Войти
Женский портал - SelfShop
  • Как увеличить губы с помощью плампера Вот несколько из них
  • Маска для лица на ночь от морщин Ночная маска для лица своими руками
  • Dragon Age: Фенрис - описание персонажа, особенности и интересные факты
  • Ажурные носки спицами: схемы
  • Прямая юбка с несколькими рельефами Построение юбки с фигурными рельефами
  • От поиска причины ненависти к мужу, зависит дальнейшее разрешение ситуации
  • Депрессия у подростка — как распознать по первым признакам. Шкала М.Ковач (диагностика депрессии) тест на тему Диагностика депрессии подростка и ее лечение

    Депрессия у подростка — как распознать по первым признакам. Шкала М.Ковач (диагностика депрессии) тест на тему Диагностика депрессии подростка и ее лечение

    У многих подростков в период с 12 по 19 лет происходит важный период жизни сопровождающийся рядом физических, эмоциональных, психологических и социальных изменений.

    Сильное давление и постоянная несправедливость суровой реальности всегда приводят к глубоким разочарованиям, т.к. тинейджеры по-особенному чувствительно реагируют на жизненные изменения и стрессы, которые зачастую перерастают в такой диагноз, как подростковая депрессия.

    По статистике Всемирной ассоциации здравоохранения, депрессиям подвергнуты 20% от всего количества подростков, причем девочки страдают от депрессии чаще, чем мальчики.

    Согласно официальным данным, первопричиной многих случаев инвалидности и смертности среди подростков является именно депрессия.

    Итак, из общего количества подростков, которые страдают депрессией, 10-15% регулярно имеют отдельные симптомы депрессии, 6% мучаются от клинически выраженной депрессии и целых 30% из них испытывают затяжные депрессивные расстройства продолжительностью более года.

    Подростковая депрессия симптомы

    Подростки зачастую испытывают при обострениях депрессии:

    • головную боль;
    • колики в животе;
    • вялость;
    • сонливость;
    • частую плаксивость.

    В этот период дети могут особенно часто болеть простудными заболеваниями.

    Признаки депрессии у подростков​​​​​​

    1. Раздражение и мгновенная вспыльчивость.
    2. Постоянное беспокойство.
    3. Чувство вины не по делу и самобичевание.
    4. Разбитость и полное игнорирование.
    5. Низкая самооценка.
    6. В зависимости от индивидуальных особенностей организма — резкая потеря веса.
    7. Неопрятный внешний вид.
    8. Бессмысленность существования.
    9. Потеря интереса и мотивации.
    10. Желание остаться наедине с самим собой.
    11. Рассеянность.
    12. Мысли о самоубийстве.
    13. Сложности с коммуникациями.
    14. Печаль и грусть.
    15. Энергетическая опустошенность.

    Разница между подростковой и взрослой депрессией

    Тинейджеры испытывают депрессию более эмоционально и с сильно выраженными внешними проявлениями, в отличие от взрослых.

    В силу того, что в юношеском возрасте люди чаще всего пытаются не показывать слабости, то в конечном счете скапливают боль внутри себя и не обращаются за помощью к профессионалам (или хотя бы к близким людям).

    Подростки сильнее, чем взрослые подвержены критике и при первых же словах в свой адрес, сразу же чувствуют угнетенность и потерю настроения.

    Дети зачастую страдают от отсутствия друзей, расизма, нежелания ходить в школу или от продолжительного отсутствия родителей рядом.

    Подростки постарше страдают от недопонимания окружающих, обостренного социального неравенства, зачастую из-за отношений с противоположным полом, а также депрессия возникает в связи с экзаменами и выбором дальнейшей профессии и т.д.

    Негативное влияние депрессии

    Депрессия разрушительно влияет на психику тинейджера, они подавлены и сущность их личности ломается.

    Депрессии подвластны абсолютно все подростки, в том числе представители из благополучных, полных и обеспеченных семей.

