности.

    Важнейшим условием развития творческой личности ребенка является создание развивающей среды, которая, во-первых, обеспечит возможность совместной деятельности детей и, во-вторых, станет основой проявления индивидуального творчества каждого ребенка.

    Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, повышающих активность ребенка в разных видах деятельности, направленных на коррекцию отклонений и развитие всех сфер психики.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде:

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

      реализацию различных образовательных программ,

      в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия,

      возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

      двигательную активность детей,

      возможность для уединения,

      возрастные особенности детей,

      национально-культурные и климатические условия

    3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

      Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

      Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

      игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

      двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

      эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

      возможность самовыражения детей.

    Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

    2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3) Полифункциональность материалов предполагает:

      возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

      наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

    4) Вариативность среды предполагает:

      наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

      периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5) Доступность среды предполагает:

      доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

      свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

      исправность и сохранность материалов и оборудования.

    6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:

    Организация зон для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, театрализованной, двигательной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование для развития игры, импровизации, перевоплощения.

      Сочетание центров среды в группах

    Размещение оборудования по принципу нежёсткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, полоролевому принципу, уровню развития детей.

      Информированность среды

    Этот показатель включает в себя разнообразную тематику, комплексность, многообразие материалов и игрушек. Ориентиры по подбору материала представлены по основным направлениям развития дошкольников, видам деятельности, областям знаний.

      Обогащенность, наличие природных и социокультурных средств

    Педагог должен включать материал не только разной степени сложности, но и разнообразным по содержанию, виду и форме, разным способам действия, стимулирующей детей к творчеству (самовыражению) без боязни в чем-то ошибиться, сделать что-то не так «неправильно».

      Вариативность материала

    Среда не должна быть завершенной, застывшей, её следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, дополнения её необходимыми для развертывания деятельности компонентам

      Сочетание новых и традиционных компонентов среды

    Оригинально они представлены в среде ДОУ:

      оформление по сезонам, к праздникам на свисающих нитях от потолка атрибуты, заполняя воздушное пространство помещений;

      в файлах на стенах и шкафчиках;

      в специально отдельном месте, лёгких стендах, полках, стенах творчества.

      Здоровьесберегающие ориентации ПРС

    В первую очередь - это удобство размещения зон для организации коллективной и индивидуальной деятельности. Этому в полной мере соответствуют изделия: открытые легкие стеллажи, этажерки, полочки, комоды, контейнеры, ширмы.

      Обеспечение эстетической направленности

    Каждая деталь оформления детского сада - цвет стен, мебели, штор, расположение картин и дидактического материала, игрового оборудования, размещение растений - всё это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.

    Таким образом, правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность формировать познавательную, творческую активность дошкольников, организовывать музыкальную, театрализованную и другие виды творческой деятельности.

    Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация трансформируемой предметно - развивающей среды группы детского сада.

    Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Федеральные государственные требования направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей: «Физическая культура»; «Здоровье»; «Безопасность»; «Социализация»; «Труд»; «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество»; «Музыка», ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
    Теперь мы должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

    Системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующей содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования, выступает предметно - развивающая среда.

    В течение 2010-11 учебного года мы в группе провели качественный анализ среды на соответствие Федеральным государственным требованиям. Анализ показал, что необходимо усовершенствовать центры развития. Мы выяснили, что необходимо обновлять игровое оборудование для самостоятельной игровой деятельности детей, сюжетной игры, театрализованных игр. При создании предметной развивающей среды мы старались руководствоваться следующими принципами: - полифункциональности среды : предметная развивающая среда должна открывать ребёнку множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. --трансформируемости среды : этот принцип связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, которые позволяют, по ситуации, вынести на первый план то или иное использование пространства (мы отказались от монофункционального зонирования, которое жестко закрепляло функции за определенным пространством). С этой целью был приобретён передвижной стол-модуль на колёсах, на котором разместили материалы и оборудование для познавательно - исследовательской деятельности. Мы руководствовались принципом интеграции образовательных областей. Таким образом материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут более свободно использовать и в ходе реализации других областей. При создании предметной развивающей среды мы учитывали гендерную специфику и обеспечили среду специфичным материалом для девочек и мальчиков. Также мы опирались на принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться детьми в ходе реализации других областей. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор.

    В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Для уединения мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха. Обращаем внимание на то, что дети с нарушениями речи могут иметь затруднения в общении и из-за этого отстраняться от других. Поэтому «насильно» не привлекаем ребенка к общим действиям, играм, если он этого не желает. Психологическое состояние ребенка мы контролируем совместно с логопедом и психологом.

    Развивающая среда разнообразна по оформлению центров детской деятельности и определяется также сенситивными периодами в развитии детей. В подготовительной группе это развитие познавательных, творческих, коммуникативных способностей дошкольников, подготовка детей к школе.

    Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
    В связи с тем, что игровые замыслы детей подготовительной группы разнообразны, весь игровой материал мы разместили так, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны, которые были раньше полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Для этого мы приобрели универсальную складную ширму, стойку с штурвалом, настольную ширму-театр, кукольный дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей), тематические строительные наборы (для мелких персонажей).

    Мы в тесном контакте сотрудничаем с родителями. Они предложили создать в группе мини – музей часов. И сами приняли активное участие в пополнении музея экспонатами.

    Построение предметной среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребёнка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.