    В попытке уйти от сложной реальности, некоторые подростки погружаются с головой в лучшем случае — в виртуальный мир, в худшем случае — пытаются уйти от проблем с помощью алкоголя, курения и наркотиков. Естественно, при этом проблемы только усугубляются.

    У детей часто развиваются дистимии, продолжительность которых в среднем составляет 4 года. В данном случае дети трактуют такое подавленное состояние как норму и даже не могут жаловаться на колебания своего настроения.
    Часто постоянные издевательства сверстников за лишний вес влекут за собой помимо глубокой депрессии еще и анорексию и булимию. Постоянные стрессы ведут к злокачественным опухолям, сахарному диабету или астме.

    Из-за нескончаемых негативных мыслей, недостатка энергии, отсутствия концентрации внимания и плохого настроения, падает работоспособность и пропадает интерес к учебе. Все это напрямую оказывает влияние на успеваемость в школе, иногда к прогулам и срыванию уроков.

    Подросток и самоубийство

    Россия занимает 4 место в мировом рейтинге по количеству самоубийств среди подростков.

    Суицид, как правило, является тщательно продуманным планом, который созревает долгое время в уме подростка и воплощается при «точке кипения», когда все наболевшее доходит до пика и наступает полнейшая безысходность.

    Подростки думают, что в смерти есть смысл, т.к. только в этом случае они могут достучаться до мира со своими протестными убеждениями, либо доказать кому-то как же много они потеряют при исчезновении этого человека. Поэтому если говорить с точки зрения случаев самоубийств, то причины подростковой депрессии заключаются в том, что окружающие довели своими издевательствами подростка до состояния никчемности и он решил таким способом прекратить мучения.

    Подростки нередко дают понять о скором уходе из жизни неоднозначными намеками, двусмысленными прощаниями и опрометчивыми поступками. Третья часть тинейджеров, которые уже пытались покончить жизнь самоубийством однажды, не останавливаются и доводят свои попытки до конца.

    Очень важно вовремя обратиться к специалисту за помощью, не упустив момент, пока проблема еще не сильно запущена.

    Методы диагностики

    Распространенность подростковых депрессий возросла за последнее десятилетие и диагностируется во все более раннем возрасте. Правильно поставленный диагноз и подходящий метод лечения имеют решающую роль при диагностике депрессии.

    В развитых странах уже давно принято посещать психолога для решения такого рода проблем, тем более на начальном этапе любая проблема легко устраняется.

    Рассмотрим несколько методов диагностики депрессии у подростков:

    1. Тестирование.
      Существует около 20 различных методик по тестированию пациентов, по результатам которых назначается лечение. Необходимо ответить на ряд вопросов о своих беспокойствах.
    2. Осмотр.
      Если врач предполагает, что первопричиной может выступать иное заболевание, то он дополнительно проводит физикальное обследование, чтобы подтвердить или исключить физическое происхождение депрессии.
    3. Лабораторные тесты.
      Врач выписывает направление на прохождение анализа крови, цитохром Р450, либо анализ крови на гормоны щитовидной железы.
    4. Психологическая оценка.
      В результате личной беседы обсуждаются мысли, чувства и переживания подростка. Определяется степень, характер развивающейся депрессии, а также риск суицида.
      Полное заключение психолог составляет на основе критериев «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)», запатентованной методике, подтвердившей свою эффективность на практике.

    Подростковая депрессия: как бороться и методы лечения

    1. Лекарственные препараты.
      Согласно решению FDA, было одобрено два препарата в целях борьбы с депрессией в подростковом возрасте: Флуоксетин и Эсциталопрам.
      Психиатр может выписать и иные препараты, в случае, если так сложится клиническая ситуация.
    2. Когнитивно-поведенческая терапия.
      Основана на работе с комплексами, самооценкой и робостью. Цель такой методики — это полная социальная адаптация подростка.
    3. Индивидуальная психотерапия.
      Нацелена на выработку у тинейджера способности давать отпор, высказывать свое мнение
    4. Семейная психотерапия.
      Если причина осложнений кроется в семейных конфликтах, недопонимании и рукоприкладствах, то необходима работа не только с ребенком, но и с родителями. Семейная психотерапия поможет сбалансировать отношения между членами семьи и прийти к компромиссам.
    5. Госпитализация.
      В некоторых случаях, когда есть риск того, что подросток может как-нибудь навредить себе, либо своим близким, то на помощь приходит психиатрическое лечение в специализированном учреждении.

    Антидепрессанты и подростковый мозг

    Мнения специалистов о положительном и негативном влияниях на мозг подростков очень разнятся, однако обе стороны признают эффективность этих препаратов.

    Доказано, что существует прямая зависимость приема некоторых препаратов, которые меняют нейронные сети мозга при повышении уровня активности серотонина. Антидепрессанты при проведенных опытах, активируют нейрогенез (процесс образования новых нейронных клеток).

    Зачастую подросткам выписывают антидепрессанты, которые относятся к группе СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), которые заставляют быстрее работать левое полушарие мозга, а правое — медленнее.

    Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

    Подросток очень нуждается в поддержке, поднятии самооценки и искреннем интересе близких людей.

    Круг общения должен быть по максимуму комфортным для тинейджера и тогда у него появится доверие к социуму.

    Т.е. если он нуждается в смене школы, то так и нужно поступить, ведь формирование здоровой личности намного важнее на данном этапе. Необходимо в общении с подростком соблюдать деликатность, принимать всерьез реально существующие проблемы и при любых осложнениях обращаться к специалисту. Подростковая депрессия — явление устранимое при правильном подходе к лечению и надлежащей моральной поддержке. Эмоциональные сдвиги бывают у всех и каждого человека. Подростковая психика только формируется и ей свойственны перепады в зависимости от тех или иных внешних и внутренних факторов. Т.к. фундамент определенных поведенческих характеристик закладывается именно в переходном возрасте, важно вовремя отреагировать на негативные изменения в поведении подростка, чтобы в конечном счете его жизнь стала полноценной и свободной от проявлений депрессии.

    Видео на тему

    Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

    Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний»

    Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

    Цель: определение уровня депрессии.

    Описание. Полное тестирование с обработкой занимает 20–50 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Опросник

    Продолжение таблицы

    Интерпретация данных. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

    УД = ? пр. + ? обр. ,

    где? пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываням № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;

    Обр. – сумма цифр «обратных», зачеркнутыми высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16,17,18, 20.

    Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д. В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

    Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

    автора Соломин Валерий Павлович

    Методика «Шкала самооценки тревожности» Данный тест – надежный и информативный способ самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Применяется для

    Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

    Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

    Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

    Методика диагностики психических состояний С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

    Из книги Психологические технологии управления состоянием человека автора Кузнецова Алла Спартаковна

    Приложение 2 Методика «Шкала состояний» (русскоязычная адаптация А.Б. Леоновой, 1984) Инструкция: «Прочтите каждую из представленных ниже пар полярных утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному

    автора Копытин Александр Иванович

    4.1. Рисуночные тесты Сильвер как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков Американский арт-терапевт Р. Сильвер разработала несколько диагностических, коррекционных и развивающих методик, в том числе: Рисуночный тест Сильвер

    Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

    4.3. Методы арт-терапевтической коррекции депрессивных состояний и агрессивности у детей и подростков При наличии в рисунках детей и подростков признаков депрессивного состояния и агрессивности применению методов арт-терапевтической профилактики и коррекции должно

    Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

    Критерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)

    Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

    МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

    Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

    Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

    Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

    Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.2. В компании я

    Из книги Техники психотерапии при ПТСР автора Дзеружинская Наталия Александровна

    Шкала для клинической диагностики ПТСР (Clinical-Administered PTSD Scale – Caps) Пациент____________________Дата______________Интервьюер____________A. ТРАВМАТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ____________________B. ПОСТОЯННО ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ ПЕРЕЖИВАНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ(1) Повторяющиеся навязчивые воспоминания о событии,

    Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

    3.5.3. Шкалы для диагностики депрессивных расстройств Для изучения психического состояния больных с депрессивными нарушениями разработаны многочисленные оценочные шкалы, позволяющие констатировать не только сам факт наличия депрессии, но и ее выраженность. При

    Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

    Из книги Измени свой биологический возраст. Back to 25 автора Лавриненко Семен Валерьевич

    Приложение 2. Опросник Бека. Диагностика депрессивных состояний Несмотря на простоту выполнения, опросник Бека показал высокую клиническую эффективность при предварительных обследованиях.Инструкция: Перед вами находится опросник, содержащий 13 групп (А-Н) из 4-х

    автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

    Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс.

    Опросник содержит 13 вариантов вопросов , по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа). Подростку предлагается ответить, выбрав наиболее подходящий вариант на все 13 вопросов. Варианты ответов адаптированы для подросткового возраста. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты. Под обш. ред. А.А. Реана. - М.: АСТ, 2007. - 128 с.

    После, при обработке опросников за каждый ответ ставятся баллы : за каждый ответ А насчитывается 0 баллов, ответ Б -- 1 балл, В -- 2 балла, Г -- 3 балла. После подсчитывается суммарный балл. Если он не превышает 10, то у ребенка нет склонности к депрессиям , если от 10 до 19, то возможно имеет место депрессивность . Если же он от 19 до 24 баллов, то подросток возможно страдает от начинающейся депрессии . Если же он превышает 24 балла, то ребенка необходимо андтидепрессивная терапия , так как он страдает от средне или сильновыраженной депрессии.

    Перед началом диагностики депрессивности подростков по методу Бека всем подростка раздают бланки-опросники и объясняют, как их нужно заполнять. Когда группа исследуемых детей готова, они приступают по команде к заполнению опросника (приложение 1). На заполнение отводится 40 минут. Если кто-то из тестируемых заканчивает заполнение ранние, ему позволяют тихо удалиться из аудитории.

    Пример подсчета баллов приведен в заполненном опроснике Андрея Авдеева (приложение 2).

    Шкала депрессии Бэка (BDI) позволяет выявить не только депрессивность и степень депрессии у подростков, но также исследовать когнитивно-аффективные и соматические проявления депрессии . Познавательно-аффективную, то есть интеллектуально-эмоциональную сферу детей характеризуют утверждения под номерами 1-5, 7, 9, 11, 13. Соматические проявления можно определить по утверждениям 6, 8, 10 и 12.

    После прохождения диагностики депрессивности по методике Бека, подростки проходят дифференциальную диагностику депрессивных состояний по методике В.А. Жмурова . Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика, Методики и тесты. - М.: Бахрах-М, 2004. - 672 с. Методика адаптированная для подростков, представляет собой, подобно предыдущей, тест-опросник, состоящий из 39 утверждений (приложение 3) с четырьмя вариантами ответов. Эти утверждения определяют наличие и степень депрессивного состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Также дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент тестирования и отличить депрессивность от депрессии. Каждое утверждение оценивается по 3-балльной шкале. При этом ответы, обозначенные буквой а - получают 0 баллов, буквой b - 1 балл, с - 2 балла, d - 3 балла. Чем больше, количество баллов, тем соответственно сильнее выражено депрессивное состояние:

    1-9 - депрессии нет;

    10-24 - имеет место депрессивная акцентуация характера;

    25-44 - начальная степень депрессии;

    45-67 - средняя степень депрессии;

    68-87 - значительная депрессия;

    88 и более - депрессия, требующая экстренной терапии.

    Пример подсчета баллов приведен в анкете того же Андрея Авдеева (приложение 4)

    Обе методики во многом сходны, поэтому первая применяется как формирующий эксперимент, а вторая как контролирующий. После проведения обоих опросов и подсчета баллов по каждой анкете составляются сводные ведомость по всей группе исследуемых подростков с двигательными тиками (приложения 5). Схожая сводная ведомость предусмотрена и для детей здоровых (приложение 6).

    Методика Жмурова позволяет также рассматривать отдельно познавательные и соматические проявления депрессии , так как нахождения одного только общего бала бывает недостаточно для классификации депрессивного состояния и понимания его природы. Подольский А., Идобаева О., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

    софья 16.09.2019 20:56

    Тяжелая депрессия. Необходимо срочно обратиться за помощью к психологу. Возможно, потребуется консультация психиатра. мне не верит мам она говорит что я неблагодарная свинья которой делаешь все а она говорит что у нее дипресия а то что я хочу покончить жизнь самоубийством я сказать не могу

    Виктория 23.08.2019 01:10

    Несколько месяцев назад вполне серьёзно продумывала планы самоубийства. Размышляла, как это лучше всего сделать. У моей мамы на тот момент была глубокая депрессия в связи с проблемами со здоровьем, мне было настолько плохо от того, что я не могу ей помочь, что чувство собственной никчёмности просто уничтожало. Я училась в 11 классе, не спала ночами, не могла запомнить ни единого предложения в справочнике. В старшие классы я пошла не в ту школу, где училась до этого и для меня это было сильным стрессом. Имея практически фотографическую память ранее, я не помнила НИЧЕГО. Память, правда, постепенно стала восстанавливаться, но лишь спустя где-то полгода. Мамино состояние не позволяло мне наконец заняться собой, как-то взять себя в руки. Я так и не решила, куда мне поступать, не выбрала специальность, и, вследствие этого, слишком поздно начала подготовку к экзаменам. Я не сдала третий необходимый для поступления предмет, только два. В вуз я не смогу поступить в этом году, да это и не особо и расстраивает. Подумываю о том, чтобы попробовать сдать в следующем году, а пока в колледж. Только вот появилась проблема с документами и я не знаю, возьмут ли меня или нет. Никому говорить не стала, не хочу расстраивать. Ладно) Потратив полтора года на бессмысленное самобичевание и мысли о суициде, я вдруг решила: хватит! Это зашло слишком далеко. Хоть у меня и нет цели, стремлений в будущем, неужели нельзя просто жить? В мире много замечательных вещей: музыка, кино, искусство. Я научилась играть на гитаре. Всегда любила живую музыку. Критика - это лишь чужое мнение, недостойное моего внимания. Мало ли о чем думают другие люди обо мне? Ведь друг о друге они наверняка думают то же самое! Так чем же я хуже? А критика не имеющих о моей жизни ни малейшего понятия людей пусть идет ко всем чертям. И мне стало легче. Как-то проще жить. У меня все хорошо. И суицид отменяется, мне нравится жить, дышать, учиться, играть, петь... Жизнь классная штука

    16.08.2019 19:22

    Полгода думаю о том, чтобы покончить с собой. Моя мама пыталась покончить с собой и проходит лечение в психиатрической клинике. Когда она попыталась сделать это впервые мне было всего 10. Мне было очень больно и обидно, для меня это было предательством, я поняла, что в моей жизни уже не будет ничего хорошего. Моему отцу на меня плевать, он живёт в другой стране и звонит раз в месяц. У меня нет ни друзей, ни парня. Я не хочу никуда выходить и мне тяжело общаться с людьми, поэтому я постоянно сижу дома. Мне тяжело находиться на людях, я начинаю сильно нервничать Мне очень одиноко и грустно, а ещё я боюсь будущего. Я перехожу в 10-й класс и через два года мне надо будет куда-то поступать, я не знаю куда и я не очень хорошо учусь, потому что у меня начала ухудшаться память. Мне больно от того что я никому не нужна, я ненавижу свою жизнь и себя. Отчасти я виновата в том, что у меня нет друзей, так как со мной скучно и я постоянно думаю о своих проблемах. Я чувствую себя ненормальной. Хотела бы, чтобы у меня были любящие родители, но отцу я не нужна, он не тот человек, который будет заботиться о своем ребенке, да и вообще он не семейный человек, живёт один. Жизнь мне кажется скучной, я не получаю удовольствия от жизни. Я часто плачу по ночам. Когда в гости приходят родственники или знакомые, мне становится ещё тоскливей и я чувствую себя ещё более одинокой. Я никому не говорила о том, что чувствую, я привыкла все держать в себе, не хочу казаться жалкой, да и вообще мало говорю о своих чувствах, когда меня спрашивают почему я такая грустная, стараюсь сделать вид, что мне не грустно, но мне обидно, что об этом спрашивают люди, которые знают в какой ситуации я нахожусь (имею ввиду родителей). По сравнению с ровесниками чувствую себя лохом и неудачником, потому что это так и есть. В школе я серая мышь. У всех них есть друзья, нормальное родители и даже отношения, а у меня нет, но дело в том, что мне не очень этого хочется. Я не знаю вообще чего я хочу. Я живу в постоянном страхе, сперва я боялась за маму, после ее первой попытки покончить с собой я боялась, что она сделает это снова и она сделала. Родственница с которой живу уже в пожилом возрасте и теперь я боюсь за нее. Мне надоела такая жизнь. Никто не понимает насколько плохо мне сейчас. Я не хочу умирать, но жить так тоже не хочу и не хочу. Никто мне не поможет. Я не вижу ничего хорошего в своем будущем. Вижу, как счастливы другие люди, а я нет. Многие люди думают, что я живу счастливо, что я не скучаю по маме, что мне не больно от такого отношения отца ко мне. На самом деле я в отчаянии и продолжаю думать о том, чтобы повеситься.

    КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    8 -11 КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА

    «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

    _______________________________________________________

    Секция 1

    Предметы гуманитарного цикла

    Подсекция 3. Педагогика и психология

    ТЕМА:

    Депрессивные состояния

    в период кризиса подросткового возраста.

    Исследовательский проект

    Филимонова Мария Викторовна,

    обучающаяся 10 «С» класса

    Научный руководитель:

    Федосеева Алина Агляметдиновна,

    педагог-психолог

    Образовательное учреждение:

    Филиал МБОУ Уваровщинской сош

    в с.Соколово Кирсановского района

    c . Соколово

    2015 год

    Содержание:

    Введение ………………………………………………………………………………3

    I. Теоретическая глава……………………………………………………………… 5 - 14

    1.1.Депрессия как эмоциональное состояние личности…………………………… 5 -7

    1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков…………… 7 - 9

    1.3.Симптомы депрессии у подростков……………………………………………… 9 - 10

    1.4. Причины подростковой депрессии………………………………………………10 - 12

    1.5.Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний………… 12 - 14

    II. Практическая глава……………………………………………………………… 15 - 17

    2.1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI.

    2.2. Проведение дополнительного анкетирования и онлайн тестирования по методике

    Люшера среди подростков с высокими показателями депрессии.

    Заключение …………………………………………………………………………………19

    Список литературы ……………………………………………………………………… 20

    Приложения …………………………………………………………………………… 21 -29

    Введение

    Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

    Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния. В 60-70 г. г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г). В 90-е г. г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии - общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.

    Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и а так же их профилактики.

    Объектом моего исследования является подросток.

    Предмет исследования : депрессивные состояния в период кризиса подросткового возраста.

    Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.

    Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу : предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

    Задачи:

    изучить литературу и Интернет-источники по теме;

    провести анкетирование среди подростков;

    проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

    Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, регистрация, ранжирование.

    I. Теоретическая глава:

    2.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности

    Ч то же такое депрессия? Из литературы и Интернет-источниковя узнала, что депрессия (от лат. depressio – подавление) -это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления. Депрессия - это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

    Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

    1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

    2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

    Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

    Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

    Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

    Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

    Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

    1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков

    Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.

    Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

    Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

    Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

    Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.

    http://lusher.op-team.ru/

    Приложения

    Приложение 1

    Бланк опросника CDI

    Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

    1.□ У меня редко бывает грустное настроение.

    У меня часто бывает грустное настроение.

    У меня все время грустное настроение.

    2.□ У меня никогда ничего не получится.

    Я не уверен, что у меня все получится.

    У меня все получится.

    3.□ В основном я все делаю правильно.

    Я многое делаю не так.

    Я все делаю неправильно.

    4.□ Многое для меня является забавным.

    Некоторые вещи меня забавляют.

    Ничто меня не забавляет.

    5.□ Я все время себя плохо чувствую.

    Я часто себя плохо чувствую.

    Я редко себя плохо чувствую.

    6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.

    Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

    Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

    7.□ Я себя ненавижу.

    Я себе не нравлюсь.

    □ Я доволен собой.

    8.□ Все плохое происходит по моей вине.

    Многие плохие вещи происходят из-за меня.

    Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

    9.□ Я не думаю о самоубийстве.

    Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

    Я хочу покончить с собой.

    10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

    Желание плакать появляется у меня довольно часто.

    Желание заплакать я испытываю редко.

    11.□ Меня все время что-то беспокоит.

    Меня часто что-то беспокоит.

    Меня редко что-то беспокоит.

    12 □ Я люблю находиться среди людей.

    Я не люблю часто бывать с людьми.

    Я вообще не хочу быть с людьми.

    13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

    Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

    Я легко изменяю свое мнение

    14.□ Я выгляжу хорошо.

    В моей внешности есть недостатки.

    Я выгляжу безобразно.

    15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

    Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

    У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

    16.□ Я плохо сплю каждую ночь.

    Я часто плохо сплю.

    У меня нормальный сон.

    17.□ Я редко чувствую себя усталым.

    Я часто чувствую себя усталым.

    Я все время чувствую себя усталым.

    18.□ У меня часто нет аппетита.

    Иногда у меня нет аппетита.

    Я всегда ем с удовольствием.

    19.□ Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

    Меня часто беспокоят боль или недомогание.

    Я все время испытываю боль или недомогание.

    20.□ Я не чувствую себя одиноким.

    Я часто чувствую себя одиноким.

    Я все время чувствую себя одиноким.

    21.□ В школе ничто не доставляет мне радости.

    В школе мне бывает приятно только время от времени.

    Мне часто радостно в школе.

    22.□ У меня много друзей.

    У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

    У меня совсем нет друзей.

    23.□ С учебой у меня все хорошо.

    Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

    Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

    24.□ Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

    Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если

    Я такой же благополучный, как и остальные люди.

    25.□ Меня никто не любит.

    Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

    Я уверен, что меня кто-то любит.

    26.□ Я часто делаю то, что мне говорят.

    В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

    Я никогда не делаю то, что мне говорят.

    27.□ Я хорошо лажу с людьми.

    □ Я часто ссорюсь.

    Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

    Приложение 2

    Восьмицветовой тест Люшера

    Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.

    Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

    Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов.

    Основные цвета и их символические значения:

    1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.

    2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

    3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

    4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

    Дополнительные цвета и их символические значения.

    5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

    Инструкция: " Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами - цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим..."

    Заключение тестирования Люшера (ученик №1)

    Желаемые цели и поведение, продиктованное этими целями

    Первая выборка

    Считает, что с ним обращаются несправедливо; он не заслуживает такого обращения. Hадежды также обманули его. Рассержен и бунтует против сложивщихся обстоятельств, в которых он видит личное оскорбление.

    Вторая выборка

    Испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя, чувства удовлетворенности.

    Сдерживаемые свойства и неуместное при этом поведение

    Первая выборка

    Чувствует себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимой ему степени сотрудничества или гармонии, к которым он стремится.

    Вторая выборка

    Считает, что он получает меньше того, что ему причитается, что нет ни одного человека, у которого бы он мог всегда найти сочувствие и понимание. Сдерживаемые эмоции делают его обидчивым. Но он сознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, как они есть.

    Психологическая интерпретация

    Стремится производить хорошее впечатление, однако, беспокоится и сомневается в возможности успеха. Считает, что он вправе получать то, на что он питает надежды и чувствует себя беспомощным и страдает, когда обстоятельства оборачиваются против него. Однако, лишь возможность неудач чрезвычайно его огорчает и это может привести к нервному истощению. Видит в себе "жертву", которую ввели в заблуждение и чьим доверием злоупотребляли, принимает этот вымысел за действительность и пытается убедить себя, что в его неудаче достичь какого-нибудь положения и признания виноваты другие.

    Разочарование в несбывшихся надеждах и страх, что, если он поставит перед собой новые цели, то это приведет только к новым неудачам, вызвали значительную тревогу. Он пытается найти спасение от этого в спокойных и гармонических отношениях, которые оградили бы его от разочарований и недостатка признания.

    Заключение тестирования Люшера (ученик №2)

    Откуда в Вас столько негативных установок в отношении себя? Страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение невозможно скрыть даже под маской нарочитой беспечности. Вам срочно нужно повысить самооценку и по-настоящему полюбить себя, со всеми своими мнимыми и действительными недостатками.

    Вы почему-то находитесь в конфронтации с окружающим миром - вы нетерпимы к внешним воздействиям, имеете ирреальные требования к окружению, применяете протестные формы высказываний и поведения, яростно отстаиваете свою самостоятельность принятия решений. Это противостояние вызывает у Вас переутомление, ощущение несчастливости, желание бегства в мир иллюзий. В своем неприятии действительности Вы можете дойти до импульсивных разрушительно-агрессивных поступков. Стоит разобраться в себе и в своем отношении к миру.

    Вы тратите слишком много сил на преодоление возникающих на жизненном пути препятствий. Вам необходимо перестать сомневаться в себе и в прочности своей позиции. Тогда не будет необходимости обвинять в неудачах внешние обстоятельства, скрывать тревогу и ощущение собственного бессилия.

    Ваша эгоцентрическая обидчивость зачастую мешает вам налаживать взаимоотношения с окружающими. Эмоциональная сдержанность со стороны кажется холодностью. Физиологическая сфера не блокирована. А значит, единственная проблемная сторона Вашей жизни - коммуникативная. Стоит развить в себе способности к общению.

    Ваши желания не воплотились в реальность, а надежды разбиваются необходимостью, что вызывает в Вас чувство протеста и состояние выраженного разочарования. Тревожная неуверенность, вызванная неудачами, привела Вас фактически к состоянию стресса, когда Вы не в состоянии эффективно действовать. Осознавая малую результативность своих усилий, Вы пытаетесь уйти от ответственных дел и решений, переключиться на малозначимые занятия. Необходимо осмыслить причины неуспеха, справиться с нерешительностью и начать действовать.

    Сейчас Вы испытываете выраженный стресс в связи с блокировкой самореализации. Проблема прежде всего связана с уязвленным самолюбием и неудовлетворенностью своим социальным статусом. Ощущение собственного бессилия перед лицом препятствий, которые субъективно воспринимаются как неодолимые, и враждебность окружающих вызывают негодование и беспомощность.

    Приложение 3

    Как победить депрессию

    1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.

    2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.

    3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.

    4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.

    5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.

    6. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.

    7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие

    8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

    9. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.

    10. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.

    11. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.

    12. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов

    13. Займитесь подвижным спортом

    14. Вспомните о своем любимом хобби

    15. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.

    16.Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.

    17. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.

    18. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.

    19. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.

    20. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.

    21. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.

    22. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу.Несбалансированная диета – частая причина депрессии.

    Приложение 4

    Список продуктов которые необходимо употреблять в период депрессии и преддепрессивного состояния :

    лосось, белая рыба, индейка, нежирное отварное мясо;

    орехи, 4-5 штук в день;

    сырые фрукты и овощи;

    зелень;

    ягоды;

    мед, 3-5 ложек в день;

    крупы, хлеб отрубной;

    яйца;

    молочные продукты, сыр;

    растительное масло.